Раневская? Она может всё!

В. Перепелица, режиссёр самодеятельного образцового театрального коллектива «Балаганчик» МБУК «Троицкий ДК» Тубкинского городского округа Белгородской области, кандидат педагогических наук

27 августа 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской (1896 - 2016)

Раневская? Она может всё!

Киновечер для старшеклассников

Подготовка. На сцене портрет Ф.Г. Раневской. Оформлена книжная выставка по теме мероприятия. Необходимы: фонограмма песни «Золушка» И.Цветкова на слова И. Резника (в исполнении Л. Сенчиной); видеозаписи фрагментов кинофильмов: «Золушка», реж. Н. Кошеверова (1947); «Пышка», реж. М. Ромм (1934); «Свадьба», реж. И. Анненский (1944); «Весна», реж. Г. Александров (1947); видеозапись фрагмента из пьесы «Шторм», реж. Ю. Завадский (1972).

Эпиграф:
Я не признаю слова «играть».
Пусть играют дети.
Пусть музыканты играют.
Актёр на сцене должен жить!
Ф.Г. Раневская

Действующие лица: Ведущий, Кинокритик, Библиотекарь, Актриса, Литературовед.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный вечер, вернее, киновечер, посвященный одной их самых гениальных актрис прошлого столетия, Фаине Георгиевне Раневской. Символично, что 27 августа 2016 г. в День российского кино актрисе исполняется 120 лет со дня рождения. Известно, что Фаина Георгиевна не любила говорить о себе. Поэтому сегодня рассказывать о ней будем мы. Фаина Раневская и как актриса, и как человек - это удивительнейшее явление не только в отечественном кинематографе. Согласно одному авторитетному английскому изданию, она входит в десятку выдающихся служительниц Мельпомены ХХ века.

Кинокритик. Парадоксально, но, будучи одной из самых признанных актрис, имея огромнейшую популярность, Раневская сыграла меньше, чем хотелось, и гораздо меньше, чем могла бы. Это подтверждала и сама Фаина Георгиевна. О себе она говорила: «Я сыграла сотую долю того, что могла». Фаина Раневская известна больше по эпизодическим ролям, да и те можно перечесть по пальцам. Последние лет двадцать каждый спектакль зритель начинал с бурных оваций. Видеть актрису - это уже было счастьем. Её коллега по цеху на вопрос, какое у Раневской амплуа, сказал, что на этот вопрос ответить невозможно, так как она одна - это целая труппа. Это знали и понимали многие. Недаром же один известный режиссер сказал, что «Раневская может все». И он прав.

Библиотекарь. Она была не только огромного таланта актрисой, она была талантлива во всём, за что бы ни принималась. Личностью была одарённой и разносторонней: чудесно пела, аккомпанируя себе на гитаре или на рояле, прекрасно владела словом, написала по просьбе издательства, как она говорила, «польстившись на гонорар», почти четверть книги воспоминаний о себе, но всё порвала, вернула аванс, посчитав, что писать о себе хорошо - это неприлично. Захотела попробовать себя живописцем, купила акварель, кисточки и, на тебе - один за другим пишет прекрасные пейзажи. Но она посвятила себя театру. «... она во мне таилась»

(Выходит Актриса, садится за стол, берёт ручку и пишет свой дневник.)

Актриса. Я, Фаина Георгиевна Раневская, родилась 27 августа 1896 г. в Таганроге, в состоятельной семье. Настоящая моя фамилия - Фельдман. Мой отец Гирши Хаймович Фельдман, фабрикант и предприниматель, имел в своей собственности завод по производству красок, пароход и несколько гостиниц. У меня было два брата и сестра. Нашим воспитанием и образованием занимались гувернантки. В детстве я немного заикалась и, честно вам признаюсь, не была счастлива в родительском доме. Почему? Возможно, этот недостаток в юные годы привел к чувству отчуждения от окружающих и ранимости моей детской души. Заниматься я не хотела, к математике вообще относилась с отвращением, о чем впоследствии призналась, что «училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать - тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег.». В то же время, согласно семейному статусу обеспеченной семьи, я обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Любила литературу, плакала и радовалась вместе с героями произведения. Играть, представлять кого-либо из людей, мне знакомых, я стала лет с пяти и часто за эти показы была наказана.

Литературовед. В двенадцатилетнем возрасте вместе с родителями Фаина посмотрела немой фильм «Ромео и Джульетта». Он потряс девочку настолько, что прибежав домой, она разбила свою свинью-копилку и все монеты раздала детям во дворе. А после посещения спектакля «Вишнёвый сад» четырнадцатилетняя Фая окончательно сделала свой выбор, твёрдо решив, что непременно будет актрисой. Это было вроде любви с первого взгляда. Даже свой псевдоним, ставший впоследствии её официальной фамилией, актриса взяла из этой пьесы А.П. Чехова.

Ведущий. Очевидцы рассказывают, что однажды по дороге домой у Фанечки из сумочки выпали деньги, их подхватил и закружил ветер, а она смеялась и комментировала: «Как красиво они летят!» Её спутник тогда заметил, что она «совсем как Раневская». «Профессию я не выбирала, - скажет позже Фаина Григорьевна, - она во мне таилась». Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии, где училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.

Библиотекарь. Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей ещё нужно всерьёз учиться сценическому мастерству. Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.

Провинциальная актриса

Актриса. Однако моим надеждам не суждено было сбыться: ни в одну из театральных школ меня не приняли, потому что я неталантливая и некрасивая. Я устроилась в частную школу, но и ту вскоре пришлось оставить, так как не было средств оплачивать обучение. Некоторое время играла в массовке на сценах театров, вбирая мастерство известных актёров. Потом начались мои актёрские «университеты», скитания по провинциальным театрам - Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и другие города. С 1931-го стала работать в театрах Москвы. Весной 1917 г. вся моя семья эмигрировала за границу. Я осталась в России одна. Но судьба была благосклонна ко мне. В Ростове я познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой на всю жизнь обрела надёжного и верного друга. В годы гражданской войны Вульф приютила меня, а выжить нам помогал знаменитый Макс Волошин - большой поэт и чистый, добрый человек. Много страшного было в то время : голод, военный коммунизм, гражданская война, власти менялись буквально поминутно - того, чего нельзя забыть до смертного часа и о чём писать совсем не хочется.

Дебют

Кинокритик. В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 г. у начинающего режиссёра Михаила Ромма, который пригласил её на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка», по знаменитой новелле Мопассана. Прочитав сценарий, Раневская дала согласие. Съёмки, как признавалась актриса, были очень сложными. Не работало отопление, павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актёров зуб на зуб не попадал. Кроме того, постоянная суета, долгая установка света, шум аппаратуры, одним словом - вечная неразбериха. К тому же Раневской сшили платье из той же плотной и тяжёлой ткани, которой был обит дилижанс, поэтому она «чувствовала себя в нём как рыцарь, закованный в латы». Почти все съёмки «Пышки» велись ночью. Может быть, как раз по этой причине у актрисы и появилась бессонница.

Ведущий. Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее Раневская достала подлинник мо-пассановского рассказа и, чтобы лучше вжиться в роль, выучила несколько фраз своей героини на языке оригинала. Приехавший в Советский Союз известный писатель Ромен Роллан был в восторге от фильма, выделив среди актёров Раневскую. По его просьбе «Пышку» демонстрировали во Франции, где картина прошла с огромным успехом. «Вы моя добрая звезда, вы принесли мне удачу»,- сказал тогда Фаине Раневской режиссёр.

(Демонстрируется фрагмент к/ф «Пышка», реж. М.Ромм, 1934 г.)

Эти разные, разные, разные роли

Библиотекарь. Несмотря на успех «Пышки», Раневская решила распрощаться с кино, поскольку «слишком это всё мучительно». И всё же спустя три года она снялась в нескольких фильмах. Но настоящую известность актрисе принесла комедия «Подкидыш», где ей досталась роль самоуверенной жены. Кто же не помнит знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня»? Придумала её, впрочем, как и многие другие, сама Фаина Раневская. Следует сказать, что в дальнейшем «Муля» преследовала её всю жизнь. При виде актрисы мальчишки на улице тут же начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!» Много лет спустя даже Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, не удержался и вместо поздравления произнес: «Муля, не нервируй меня!» В ответ Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Генсек смутился и тихо ответил: «Извините, просто я вас очень люблю». Всё это необычайно раздражало Раневскую, а со временем она стала ненавидеть роль, давшую ей популярность.

Литературовед. С «Мулей» связан и один весьма курьёзный случай из ташкентской жизни Фаины Георгиевны . Она не просто часто его вспоминала. Актриса превратила его в спектакль, трагикомедию, искромётное действо, которое с удовольствием разыгрывала потом перед своими друзьями. Так вот, однажды Фаина Раневская для кого-то из знакомых решилась продать кусок обувной кожи. На рынок она не пошла, сразу отправилась в комиссионный магазин, но там кожу не приняли. А на выходе из магазина Раневскую остановила какая-то женщина и предложила купить у неё эту самую кожу. Сделка не успела совершиться, как неожиданно появился молодой узбек-милиционер, который тут же препроводил незадачливую «спекулянтку» в отделение милиции.

Кинокритик. Предвидя такой поворот событий, Фаина Георгиевна изо всех своих артистических сил делала вид, что она вовсе не арестованная, а просто знакомая милиционера. А так как страж порядка почти не понимал по-русски, то она всячески имитировала непринуждённую дружескую, весёлую беседу. Но толпа мальчишек, разгадав хитрый «план» актрисы, громко и радостно завопила: «Мулю повели! Смотрите, нашу Мулю ведут в милицию!» Фаина Георгиевна горевала по этому поводу: «Это ужасно! Народ меня ненавидит!»

Конечно же, она шутила, впрочем, как и всегда. Народ любил актрису, и она прекрасно это знала.

Актриса. В 1940 г. Ромм вновь пригласил меня сниматься в своей картине. На этот раз – в социально-психологической драме «Мечта». О режиссёре-педагоге у меня сохранились самые добрые воспоминания. В фильме я сыграла роль хозяйки меблированных комнат мадам Розу Скороход. Эта работа помогла увидеть во мне и трагическое начало. Выдающийся американский писатель Теодор Драйзер, который незадолго до

смерти видел эту картину вместе с президентом Рузвельтом, высоко оценил мою игру. Когда началась война, я была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 г., потом вернулась в Москву и была принята в Театр драмы. А вскоре мне предложили роль Мамаши в фильме «Свадьба», где был собран великолепный актерский ансамбль: Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин и многие другие.

Ведущий. Сама же Раневская, ругая режиссёра, говорила, что тот извратил чеховскую прозу. Так ли это? Но с уверенностью можно сказать, что «Свадьба» и по сей день остаётся одной из любимейших зрителями картин, многие выражения из которой стали крылатыми: «В Греции всё есть», «Хочут свою образованность показать», «Какая ж свадьба без генерала» и др.

(Демонстрируется фрагмент к/ф «Свадьба», реж. И.Анненский, 1944 г.)

Библиотекарь. После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей. В 1947-м на экраны вышла комедия Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. По сценарию у Раневской был лишь один эпизод, где её героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.

На предложение режиссёра сделать себе роль самой Раневская придумала множество весёлых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, водевильную стихию. Фразу про скорую помощь: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович» – она, как и многие другие, тоже придумала сама. В итоге актёры «второго плана» – Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.

(Демонстрируется фрагмент к/ф «Весна», реж. Г.Александров, 1947 г.)

Кинокритик. Ребята, кто из вас любит смотреть сказки? (Ребята отвечают.) Я и не сомневался. Но есть такие, которые на века. Одна из них – «Золушка». (Звучит песня «Золушка» И.Цветкова на слова И.Резника.)

Эту сказку смотрели ваши бабушки, мамы, а теперь, уверен, с удовольствием смотрите и вы. Кто же не помнит злую мачеху, для которой «королевство маловато, разгуляться негде»? Это одна из лучших комедийных ролей Фаины Раневской, картина принёсшая актрисе настоящую радость.

автор сценария Е.Л.Шварц очень бережно относился к каждой фразе, каждому слову, и лишь одной Раневской позволялось импровизировать.

Фаина Георгиевна вспоминала...

Актриса. Там была ещё такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста . Евгений Львович посмотрел , что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»

Ведущий. Удивительно, что этот сугубо отрицательный персонаж сказки у зрителей многих поколений вызывает настоящий восторг. Предлагаем посмотреть фрагмент этой чудесной сказки.

(Демонстрируется фрагмент, где мачеха, собираясь на бал, примеряет перья.)

Литературовед. Одна из «дочерей» Раневской по фильму, актриса Елена Юнгер, вспоминала, с какой требовательностью Фаина Георгиевна относилась к себе, как, спрятавшись где-нибудь в углу от посторонних глаз, она часто недовольно бормотала: «Не получается… Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться…» Во время съёмок очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом, то подтягивала нос при помощи кусочков газа и лака, то запихивала за щеки комочки ваты. Это мешало, но «для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», – так говорила великая Раневская.

Актриса. Я помню, какая замечательная атмосфера радости царила тогда на съёмках. Признаюсь, что постоянно бывала недовольна своими ролями. Но здесь, пожалуй, впервые в жизни, мне понравилось. Посмотрев отснятый материал, я сказала: «Какое счастье, что я поддалась соблазну и уступила предложению Шварца и Кошеверовой сняться в этом фильме».

Ведущий. В пьесе «Шторм» Фаине Раневской достался всего маленький эпизод. На первую же репетицию она пришла с огромной толстой тетрадью. Никто не удивился, так как все знали, что Фаина Георгиевна переписывает роль от руки. Но что-то здесь было другое. Она принесла десятки вариантов каждого кусочка, чуть ли не каждой реплики своей роли, таким образом, почти полностью переписав свой текст.

Библиотекарь. Режиссёр сначала прочитал, побагровел, а потом, сказав, что ничего не надо менять, всё оставить как у Раневской, стал неистово хохотать. Интересно, что и на следующий день актриса вновь принесла несколько новых вариантов. Драматург спокойно сказал, что пусть играет как хочет и что хочет, лучше, чем она, эту роль сделать невозможно. Действительно, Фаина Георгиевна настолько гениально играла свою Маньку-спекулянтку, что затмевала всех остальных актёров. Давайте посмотрим сейчас небольшой фрагмент . (Демонстрируется фрагмент пьесы «Шторм», реж. Ю. Завадский, 1972 г.)

«Всё думаю о Пушкине»

Литературовед. В жизни Раневской книги занимали совершенно особое место. Фаина Георгиевна любила читать, и читала много. Даже в последние годы жизни, когда уже плохо видела, дома её трудно было застать без книги. Она была человеком разносторонних интересов, увлекалась и серьёзными трудами по истории . Однажды к ней зашла А.Ахматова и спросила, что та читает, на что Фаина Георгиевна с восторгом ответила: «О это так интересно, переписка Курбского с Иваном Грозным». Анна Андреевна в ответ лишь рассмеялась: «Как это похоже на Вас!».

Ведущий. Казалось, что книги, как и сама хозяйка, жили деятельно и полнокровно. Актриса спорила с ними, критиковала, одобряла, дарила, а главное – любила. И любовь это была живительная и признательная. Её домашняя библиотека насчитывала не только специальную литературу по «профессии», но и не «по профилю»: по музыке, изобразительному искусству, психологии, географии, о животном мире. Много было художественной литературы русских и зарубежных классиков, поэзии. На полках книги располагались по особой системе, выработанной самой Раневской.

Библиотекарь. И всё же самым любимым и боготворимым, её недоступным солнцем был А.С.Пушкин. Портрет поэта в квартире занимал самое видное место. Пушкин был и на стене в спальне, почтовые открытки с его изображением стояли на книжных полках в коридоре, а небольшой томик его стихов всегда лежал у изголовья и сопровождал её повсюду. Он постоянно был с ней.

Актриса. По этому поводу Раневская шутила: «Я уже давно ничего не читаю, я перечитываю. И всё Пушкина, Пушкина, Пушкина… Мне даже приснилось, что он входит и говорит: «Как ты мне, старая дура, надоела!»

Литературовед. Актриса признавалась, что ей кажется, будто бы они уже встречались когда-то или могут ещё встретиться. На вопрос врачей, ужасавшихся состоянию её прокуренных лёгких: «Чем же вы дышите?», – она отвечала: «Пушкиным!» Пушкин был настолько близким ей человеком, что она чувствовала его муки, его одиночество.

«Он так близок мне, он всегда со мной, что бы я делала без него? Если бы я встретила его, я сказала бы ему, какой он замечательный, как я живу им всю свою долгую жизнь…», – говорила Фаина Раневская. Однажды актриса увидела его во сне и тут же по телефону сообщила об этом Анне Ахматовой. «Немедленно еду», – ответила ей Анна Андреевна, для которой поэт тоже был кумиром.

«Я Вас люблю»

Библиотекарь. С актрисой искали знакомства многие известные люди своего времени. Она была знакома и с Маяковским, называла его скромным гением. Глядя на его фото, произносила: «У меня до сих пор за него душа болит. Его убила пошлость».

К ней часто обращались за помощью, и она никому не отказывала. Ей не надо было напоминать, что кому-то плохо. Никогда не была богатой, но последние деньги отдавала Марине Цветаевой. Или кому-то другому. Опекала сына Цветаевой, тревожилась о нём. Ни работа, ни состояние здоровья не могли помешать ей позвонить Валентине Серовой в трудный для неё час. И всё же особая страница её жизни – это Анна Андреевна Ахматова, с которой она познакомилась ещё в молодости. Их связывала многолетняя дружба. Вот как это произошло.

Литературовед. Раневская очень любила стихи Ахматовой и однажды приехала к ней. Извинившись за столь неожиданный визит, она с порога заявила: «Вы мой поэт, я Вас люблю». Ахматова пригласила в комнаты и «дарила меня своей дружбой до конца своих дней». Сегодня пишут о том, что Раневская и Ахматова были на «ты». Это не так. Несмотря на дружбу, Фаина Георгиевна никогда не обращалась к Ахматовой на «ты». Анну Андреевну она считала явлением непостижимым, поэтому в отношении Поэта никак не могла позволить себе такой фамильярности. Об Ахматовой актриса говорила, что «у неё был талант верности».

Ведущий. Особенно тесной эта дружба стала в эвакуации, в Ташкенте, куда совсем больную Анну Андреевну привезли из блокадного Ленинграда.

Актриса очень трогательно ухаживала за Ахматовой. Из своего скромного пайка отдавала ей что повкуснее, а по ночам героически выламывала доски из заборов, чтобы протопить её печурку. С теми, кто любил её по-настоящему, она была удивительно кроткой и нежной. Они дружили и после Ташкента, после войны, и даже после принятия в августе 1946-го печально известного постановления ЦК ВКП (б) с критикой поэзии Ахматовой и прозы Михаила Зощенко.

Кинокритик. Это был очень трудный период в жизни Анны Андреевны, от неё отвернулась не только власть, а и многие из тех, кого она искренне считала своими друзьями. Но Фаина Георгиевна, наоборот, использовала любую возможность для того, чтобы навестить Ахматову в Ленинграде, поддержать и подбодрить. Она появлялась именно в те моменты, когда Анне Андреевне было особенно плохо. «Раневская – лучшее средство для борьбы с жизнью», – шутила А.Ахматова. Как-то Анна Андреевна за что-то рассердилась на актрису, та, обидевшись, ответила ей что-то дерзкое. «О, наша фирма – два петуха!» – засмеялась тогда Ахматова.

В начале 1946 г., чувствуя, как над её головой сгущаются тучи, Анна Андреевна напишет:

Актриса.

Не дышали мы сонными маками,
И своей мы не знаем вины.
Под какими же звёздными знаками
Мы на горе себе рождены?
И какое кромешное варево
Поднесла нам январская тьма?
И какое незримое зарево
Нас до света сводило с ума?

А.А. Ахматова

Библиотекарь. Фаина Георгиевна примчалась к Анне Андреевне сразу после постановления. Открыв дверь, Ахматова жестом пригласила её войти. Хозяйка и гостья молчали, обе не знали, что сказать друг другу. Ахматова легла и закрыла глаза. Через какое-то время после потрясения, вызванного пресловутым постановлением, она обратилась к подруге с вопросом: «Скажите, Фаина, зачем понадобилось всем танкам проехать по грудной клетке старой женщины?» Впоследствии Раневская искренне радовалась за Ахматову, когда к той вернулась слава.

«Нестерпимая мука»

Кинокритик. Фаину Георгиевну угнетало одиночество. Её общество составлял добрейший пес, дворняжка Мальчик, подобранный ею на улице, с которым они обожали друг друга. Но дело не в том, что жила она совсем одна. Настал день, когда все стены её квартиры были обвешаны фотографиями любимых, близких и в основном, увы, ушедших уже  друзей, служившими не столько памятью, сколько собеседниками великой актрисы. С ними навсегда осталось её сердце.

Когда я называю по привычке
Моих друзей заветных имена
Всегда на этой странной перекличке
Мне отвечает только тишина.

А.Ахматова

Ведущий. На склоне лет Фаина Георгиевна страдала бессонницей. Сон приходил лишь под утро. Раневская и желала сна, и в то же время боялась его, своих сновидений. Часто ей снилась Ахматова, худая, одетая в свой любимый чёрный цвет, чему Фаина Георгиевна уже не удивлялась и не пугалась. Во сне ей не было страшно, страх наступал потом, когда она просыпалась. Сама Фаина Георгиевна называла это состояние «нестерпимой мукой». Её душили боль и горечь утраты. Смерть Анны Андреевны Ахматовой она называла «моё непривычное горе». Ей казалось, что теперь она осталась одна на всей планете.

Актриса. После смерти Ахматовой я очень тосковала о ней. В моём дневнике есть запись: «Всё время думаю о ней, вспоминаю. Скучно без неё … Будучи в Ленинграде, я часто ездила к ней за город, в её будку, как звала она свою хибарку. Помнится, она сидела у окна, смотрела на деревья и, увидев меня, закричала: «Дайте, дайте мне Раневскую!..» и дальше: «Нет моей Анны Андреевны – она всё мне объяснила бы, как всегда…»

Литературовед. Творчество для Раневской – это естественный способ её существования. Она как бы воплощала строки Баратынского «Болящий дух врачует песнопенье». Театр для неё – лучшее из лекарств, сцена – единственный исцелитель. Всё в ней было удивительно и непостижимо: мужество, неистощимый юмор, жизненная сила, беспощадное отношение к себе. О своих работах в кино актриса отзывалась тоже самокритично и, как всегда, с долей иронии: «деньги съедены, а позор остался». Что ж, только поистине талантливый человек сомневается и вечно недоволен собой.

Фаина Георгиевна Раневская прожила долгую жизнь. Она не играла – жила своими ролями. Ушла со сцены за три года до своего 90-летия. Близкие и друзья обращались к Раневской не иначе как Фуфа Великолепная, что, впрочем, абсолютно заслуженно.

Ведущий. 19 июля 1984 г. легендарная актриса скончалась, ныне покоится на кладбище Донского монастыря. На доме, где жила Ф.Г.Фельдман, в августе 1986 г. была торжественно установлена

мемориальная доска, а 16 мая 2008 г. в её родном Таганроге, рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, был открыт первый в России памятник Раневской. Непревзойдённое театральное мастерство актрисы – талант наивысшей пробы навечно запечатлен в мировом кинематографе, оставаясь в памяти многочисленных благодарных поклонников.

Выходят Ведущий, Кинокритик, Библиотекарь, Литературовед и низко кланяются Актрисе.

Литература:

О Раневской рассказывают / сост. Л.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1987.

Раневская Ф. Записки социальной психопатки. М.: АСТ, 2014.

Раневская Ф. Лучшие цитаты и афоризмы. М.: АСТ, 2014.

Раневская Ф. Разговор с собой // Юность. 1996. С.48-61.

Раневская Ф. Сме х скво зь сл ёзы М.: Яу за-Пресс , 2014.

Скляренко В. Знаменитые актеры. М.: Изд-во, 2014.

Скороходов Г. Разговоры с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 2007. 411 с.

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№4.
С. 39-44
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.