Психолого-педагогический эффект проекта 100 фильмов

С. Сигаев, МГУТУ имени К.Г. Разумовского, г. Москва

Психолого-педагогический эффект проекта 100 фильмов

Новаторская идея о введении в школах уроков, на которых учащиеся 6-7 классов изучали бы кинематографическое наследие СССР, была предложена летом 2012 года председателем Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалковым и поддержана министром культуры РФ В.Р. Мединским. Проект списка 100 фильмов опубликован для открытого обсуждения на сайте Министерства культуры РФ. Мы считаем проект 100 фильмов уникальной возможностью для воспитательной работы с подростками. Позиция «самой читающей страны в мире» в настоящее время утеряна, внимание подростков сфокусировано в среде интернет и социальных сетей.

Современное российское общество после смены общественно-политической формации потеряло ценностную основу, образовался определенный ценностный вакуум, заполняемый идеалами кинопродукции Голливуда, миром глянцевых журналов и рекламной индустрии. Поколение 90-х писатель Владимир Пелевин обозначил как «поколение пепси», поколение нулевых можно назвать поколением Apple. Общество потребления продвигает в массовое сознание торговые марки, но истинные общечеловеческие ценности никогда не потеряют свою значимость. Мы считаем, что фильмы советского периода из рассматриваемого проекта, окажут огромное воспитывающее влияние на подрастающее поколение. Работы Андрея Тарковского («Андрей Рублев», 1966; «Зеркало», 1974); Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля», 1966); Георгия Данелия («Не горюй», 1969; «Я шагаю по Москве», 1963); Ролана Быкова («Чучело», 1983); Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни», 1969); Леонида Быкова («В бой идут одни старики», 1973) воспитывают патриотизм, приобщают учащихся к отечественной истории и культуре.

Однако есть опасения, что достойный проект может столкнуться с трудностями, которые оттолкнут молодёжь от отечественного кино, и воспитательное начинание Н.С. Михалкова и В.Р. Мединского приобретёт негативную окраску у учащихся школы.

Первая проблема (кадры) в реализации проекта 100 фильмов заключается в неподготовленности педагогов к обсуждению видео, хотя до сих пор подобная работа и проводилась отдельными энтузиастами, владеющими методикой видеообсуждения. Методика видеообсуждения развивает рефлексию учащихся, актуализирует уровень значимых ценностей и убеждений, что является, на наш взгляд, тонкой и творческой педагогической задачей. Учитель в видеообсуждении не объявляет учащимся истины, но помогает подросткам осознать их самостоятельно.

Вторая проблема (таймменеджмент) возникает вследствие загруженности расписания учащихся, насколько видеопоказы приобретут обязательный или факультативный характер? И если они станут факультативными, то будут ли учащиеся их посещать?

Третья проблема (техническая) заключается в технической возможности просмотра рекомендуемого видео. Но в виду хорошего финансирования школ в рамках национального проекта «Наша новая школа» эта трудность вполне преодолима.

Четвертая проблема (выбор) относится к фильмам из рекомендуемого списка, в котором очень старые кинокартины немого кино («Аэлита» реж. Якова Протазанова, 1924 и др.) могут оказаться трудными для восприятия учащихся, избалованными кинопродукцией Голливуда, напичканной различными спецэффектами. Мы считаем, что перед показом фильма желательно объяснить подросткам дух времени («Zeitgeist»), события его вызвавшие, чтобы помочь подросткам настроиться на фильм.

Некоторые фильмы могут восприниматься современными учащимся как наивные («Морозко», реж. Александр Роу, 1964), другие как провокационные («Маленькая Вера», реж. Василий Пичул, 1988), третьи как сложные для понимания на экзистенциальном уровне (все фильмы Андрея Тарковского). Вместе с тем, некоторые ленты за кажущейся простотой скрывают нечто важное для каждого человека, способного к рефлексии. Так, архетипический мультфильм «Ежик в тумане» Юрия Норнштейна (1975) обладает большим философским потенциалом, размышлениями о жизни и смерти, о тайне бытия.

В качестве рекомендаций для успешной реализации проекта 100 фильмов мы предлагаем:

  • облечь проект в рамку эксклюзивной возможности, а не тягостной обязанности, привлекать для участия в нём энтузиастов;
  • обеспечить поддержку проекта созданием специализированного сайта в Интернете с полноценным форумом;
  • разработать методику видеообсуждения с целью развития рефлексии и активизации ценностного уровня обучающихся;
  • разработать методику создания психологической рецензии, в которой педагоги и учащиеся могли бы проявить свой потенциал, приобрели навыки изложения своих суждений;
  • параллельно проекту 100 фильмов разрешить просмотр современных фильмов по запросам учащихся (мы полагаем, что это должно неизбежно повысить рейтинг проекта).

Реализация проекта 100 фильмов в школе должна стать не формальным актом Министерства, а творческим самовыражением педагогов и креативным отношением школьников, только тогда ему гарантирован успех и воспитательное воздействие, в котором так остро нуждается наша новая школа.

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 40
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.