Он человек был – человек во всем
Ж. Кармазина, кандидат педагогическтх наук
«Он человек был – человек во всем»*
Со дня рождения Шостаковича прошло 110 лет. За это время все его симфонии подверглись тщательному музыковедческому анализу, оперы и балеты поставлены на лучших сценах страны, творческий путь и биография отражены в книгах. В их числе монографии о композиторе, собрание научных статей и материалов, а также литературные портреты музыкантов, с которыми композитор общался при жизни. «Но среди этих весьма многочисленных изданий нет ни одного такого, которое могло бы дать ясное понятие о том, что за человек был Дмитрий Дмитриевич, каков он был в общении с близкими людьми, какие имел привычки и пристрастия» [1].
Это признание М. Ардова не единично. Оно свидетельствует о том, что личность великого Шостаковича неисчерпаема и, хотя она не существует отдельно от музыки, всё-таки интерес к его человеческой сути, окружению, отношению к семье, контактам с детьми и учениками – немалая часть его жизни, в которой он, как и во всём, проявлялся самобытно.
В середине прошлого столетия его музыка звучала на улицах: из репродукторов лилось жизнерадостное «Нас утро встречает прохладой»; по телевизору – «Праздничная увертюра», без которой не проходило ни одно государственное торжество; с экранов кинотеатров – «Романс» из кинофильма «Овод», музыка к «Гамлету», в концертных залах исполнялись симфонии, квартеты, инструментальные концерты, фортепианные миниатюры, кантаты и оратории; наконец, мы видели его самого, рядом с нами.
Прошло менее полувека со дня смерти Шостаковича, а нынешнее поколение не знает ни его имени, ни его музыки. Это происходит потому, что в школьных музыкальных программах и учебниках учащиеся впервые встречаются с его творчеством только в старших классах. Возможно, из-за того что многие концертные программы определяются зрительским спросом. Это тем более обидно, что композиторам уровня Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Хачатуряна в XXI веке равных пока нет. Поэтому в год его юбилея нам хотелось бы, чтобы он был среди нас. Своими усилиями мы можем воскресить память о нём, а те, о ком помнят, остаются с нами.
Вся жизнь Шостаковича связана с теми знаменательными вехами, которые оказались важными для всей страны. Родившись в 1906 году, Шостакович стал очевидцем революции 1917 г.; в 1922 г. – образования СССР; в 1930-1953 гг. – культа личности Сталина и его печальных последствий – репрессий, арестов, ссылок; пережил Великую Отечественную войну 1941-1945 г. И о каждом из этих событий у Шостаковича есть музыкальное свидетельство: Седьмая симфония, оратория "Песнь о лесах", Хоровая поэма на стихи революционных поэтов ХIХ века, Одиннадцатая симфония к1905 год; к24 прелюдии и фуги, последние симфонии, квартеты...
Д.Шостакович был закрытым человеком, не решающимся на искренние отношения с малознакомыми или несимпатичными ему людьми. Этому были причины: в январе 1936 года оперу "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") в Москве посетил И.В.Сталин. Музыка Д.Шостаковича ему очень не понравилась, и в газете "Правда" появилась статья без подписи "Сумбур вместо музыки", объявлявшая музыку Шостаковича формалистической, надуманной, далёкой от народа. Образцом провозглашались оперы и симфонии, написанные в традиционной песенной манере.
Постоянное ожидание ареста, несправедливые упрёки в формализме, зависть менее талантливых коллег сделали его недоверчивым, осторожным и внутренне крайне собранным человеком. Шостакович прошёл через предательство и трусость: те, кто раньше восхищался им, приходил в гости, теперь не замечали его и не подавали руки. Его ругали и избегали с ним встреч. Его лишили звания профессора обеих консерваторий (Московской и Ленинградской), объявив "профнепригодным". Большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, запретили к исполнению на целых 30 лет. Боль этого времени стала болью на всю жизнь, поведение людей проверялось теперь на искренность и порядочность. Шостакович не пытался защищаться, ответом была его работа, любимая музыка, в которой он мог открыто выражать свои мысли и чувства. Внешнее смирение, застенчивость, деликатность таили огромную внут реннюю силу, волю, сопротивление и веру в своё предназначение.
В минуты откровения Дмитрий Дмитриевич называл себя трусом, поскольку избегал публичных выступлений, подписывал все постановления правительства без возражений. "Творческое, художниеское бесстрашие Шостаковича сочеталось в нём со страхом, взращенным сталинским террором. Многолетняя духовная неволя опутала его своими сетями, и не случайно в автобиографическом Восьмом квартете так надрывно, драматично звучит мелодия песни "замучен тяжёлой неволей" [2].
Шостакович неоднократно сетовал на отсутствие его характере таких черт, которые не позволили бы людям непочтительно относиться к нему и его просьбам. Однако когда дело касалось его творческих принципов, Шостакович был непоколебим: 4мягкий, уступчивый, подчас нерешительный в бытовых делах, этот человек в главном своём – сокровенной сущности своей – был твёрд как камень. Его целеустремлённость была ни с чем не сравнимая [8].
Сам маэстро на репетициях был предельно тактичен: "Все свои замечания он делал всегда в антракте в самом деликатном тоне. Только в том случае, когда он находил описку (в нотах), он позволял себе подходить к пульту, терпеливо ожидая ближайшей остановки, и тихонечко указывал на ошибку. Он всегда был предельно скромен. Многому могли бы в этом отношении у него поучиться другие композиторы, которые требуют, чтобы оркестр и дирижёр сразу же на первой репетиции исполняли сочинение, как на концерте". (А.Гаук).
Путь к признанию и славе был не скор и не прост: в детстве Шостакович не обнаруживал особой любви к музыке, ему казалось, что нужно приложить слишком много усилий, чтобы добиться каких-либо успехов. Лишь в девять лет по настоянию матери он впервые сел за инструмент, получив от неё первые уроки по музыке: "Так завела у нас мать порядок, как девять лет исполнится – садись за рояль. Так было с моими двумя сестрами, так было и со мной. занятия пошли успешно. Я полюбил музыку, полюбил рояль" [9].
Тем интереснее сравнить реакцию Шостаковича на музыкальные занятия своей дочери Галины. Она рассказывает: "Мне вспоминается ясный весенний день. В кабинете отца раскрыта форточка, и мне слышны голоса резвящихся на дворе детей. А я сижу за роялем, играю развесёлую полечку, и по лицу моему текут горькие слёзы... В это время в комнату вошёл отец. Мои слёзы в сочетании с беззаботным напевом произвели на него впечатление, и с того самого дня прекратились мучительные для меня уроки музыки. Это стало уделом лишь брата Максима" [10], ставшего впоследствии профессиональным дирижёром.
Несмотря на огромную занятость и трудности военного эвакуационного времени, Шостакович всегда заботился о свой семье и детях. Во время эвакуации в Куйбышев композитору непросто было прокормить всю многочисленную родню, приехавшую вместе с ним. Он писал своему другу: "Все члены моей семьи здоровы и всё время громкими голосами говорят о продуктах питания. Я, слушая эти разговоры, начал забывать многие слова, но хорошо помню следующие: хлеб, масло, полкило, водка, двести грамм, пропуск, кондитерские изделия и немногие другие" [б].
Шостакович был внимателен и к физическому развитию своих детей: делал по утрам вместе с ними зарядку, по совету семейного доктора купил им велосипеды; зимой устраивал катание с горки на лыжах под надзором Ростроповича. После смерти горячо любимой жены Нины Варзар учил их правилам этикета: не звонить знакомым раньше 10 часов утра и позже 22, не напрашиваться в гости. Шостакович редко наказывал своих детей за шалости или проступки. Галина вспоминает: "Вообще-то я никаких особенных наказаний не припомню. Если мы с братом были виноваты, мама укоризненно смотрела на нас, а отец начинал нервничать, курил... В определённом смысле это действовало сильнее криков и нотаций". Педагогика родителей заключалась в воздействии на совесть, акценте на неблаговидности поступков и в воспитании ответственности за данное слово: "Если я совершал какой-нибудь проступок, отец ужасно расстраивался... А когда что-нибудь такое повторялось, он произносил фразу, которая очень пугала: 4зайди, пожалуйста, ко мне в кабинет, мне надо с тобой серьёзно поговорить..." (Максим) [9].
Д.Шостакович не считал педагогику своим призванием, но, судя по тёплому отношению к нему собственных детей и воспитанию внушительной плеяды таких разных и ярких музыкантов, как Г.Свиридов, Г.Уствольская, К.Хачатурян, В.Чайковский Р.Вунин, Д.Гаджиев, Г.Галынин, К.Караев, Ю.Левитин, В.Тищенко, В.Успенский, – оказался настоящим волшебником, творцом музыкальных талантов: "Помню, как не просто было решиться показать педагогу свои сочинения, при том что он никогда никого не распекал. Считая, что студент пишет так, как мыслит, он говорил: "Нельзя научить сочинять музыку – можно только научить оркестровать то, что родилось в сознании пишущего". Он по нескольким звукам мог составить впечатление о стиле мышления пишущего, о его, как говорится, нутре. Как-то обронил фразу: "Все профессионалы, но мало у кого есть собственное лицо" (Эльмира Назирова).
Другой студент Московской консерватории – Дж.Гаджиев – в письме своему другу К.Караеву приводит очень важные слова Шостаковича: "Я как-то интуитивно умею чувствовать, кто как пишет". Именно это глубинное понимание сути каждого отдельного студента, а не следование общей 4поточнойя методике обучения, выделяет Шостаковича из ряда педагогов-ремесленников: "К нему безответственно произведений нельзя принести. Он не только как композитор, но и как педагог гениален. Во время уроков я за ним очень внимательно слежу. Его каждое замечание – предвидение Пророка. ...Я поражаюсь, столько всякой музыки слушать и сделать замечания и плюс к этому ещё играть и демонстрировать музыку. Откуда у него столько энергии и терпения?!..." (Дж.Гаджиев).
Свои занятия со студентами он строил нетрадиционно, развивая их умение и гармонический вкус не только конструктивными замечаниями, но и слушанием музыки великих композиторов – Стравинского, Малера, Бетховена; играя партитуры классиков, романтиков и современников в четыре руки. Сам композитор в эти годы работает по собственному выражению, «авралами», придерживаясь правила не переделывать написанное, извлекая уроки из собственных ошибок для следующих сочинений [4].
Шостакович не мог не сочинять, он был одержим творчеством, работой, чувством долга и ответственности всю свою жизнь. «В 1936 году, в страшное для себя (да и для всей страны) время, ошельмованный и униженный, Шостакович произнёс такую фразу: «Если мне отрубят обе руки, я возьму перо в зубы и всё равно буду писать музыку». Это были не пустые слова» (Галина) [9].
Его музыка близка людям совестливым, много пережившим, но умеющим сострадать чужой боли: «Часто, находясь под воздействием Шостаковича, я начинаю физически болеть, его музыка проходит сквозь меня, задевая все артерии, втекая в вены, отдаётся болью в висках и выворачивает внутренности. Неоднократно случалось, что, доиграв Вторую фортепианную или Альтовую (последнее сочинение Шостаковича) сонату, или какое-либо другое сочинение, я не могла уйти со сцены – подкашивались ноги, сводило руки и туман в глазах» [5].
Шостакович был по-настоящему велик, и это интуитивно угадывалось всеми, кто с ним общался: «кто-то пригласил Шостаковича за наш столик. Я был ошеломлён присутствием гения. Из всех людей, с которыми я когда-либо встречался, единственным, к кому я могу применить прямолинейно выражение «присутствие гения», был Шостакович. Причём это чувствовалось... ну просто так – на самом витальном, почти животном уровне... Да и вообще, никто на моей памяти, сколь бы значительным, внутренне «наполненным» он ни был (или ни выглядел таковым), не производил на меня такого воздействия, как Шостакович. Дмитрий Дмитриевич, как ни странно, вопреки своей какой-то постоянной нервозности – он беспрерывно делал мелкие движения, подёргивал плечами и прочее, – повергал меня в какое-то магическое оцепенение» [4].
Ему вторит М.Ардов: «И вот теперь, если бы меня спросили: знал ли я когда-нибудь абсолютно гениального человека? – я бы ответил: да, я был знаком с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем». автор ставит его имя рядом с именами Б.Пастернака и А.Ахматовой, которая позднее напишет на своей фотографии: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
Шостакович прекрасно знал русскую литературу, любил Гоголя, Достоевского, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Зощенко, с которым не раз встречался, современных поэтов. Память у него была феноменальная, он знал не только свой предмет, но и литературу, философию, всеобщую историю...
Очень сложно решиться рассказывать детям о том, чего они не слышали и не видели – о музыке Шостаковича и о нём самом. И тем не менее, начиная знакомство школьников с Ленинградской симфонией, мы невольно заслоняем личность композитора сведениями о Великой Отечественной войне, хотя более органичного соединения этой музыки с военными событиями Ленинграда трудно себе представить. И всё же полезнее начать это знакомство с детских фортепианных пьес, с музыки к кинофильмам или с балета «Светлый путь», чтобы таким образом подойти к глубинной сути его творчества – всегда со страной, и сути его личности, искренней и честной.
Множество школьных уроков, посвящённых Шостаковичу, отличаются особой серьёзностью, гражданственностью, строгостью и чёткостью построения, привлечением документального материала для создания необходимого образа. Да и как иначе, если речь в них идёт о событиях Великой Отечественной войны, фашизме и блокаде любимого города композитора? Однако, обращая внимание на одну сторону творчества Шостаковича, можно обеднить многокрасочную палитру его музыки. Кроме того, в уроке хочется найти что-то свежее, необычное, что сделало бы его непохожим на другие и запоминающимся для учащихся. Поэтому пример интерактивного урока-концерта Л.А. Лябзиной «Детские пьесы для фортепиано Д.Шостаковича», напечатанного в Интернете 16.04.2014, показался убедительным.
На уроке слайды, информация, комментарии чередовались с исполнением самими ребятами детских фортепианных пьес Д.Шостаковича. В этом уроке тема и личное прикосновение к творчеству композитора сыграли значительную роль: исполняемые детьми пьесы соответствовали их возрасту, текст был понятен, поэтому можно надеяться, что такое событие останется в их памяти, и дополнительная информация о композиторе окажется понятной, полезной и подтвердит основной постулат Шостаковича: «Чтобы полюбить музыку, нужно, прежде всего, её слушать».
Литература:
- Ардов M. Далёкое близко. «Новый мир». 2002, N°-5.
- Гликман И. Письма к другу. М.- СПб., 1993. С.160–161.
- Музыкальная библиотека / «Ленинград – это для меня мой дом» kompozitor.su>books/item/f00/s00...st 008. shtml).
- Неизвестный Э. «Я буду говорить о Шостаковиче». 22 декабря 2002 г. (Эрнст Неизвестный в Интервью с Александром Избицером.)
- Осетинская П. Прощай, грусть. bungalos.ru>b/ osetinskaya_proshchay_grust/9
- Письма к другу: Д. Шостакович И. Гликману, 1 марта 1943 года. С. 53.
- Свиридов Г. Речь 14 августа 1975 года над гробом Д.Шостаковича
- Шостакович Д. Автобиография //Советская музыка, 1966, N°- 9.
- Шостакович М. Наш отец ВЕСН: Шостакович в воспоминаниях сына Максима, дочери Галины и протоиерея Михаила Ардова. Захаров, 2003. 176 с.
*Шекспир У . «Гамлет». Акт 1. Сцена 2. Пер. М. Лозинского.
Оставить комментарий