«Луч солнца золотого» Геннадия Гладкова

Е. Ильичёв, учитель музыки СОШ № 35 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Казань, Республика Татарстан

«Луч солнца золотого» Геннадия Гладкова

Внеклассное мероприятие для учащихся VI классов

Добрый день! Сегодня мы с Вами на очередной «встрече» с удивительным отечественным композитором, музыку которого Вы, несомненно, знаете…

На экране представлены афиши с любимыми героями. Давайте посмотрим и назовём их поочерёдно.

Итак, перед нами герои легендарного мюзикла «Бременские музыканты», художественных фильмов «Джентельмены удачи», «После дождичка в четверг», мультипликационных фильмов «Малыш и Карлсон», «Как львёнок и черепаха пели песню», «Зарядка для хвоста», «Каша из топора», «Синяя борода», «Голубой щенок». Музыку к этим, и не только, мультипликационным и художественным фильмам, музыкальным сказкам и мюзиклам написал легендарный отечественный композитор, народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР Геннадий Игоревич Гладков.

Согласитесь, когда вы смотрите фильм, вы чаще всего даже не задумываетесь о том, кто к нему написал музыку, стихи и т.д. Однако многие из нас, несомненно, обращают внимание на музыку, песни, которые звучат и сопровождают всё телевизионное действо, сам кинофильм или мультфильм.

Интересны герои, которые в нём представлены. Мы начинаем им сопереживать, становиться в чём-то, а может даже и во многом, похожими на них.

Ребята, я вам предлагаю познакомиться с фрагментом беседы с композитором, в которой он делится со зрителями своими воспоминаниями о детстве, причём творческом детстве, несмотря на военные и послевоенные годы, которые ему пришлось пережить.

«Я родился 18 февраля 1935 года в Москве, в музыкальной семье. В ней пели и играли на ударных инструментах. В пять лет меня посадили за рояль. До войны я ещё успел год поиграть. В войну я учился. За мной не было присмотра. У меня были отметки только «2» и «5». С четвёртого класса я ушёл.

После войны навезли очень много немецких аккордеонов. Сначала у меня маленький был аккордеон, потом побольше. В общем, я стал любимцем двора. Выходил с аккордеоном и играл для детворы. И кличка у меня была «артистов сын». Взяв в руки аккордеон, в 14 лет я уже стал музыкальным работником, а с 15 лет работал в пионерском лагере Министерства сельского хозяйства, четыре сезона руководил. Я ещё играл и в джазовых составах. Ведь родился я под звуки джаза. Все так и говорили: как джаз играет, всё хорошо, тишина. Как заканчивается – начинается дикий крик. Опять музыка – снова всё спокойно... Отец редко играл джазовые вещи дома. Играл произведения Л.Бетховена, Р.Шумана, С.Рахманинова.

Я закончил химический факультет политехничес­кого техникума и работал целый год в качестве на­чальника смены опытного завода. У химиков я тоже организовал самодеятельность. Но музыкой хотелось заниматься серьёзно. Поступил в училище, потом перешёл в консерваторию».

Итак, ребята, перед нами обычный мальчишка и юноша, который станет потом знаменитым. Из­вестность к нему пришла с написанием мюзикла "Бременские музыканты".

Из воспоминаний композитора: «Я пришёл в мультипликацию благодаря своему другу детства В.Ливанову. Популярности «Бременских музыкантов» мы не ожидали. Я могу сказать честно: мы развлекали себя. Мы собирались, хохотали и смеялись для себя. Ког­да хочешь для другого сделать, то не получится. Я писал музыку. Юрий Энтин приносил первые стихи. Нам это было изначально любопытно, потом всё больше и боль­ше... Мы это всё писали, как бы продолжая свои игры. «Львёнок и черепаха» – мы сначала сказку записали, а позже появился мультипликационный фильм».

Давайте посмотрим первый фильм мюзикла "Бременские музыканты". Сколько великолепных песен здесь прозвучит? И какие песни по характе­ру, сменяя друг друга, звучат в этой музыкальной сказке? Кстати, ребята, практически всех героев здесь озвучивает один исполнитель – артист Олег Анофриев. Композитор всегда отдавал предпочтение поющим актёрам. Но и сам озвучил роль Короля.

В одном мы можем быть уверены, что все песни, прозвучавшие в мюзикле, просты и понятны. По одной из них – "Луч солнца золотого" – мы и на­звали нашу с вами встречу.

Великолепный творческий союз Геннадия Глад­кова и Юрия Энтина заложил фундамент многих совместных произведений.

Из воспоминаний Василия Ливанова, актёра, писателя, режиссёра:

«Мне кажется, что такая общая с композитором Г.Гладковым и поэтом Ю.Энтиным наша любовь к сказкам, не утраченные нами юношеские романтические чувства, подвигли нас на это сочинение. Мы сочиняли очень дружно, очень весело и, я бы сказал, легко. Планеты сошлись во время записи. Гладков и Энтин собрались и повеселились. Все ждали от искусства радости...

Мы никак не ждали такого безумного успеха... На­чалось массовое безумие, из всех окон звучала музыка к «Бременским музыкантам». У Г.Гладкова – бесконечные интервью по поводу «Бременских...». Он был абсолютно вымотан этой работой и решил уехать немножко от­дохнуть. Он уехал в Гурзуф (в Крым). Вышел на пляж, готовился окунуться в море, и в это время появился какой-то молодой человек с большим транзистором, расположился около него. А из транзистора грянули «Бре­менские музыканты». Он собрал вещи и уехал домой».

Из беседы с композитором: «Я вообще люблю сказ­ку, миф, легенду, то есть я люблю вещи не бытовые... Сейчас я работаю над оперой «Зелёная птичка» – сказка такая, комическая опера, мюзикл – у меня их много. «Грим, Грим, Грим» – это мой новый мюзикл. Мюзикл – оперетта – опера – балет, симфоническая музыка. Тут я как-то умудрился написать и сюиту. Я собрал свои темы, которые у меня были написаны в разные годы, но не получили воплощения, переработал и написал сюиту из пяти частей под названием «Калейдоскоп».

Ребята, давайте послушаем фрагмент этого произведения, другого по жанру, по задумке, по характеру. Перед нами тот же композитор, но "другой" взгляд, иной герой. Это произведение он посвятил режиссёру Василию Ливанову.

Из воспоминаний композитора: «Когда мы вспо­минаем наши старые работы, весёлые работы, работы над мультфильмами, такое впечатление, что вспоми­наешь своё детство, ну конечно не возрастное детство, а творческое. И отношение к этому, как к далёкому прошлому, к тому, что сейчас уже невозможно. Очень часто говорят, что вот вы же – Ливанов, Гладков, Эн­тин – почему бы Вам сейчас не сесть и не написать ещё один какой-нибудь сценарий или пьесу. И она вновь может стать популярной и так далее... Понимаете, мы уже это сделать не можем. Прошли годы, у нас из­менилось отношение к жизни. Ведь каждый художник хочет найти свою «синюю птицу», найти что-то очень важное в жизни... И каждый раз у меня такое ощущение, что я самого основного не то что не написал (это довольно банальное выражение), но я просто ещё даже не подошёл. Я сейчас нахожусь на каком-то распутье. Пи­сать весело я уже не могу, а писать очень серьёзно – я ещё не набрал в себе духовных сил...».

Но писать весело у него полу­чалось! Чего только стоит фильм «Джентельмены удачи». Интерес­ный сюжет и замечательно лёгкая, создающая весёлое настроение музыка сделали эту картину поис­тине любимой зрителем. Музыка в фильме играет наиважнейшую роль, становясь в один ряд со всеми составляющими кинематографа. Предлагаю Вам посмотреть фрагмент из кинофильма «Джентель­мены удачи».

Ребята, Геннадий Гладков написал очень много киномузыки. Он является автором музыки к таким известным кинофильмам, как «12 стульев», «Со­бака на сене», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Дон Сезар де Базан».

Композитор и сегодня продолжает работать, ра­довать нас – исполнителей, зрителей и слушателей – новыми постановками, новыми идеями, реали­зованными в самых разных музыкальных жанрах. Среди крупных и монументальных его сочинений опера «Старший сын»; балеты «Вий», «Двенадцать стульев» (кстати, балет написан после одноимённого фильма и был поставлен в Минске), «Возвращение Одиссея». Оперетты «Жёлтый дьявол» и «Собака на сене», мюзиклы «Бременские музыканты», «Темп-1929», «Дульсинея Тобосская», «Тиль», «Хотта­быч», «На бойком месте» (всего более 30 мюзиклов). Симфония; Концертино для трубы с оркестром; Концерт для скрипки с оркестром; Концертино для баяна и оркестра народных инструментов; Пассака­лия для оркестра; сюиты «День в походе», «Спор о спорте»; кантата «Поэма о пионерке»; камерная и хоровая музыка; вокальные циклы «Всё в порядке», «Поезд памяти».

Из беседы с композитором: «Сегодня я пишу сти­хи, пишу музыку, оркеструю. Я обожаю лес. Увлечения у меня простые. Музыка у меня – главное! Это моя жизнь. Как Вы уже знаете, с пяти лет был посажен за пианино, вот так с тех пор и не встаю. Хоть уходил в химию, но всё равно я не бросал клавиши. Я всё время занимался с детьми. У меня всегда было много учеников, преподавал во многих университетах Москвы».

Я очень люблю читать. У меня любимые писатели – это Гоголь, это Лесков и это Платонов. Если мне что-то неясно, я обращаюсь к легендам и мифам народов мира. Ведь там всё... Все сюжеты вышли оттуда. Потом я стал сказки скупать. Разные издания – разные переводы».

Музыкальные сказки и мультипликационные фильмы с музыкой Геннадия Гладкова на про­ изведения Ю.Энтина, Ш.Перро, А.Линдгрен, Братьев Гримм, сказок народов мира, русских народных сказок очень полюбились зрителям. Предлагаю вам посмотреть фрагмен­ты мультипликационных фильмов: «Как львёнок и черепаха пели пес­ню», «Каша из топора», «Зарядка для хвоста», «Малыш и Карлсон».

«Я радиоприёмник – оттуда идёт волна, – говорит композитор. – Моя задача её поймать, осуществить и выдать вам. Я ещё хочу писать музыку. Пока ещё есть идеи. Жизнь – самое великое искусство!»

Сегодня Геннадию Гладкову – 81... Каков же секрет у нашего героя? Мы с вами можем разгадать его, слушая и анализируя его произведения. А что говорит сам композитор? И снова из воспоминаний композитора: «Формулы творчества нет. Надо стре­миться. Единственное, что можно сказать, как в Библии написано: «Стучите и откроют». Надо стучаться, надо хотеть, надо мечтать, и, может быть, тебе откроют. В 1978 году у меня сгорела дача, умер отец. Но творчеству это не помешало. Я написал «Обыкновенное чудо». Искрен­ность дороже таланта. Сейчас, когда смотрю, какие цен­ности собирают люди... Кто-то, чего-то и что-то. Какие это ценности? Духовная ценность – она-то и крепка!».

Мудрые слова, не правда ли? И если мы с вами, вы сами будете слушать музыку этого композитора, составлять фонотеку из наиболее понравившихся вам произведений, узнавать их по телевидению, нам во многом станет легче воспринимать обыден­ное. Мы станем с вами добрее и мудрее!

Литература:

  1. Обыкновенный волшебник. Официальный сайт Г.Гладкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gengladkov.ru/
  2. Романтика романса. Геннадий Гладков // [Электрон­ный ресурс] / Режим доступа: https://www.yоutube. cот/watch?v=sAtgwPORYg8
  3. «24 вопроса». Геннадий Гладков // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=4efz1bP7T8w
  4. Человечество в лицах. Обыкновенный волшебник Ген­надий Гладков // [Электронный ресурс] / Режим досту­па: https://www.youtube.com/watch?v=NnGBП1hpьrg
  5. Ностальгия. Документальный фильм «Геннадий Глад­ков» (1988 г) // [Электронный ресурс] / Режим досту­па: https://www.yоutube.cош/watch?v=2vbхZо5aпug
  6. Интервью с Г.Гладковым // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dreamiech.ru/blоg/2011/08/28/ geппady-g1ad1оv/
  7. Попурри из мелодий к кинофильмам и мюзиклам Г.Гладкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.cот/watch?v=7bgNJEQwhds
  8. Г.Гладков. Симфоническая сюита «Калейдоскоп» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. youtube.cот/watch?v=9v7Ti_Zg8bA
  9. Линия жизни. Геннадий Гладков. Канал Культура -// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. youtube.cот/watch?v=9Qc-WeSPpDE

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 32-34.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.