Загадки Вечного города. Случай в палаццо Дориа-Памфили
Загадки Вечного города. Случай в палаццо Дориа-Памфили
Декабрь 2015 года выдался для меня на редкость суетливым. И чтобы немного отвлечься я решил посмотреть фотографии в мобильном телефоне. Наткнулся на снимки, которые сделал летом во время посещения галереи Дориа-Памфили в Риме. Это относительно небольшой, малоизвестный и легкодоступный, по сравнению, например, с галереей Боргезе, частный музей. В его собрании чуть более 500 произведений. Есть шедевры первой вели чины , такие как портрет папы Иннокентия X кисти Веласкеса, несколько превосходных вещей Тициана, Караваджо и ряда других выдающихся европейских мастеров. Музей сохраняет атрибуты домашней коллекции, где выставлены все имеющие произведения, независимо от их исторической и художественной ценности. Видны вкус и пристрастия хозяев, которые собирали произведения искусства на протяжении нескольких столетий. Возможно, поэтому здесь есть ощущение непрерывности жизни. Особенно остро я почувствовал это в зале скульптуры.
У зеркал стояли античные мраморные портреты римских патрициев. Когда разглядывал их, то видел в зеркале своё отражение. И невольно сравнивал себя с людьми другой эпохи. Так я переходил от зеркала к зеркалу, от портрета к портрету. На третий раз мне показалось, что на самом деле не я смотрю на античные бюсты, а кто-то другой моими глазами разглядывает экспонаты и отображение в зеркалах. И он тянет меня к окну посмотреть, что там на улице. Когда я подошёл к четвёртому зеркалу, то, увидев всё, что было за моей спиной, не разглядел в нём себя. Будто кто-то бестелесный в этот момент смотрел в зеркало. Меня посетила догадка: дух римского патриция каким-то образом живёт в камне. Но мраморные глаза не позволяют ему видеть этот мир. И когда я подошёл, он на время переселился в меня и теперь моими глазами проверяет, в каком состоянии находится дом, что в нём происходит. Я перевёл взгляд на бюст. На мраморном лице было нечто вроде ухмылки. Подумал, что этот римский шутник уже не первый раз осуществляет подобные проделки. Но ему будет не просто освободиться от несдержанной гримасы – мрамор всё-таки твердый материал. Пока он не вернул своему портрету безразличное выражение лица, я успею его сфотографировать. Это и сделал … (См. иллюстрации на 4-й стр. вклейки.)
Глаз фотокамеры не был подвержен мистическим иллюзиям. Он запечатлел всё, как есть, и неувиденное мной моё отображение в зеркале, и следы сосредоточенного внимания на мраморном лице. Всё-таки дух не успел спрятаться! Его временная сосредоточенность неожиданным образом отобразилась и на мне – я уподобился римскому патрицию и стал немного похож на его портрет. Всё-таки не зря Рим зовут Вечным городом. Жизнь в нём каким-то непостижимым образом перетекает из глубины веков в суету наших дней.
Оставить комментарий