Прежде чем писать, нужно жить

В. Перепелица, кандидат педагогических наук, пос. Троицкий Губкинского городского округа Белгородской области

Прежде чем писать, нужно жить

Урок-размышление о жизненном пути Антуана де Сент-Экзюпери
(для учащихся VI–XI классов)

Не опасности я люблю... Я люблю жизнь... между тем, если человеческой жизни и нет цены,
мы действуем всегда так, как будто существует нечто превосходящее по ценности человеческую
жизнь. Но что же это?
Антуан де Сент-Экзюпери, (1900–1944 гг.)

Действующие лица: Библиотекарь, Ведущая, Ведущий, Писатель.
Звучит фонограмма песни «Маленький принц» М. Таривердиева на слова Н. Добронравова.

Библиотекарь. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы расскажем вам об одном талантливом человеке. Кто-то читал его произведения и знает его как писателя, а кому-то он известен как храбрый и мужественный лётчик. Попробуйте угадать, о ком идёт речь? (Ребята отвечают.)

Ведущая. Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 г. в Лионе, во Франции. Он очень не любил своё полное имя. Сент-Экс – так обычно представлялся он незнакомым людям, и так называли его близкие друзья. Профессиональный лётчик и классик французской литературы XX века принадлежал к роду графов де Сент-Экзюпери. Всю жизнь Антуан стеснялся своего графского звания. В юности случалось и подраться, если ему напоминали о его аристократическом происхождении: вспыльчивый и самолюбивый, он полагал, что достоин уважения сам по себе. А что вы, ребята, думаете по этому поводу? (Ребята отвечают.)

Ведущий. Графы де Сент-Экзюпери, хотя и сильно обедневшие, по-прежнему владели землями, поэтому поочерёдно жили в родовых, увитых плющом, окутанных романтическими тайнами замках Ла Молль и Сен-Морис де Реманс. Давно уже не было былой роскоши, множества слуг, пышных приёмов, но в семье, сохранившей вековые традиции, по-прежнему царила атмосфера утончённой дворянской культуры, которой с детства и проникся будущий писатель. Именно детство он назовёт лучшей порой своей жизни, сказав об этом так: «Я не очень-то уверен, что жил после того, как прошло детство».

Библиотекарь. Антуан был самым нелёгким ребёнком из пяти детей. Непоседливый, своевольный, он то забирался на ветхую крышу замка, то уходил один в лес, часто обижал сестёр и дрался с братом. Увлёкшись сочинительством, он мог запросто посреди ночи разбудить всю семью, чтобы про читать ей свой новый опус, а однажды, мастеря паровой двигатель, чуть не погиб. Поэтому для взрослых Антуан был «головной болью» и всегда находился в поле их неусыпной бдительности. Конечно, его наказывали, но это мало чем помогало.

Ведущий. Заметно изменится он лишь после того, когда на его глазах от лихорадки умрет Франсуа, тихо и спокойно, причастившись, завещав старшему брату свой велосипед. Произойдет эта трагедия во время учебы в швейцарском коллеже. Смерть родного человека буквально ошеломит впечатлительного Антуана. С тех пор учителя и ученики коллежа заметят, что прежде задиристый, слегка надменный Сент-Экзюпери станет мол чаливым и задумчивым.

Ведущая. Природа наградила Антуана множеством талантов. Обладая литературным даром, он прекрасно рисовал, проявил себя не заурядным изобретателем, даже владел искусством гипноза. Но надо сказать, что прежде чем найти свое место в жизни, ему пришлось послужить и рядовым французской армии, и счетоводом на черепичном заводе, и торговым агентом автомобильной компании, и механиком авиамоторных мастерских. Не выделяясь особыми успехами в коллеже, Антуан проваливается на вступительных экзаменах по гуманитарным предметам при поступлении в морскую академию.

Библиотекарь. Неудачей закончилась и попытка стать архитектором. Несмотря на то что ему вполне законно полагалась отсрочка от службы в армии, он по собственной воле отказывается от нее и становится рядовым одной из авиа частей Франции. После увольнения в запас его вновь преследуют неудачи, он хватается за одно, за другое, за третье. Прислушавшись к совету разбиравшегося в литературе человека, Сент-Экзюпери пробует писать рассказы из жизни летчиков, но настоящая слава и признание придут к нему еще очень не скоро.

Ведущий. Отношение Антуана Сент-Экзюпери к своей матери – это особая страница в его жизни. Где бы он ни находился, куда бы ни забрасывала его судьба, отовсюду летели письма-весточки матери. Письма к ней наполнены безграничной сыновней любовью. Ей он писал из Парижа, когда поступал в морскую академию, из Африки, где обслуживал «в единственном числе» промежуточный аэродром, из Южной Америки и Юго-Восточной Азии, где прокладывал новые воздушные трассы. И почти все письма пронизаны неутихающей тоской по детским годам; как, например, эти.

Писатель. «Мир воспоминаний детства, нашего языка и наших игр всегда мне казался бесконечно более реальным, чем любой другой. Этим вечером мне вспомнилась холодная при хожая Сен-Мориса. После вечерней трапезы мы усаживались на сундуки и в кожаные кресла, дожидаясь отхода ко сну... В полутьме слышались обрывки фраз, это было таинственно. Мы дожидались, пока понесут в гостиную лампы. Их несли как охапки цветов, и каждая лампа бросала на стены тени, похожие на листья пальм. Затем букет света и темных пальмовых запирали в гостиной. Мы уходили спать...»

«Вы склонялись над нами, над нашими кроватками, в которых мы отправлялись навстречу завтрашнему дню и, чтобы ничто не тревожило наши сны, чтобы наше путешествие было спокойным, вы разглаживали волны, складки в наших одеялах. Вы смиряли наши кровати, как божественный перст смирял бурю на море...»

Библиотекарь. В годы первой мировой войны госпожа де Сент-Экзюпери добровольно становится сестрой милосердия, работает в военном госпитале. Из всех детей разлуку с ней и домом тяжелее других переживает Антуан. Он всегда отличался особой привя занностью к матери. Будучи еще совсем маленьким, Тонио, как его называли в детстве, везде следовал за ней, волоча за собой свой любимый зеленый стул. И вот теперь, когда ему скоро пятнадцать, он тоже ведет себя, словно малыш, не желая принять во внимание, что идет война, и взрослым недосуг.

Писатель. «Дорогая мамочка! Франсуа только что получил ваше письмо, где вы говорите, что приедете только в начале марта. А нам так хочется видеть вас в субботу! Почему вы задерживаетесь? Мы так надеемся, что вы приедете!..»

Ведущая. И потом, двадцатидвухлетний лётчик Сент-Экзюпери после одного из своих первых полётов напишет матери о том, что больше всего на свете он хотел бы оказаться рядом с ней.

Писатель. «Мамочка, я только что перечитал ваше письмо, оно такое нежное. Что вы делаете, мама? Пишете ли вы картины? Ответьте мне. Ваши письма помогают мне жить, они приносят свежесть. Мамочка, откуда вы берёте такие прелестные слова?.. Вы мне нужны так же сильно, как в детстве… Как я мог когда-то заставлять вас плакать? Вы лучшее, что есть в моей жизни... Только вы защита, только вы всё знаете и можете утешить меня, вольно или невольно я всё равно чувствую себя совсем мальчишкой...»

Ведущий. И незадолго до своего последнего вылета Антуан, как обычно, отправит письмо матери. Трудно даже вообразить, какие чувства испытывала госпожа де Сент-Экзюпери, когда читала очередную весточку от любимого сына, зная уже, что его больше нет на свете. Вот это письмо.

Писатель. «Дорогая мамочка, я так хочу, чтобы вы не беспокоились обо мне. Чувствую себя очень хорошо, совсем хорошо. Я горюю, что так долго вас всех не видел… Несчастное время! Когда, наконец, станет возможным сказать тем, кого любишь, что ты их любишь?..»

Библиотекарь. Мать была для него самым дорогим человеком. Аристократ, он не найдёт общего языка со своим сословием. Получив благодаря связям матери доступ в лучшие дома и салоны Парижа, молодой граф Антуан быстро разочаруется в своих новых приятелях. Он принимает решение покинуть Париж. Отчаяние? Нет, он верит в то, что профессия лётчика гражданской авиации предоставит ему возможность познать настоящую и прекрасную в своей противоречивости жизнь.

Ведущая. Став профессиональным лётчиком, Антуан в одном из писем сообщит матери, что он очень счастлив: наконец-то он нашел своё призвание. Действительно, в небе он чувствует себя свободно и легко, оно становится его родной стихией. В авиации он найдёт и много новых друзей – надёжных и мужественных, тех, кто без лишних слов спешит спасти из беды друга.

Ведущий. Так бывало и с ним; когда он совершал полёты за тысячи километров, к нему на выручку не раз приходили его друзья. Точно также и он, невзирая на погоду, совершает посадку в горах, песках, на территории, контролируемой враждебными племенами, чтобы вызволить товарища. При награждении Сент-Экзюпери орденом Почётного легиона о нем говорили как о «пилоте редкой смелости», проявлявшем «замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность при спасении раненых экипажей». Что ж, видимо в графе-лётчике давала-таки о себе знать кровь предков, в числе которых было немало храбрых рыцарей.

Библиотекарь. Ребята, знаете ли вы, какое время суток нравилось Экзюпери более всего? (Ребята отвечают.) Любимым временем для полётов у Антуана была ночь. Там, в другом мире, пребывая «в гордом одиночестве» в «надзвездных краях», он поистине счастлив. Не берёт с собой на борт даже радиопередатчик, по которому мог бы попросить о помощи. Только человек, видевший и хорошо знавший ночное небо, мог так поэтически написать о нём.

Писатель. «Горы Бразилии чётко выделялись на светящемся небе, окунали в серебристые воды моря свои поросшие чёрным лесом вершины... На этот лес, не окрашивая его, лились непрестанным дождём лунные лучи. И острова тоже чёрные, как обломки кораблекрушения в морских волнах. И эта неистощимая луна на всём пути брызжущий светом фонтан... Звёзды казались... чересчур яркими, воздух слишком влажным. Странная ночь!»

Ведущая. Ответьте, пожалуйста, ребята, в каком произведении мы можем прочесть эти замечательные строки? (Ребята отвечают.) Верно, молодцы! Так он напишет в своей знаменитой повести «Ночной полёт». Между тем его всё чаще стали называть писателем, причём с эпитетом «выдающийся», к чему он никак не мог привыкнуть. Куда больше ему было по душе звание лётчика. К своему сочинительству он относился без всякого пиетета. Писал, где приходилось: то на коленке, а то и на бочке из-под горючего. Кроме того, работая над очередной повестью, Экзюпери не читал ничего художественного, зато, что называется, «погружался» в изучение технической литературы.

Ведущий. Очевидно, взаимосвязь техники и науки вдохновляла его романтическую музу. Случалось, он умолкал так надолго, будто давал обет больше не писать. Например, вторая книга у него выйдет спустя восемь лет после первой. А одно время вообще бросит писать прозу и станет киносценаристом - не важно, что по его сценарию не будет снят ни один фильм. Правдолюбец Сент-Экзюпери, не терпя фальши, «не сошелся во взглядах» с кинорежиссерами. В результате «творческих разногласий» он вновь примется за прозу.

Библиотекарь. Писателем он и впрямь был замечательным и выдающимся. А вот летчиком, что же, посредственным? Вовсе нет. Скорее безалаберным и беспечным. И не только по отношению к технике – к собственной жизни. Взлетая в воздух, мог при этом читать книгу и забыть захлопнуть дверцу кабины. Однажды, не известив о том начальство, поведёт новый, ещё не испытанный в полётах самолет и уже через пару мгновений окажется среди его обломков на земле, что будет стоить ему нескольких месяцев мук в гипсе. Был и совсем неординарный случай, когда он взял на борт львёнка, и тот, испугавшись моторного гула и тряски, напал на пилота, исцарапав его зубами и когтями.

Ведущая. Зато в экстремальных ситуациях на него безбоязненно можно положиться: смелость, профессионализм, высочайшее мастерство, присущие Антуану-пилоту, творят настоящие чудеса. Так, во время перелета Париж-Сайгон он посадит терпящую аварию машину прямо в барханах Ливийской пустыни. Позже об этой посадке скажет, что самолет чудом уцелел и не перевернулся, полз на брюхе, колотя хвостом по песку, словно разъяренный ящер.

Ведущий. А один его коллега, бывалый летчик, оценивая масштаб случившегося, философски заметит, что после такого разбиться уже нельзя. Что он имел в виду, ребята, попытайтесь объяснить? (Ребята отвечают.) Будто напророчил: через какое-то время граф Антуан снова окажется среди обломков, и снова врачам придется собирать его чуть ли не по частям.

Библиотекарь. Личная жи знь Антуана де Сент-Экзюпери не складывалась. Как сказал бы поэт, лодка его любви то и дело садилась на мель. Не дождавшись жениха, угодившего в очередную аварию, его первая пассия Луиза де Вильморен выйдет замуж за богатого торговца. Правда, спустя несколько лет с большим удивлением обнаружит, что, надо же, восходящая звезда французской литературы и её бывший незадачливый жених это одно и то же лицо.

Ведущая. Возможно, она и хотела бы что-то исправить, но к тому времени граф Антуан уже женится и безнадежно запутается в своих семейных делах. Консуэло Карилльо, свою последнюю и большую любовь, он встретит в Аргентине, где в то время работал служащим французской авиакомпании «Аэропосталь». Никто не принесёт графу Антуану столько тревог и страданий, как эта маленькая, уже дважды побывавшая замужем, взбалмошная, капризная, непредсказуемая в своем поведении женщина.

Ведущий. Но он влюблён и готов на всё ради любимой, лишь бы добиться её взаимности. Взяв Консуэло однажды на борт, он переведёт самолёт в крутое пике и не выйдет из него, пока она не поцелует его. А что же Консуэло? В умении сорить деньгами она превзошла даже Антуана, вынуждая его залезать в долги, постоянно устраивала мужу публичные скандалы, прилюдно «крутила романы». Но, как истинный рыцарь, он никому не позволял говорить плохо о даме своего сердца, терпеливо сносил все её выходки и оскорбления. Видимо, не случайно его Маленький принц скажет потом: «Мы все в ответе за тех, кого приручили». Ребята, как вы понимаете это выражение? (Ребята отвечают.)

Библиотекарь. И когда «Маленький принц» увидит свет, всем станет ясно и понятно, что колючая и капризная роза – это и есть Консуэло. Неудачная семейная жизнь наложила на Экзюпери свой отпечаток: к сорока годам он сильно постарел. И всё же он не разведётся с Консуэло. Более того, когда начнётся вторая мировая война, он, став военным летчиком, попросит мать предоставить его жене помощь и кров, если она будет нуждаться в этом. Друзья, о чём это говорит? Какое качество писателя можно выделить? (Ребята отвечают.)

Писатель. Антуана де Сент-Экзюпери называют выдающимся моралистом XX века. Как вы считаете, почему? (Ребята отвечают.) Наверное, никто из современных ему писателей не размышлял так много о глобальных проблемах человечества, высказывая при этом немало интересных философских идей. Его кредо – «Быть человеком». Скажите, пожалуйста, что это значит в вашем понимании? (Ребята отвечают.) Спасибо, ребята!

А теперь я вам прочту слова писателя. Для него это значило «…чувствовать, что ты в ответе за всё. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали твои товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир». Согласны вы с такой точкой зрения? (Ребята отвечают.)

Ведущая. Его слова и сегодня звучат как нравственный катехизис, как неоспоримые правила духовного обновления общества. Он и сам в жизни следовал тому, во что верил. Экзюпери был пацифистом и много писал о жестокости и бессмысленности любой войны. Но когда гитлеровская Германия разгромит Францию, он, уже немолодой человек, мучимый многими болезнями и старыми ранами, переосмыслив своё отношение к войне, вновь садится за штурвал военного самолета. Негодует, когда друзья, из лучших побуждений, пытаются отговорить его от участия в боевых действиях.

Ведущая. Майор Сент-Экзюпери всякий раз просит, чтобы его полёты проходили над районом Анесси – именно там, где прошло его детство. Одному из друзей он напишет: «…я не могу остаться в тылу... Это большая интеллигентская гадость утверждать, что надо уберечь тех, кто представляет собой ценность. Только участвуя, играешь действительную роль». Можно ли говорить о том, что Экзюпери был патриотом? Ребята, что вы вкладываете в понятие «патриотизм»? (Ребята отвечают.)

Библиотекарь. Сегодня не все из нас помнят имена героев «Южного почтового», «Ночного полёта», «Военного летчика» и других повестей Экзюпери. Но, вряд ли когда-нибудь мы забудем его Маленького принца из одноимённой сказки, пожалуй, самого лучшего из всего, что он написал. Это произведение – фантастическая автобиография Экзюпери, в которой тесно сплетены воображение, факты и эпизоды из жизни писателя. А вы читали эту сказку? (Ребята отвечают.)

Ведущая. Литературоведы утверждают, что сравнение шляпы с удавом, проглотившим слона, принадлежит полубезумной Консуэло. А развивающийся шарф Маленького принца Сент-Экзюпери срисовал с самого себя: точно так же и он, никогда не надевавший пальто, повязывал себе в холодную погоду на шею шарф. Антуана де Сент-Экзюпери часто сравнивают с маленьким пришельцем из далёких миров. Они и впрямь во многом схожи. Попытайтесь, пожалуйста, ответить на этот непростой вопрос: что же их роднит? (Ребята отвечают.) Благодарю вас, ребята, своими ответами вы порадовали нас. Все правильно, граф Антуан и сам был не от мира сего. И Маленький принц – это он, тот, кто всю жизнь оставался большим ребёнком; рослый Антуан тоже был Маленьким – в этом и есть их основное сходство.

Писатель. «Спроектировав» своё будущее, автор сказки и его герой не умерли в общепринятом смысле слова, а покинули планету по имени Земля. Вспомним: Звёздного мальчика от бренности земного существования избавит ядовитая змея. «Точно жёлтая молния мелькнет у его ног. Мгновение он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал, медленно, как падают деревья, неслышно, ведь песок приглушает все звуки... когда рассвело, я не нашёл на песке его тела».

Ведущий. Сент-Экзюпери 31 июля 1944 года вылетит на боевое задание, чтобы не вернуться на эту землю уже никогда. Обстоятельства его гибели до сих пор неизвестны. По сей день Экзюпери считают без вести пропавшим. А сравнительно недавно на дне Средиземного моря нашли его браслет. Быть может, Маленький принц подаёт нам, землянам, весточку о себе? Кто знает, что это значит.

Библиотекарь.

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
<…> Игорь Тальков

Литература:

  1. Зюзюкин, И. Странности Антуана де Сент-Экзюпери // Смена. 2013. №5. С. 213-220.
  2. Сент-Экзюпери А. Военные записки. 1939–1944 / Перевод с француз. Ю.А. Гинзбурга. М.: Изд-во Прогресс, 1986.
  3. Сент-Экзюпери А. Кто ты, солдат / Перевод с француз. Ю.А. Гинзбурга. М.: Прогресс, 1986.
  4. Сент-Экзюпери А. Пилот и стихии / Перевод с француз. Р. Грачева. М.: Прогресс, 1986.

Антуан де Сент-Экзюпери

Молитва

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной

частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем "внизу".

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов.

 

Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 18-22.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.