Несколько слов об искусстве удивлять

А.Мелик-Пашаев

Несколько слов об искусстве удивлять

При знаться, множество недобрых мыслей приходит на ум и много недобрых слов просятся с языка, когда слышишь о концептуальности , смелости , актуальности и т.д. некоторых явлений современного искусства, и в то же время имеешь несчастье видеть глазами и слышать ушами то, что так многозначительно обсуждается.

Бывают, конечно, и выдающиеся композиторы-минималисты, и талантливые инсталляции, и театральные новации, за которые не стыдно перед великими авторами опер и пьес. Бывают… Но в огромном  большинстве случаев, чтобы производить всё это, достаточно одного – перестать стесняться.

С другой стороны… Вспомнишь, к примеру, как академисты и обыватели несли по кочкам наших любимых импрессионистов, и закрадывается сомнение: может виноваты мы – те, чьи взгляды закоснели, кто способен воспринимать только привычное? По этому так утешительны бывают встречи с произведениями искусства, ни на что прежнее не похожими, художественная ценность которых для тебя несомненна. Таково именно творчество венгерского скульптора Габора Миклоша Сёке.

Его произведения доминируют над большими пространствами, они удивительны во многих отношениях; они броски, иногда даже эпатажны – если не вкладывать в это слово однозначно отрицательного смысла. Наверное, это «современно» – бывают периоды, когда искусство чувствует себя обязанным говорить громко и удивлять людей. (Так было, например, в эпоху барокко; один из поэтов того времени говорил коллегам: если не умеешь удивлять, иди чистить лошадей!) Важно, чтобы удивляло оно именно в качестве искусства и средствами искусства, которые по существу остаются неизменными при смене эпох и направлений.

В удивляющих скульптурах Сёке налицо все непременные признаки настоящего, большого искусства. Это способность вжиться в изображаемое существо и создать его эмоционально выразительную пластическую форму; это «чувство материала», без которого образ не получит выразительного воплощения; это, наконец, очевидность вложенного труда. Я имею в виду не количество пролитого пота и затраченных «человекочасов»: шедевр японского мастера мог быть создан мгновенным движением руки ! Речь идёт о том, что в создании произведения сконцентрировано мастерство, приобретённое сосредоточенным трудом. И каждый, кто не принадлежит к свите «голых королей» в искусстве, видит, когда это есть и когда этого нет.

Ещё несколько слов об упомянутом важнейшем качестве – «чувстве материала», которое присуще художникам всех времён и народов, но у Сёке проявляется тоже в весьма современном аспекте.

Искусству ХХ века и наших дней свойственно стремление разными путями переходить границу, разделяющую искусство и повседневную жизнь. В том числе работая не с теми материалами, которые специально предназначены для создания так называемой «второй реальности» (искусства), а с фактурами и предметами, взятыми прямо из «первой», «внехудожественной» действительности. Можно вспомнить множество примеров – от прямого экспонирования предметов быта, которое вырывает их из контекста повседневности и придаёт (или якобы придаёт) им особый, квазихудожественный статус, до мощных скульптур Сидура, рождённых из обрезков грубой арматуры.

Вот и Габор Сёке работает с грубыми «внехудожественными» материалами – с кусками металла, с крашеными и некрашеными досками и, как истинный художник, умудряется эстетизировать их, сделать адекватным средством воплощения его – именно его – художественных замыслов.

 

Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 18-19.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.