Начальный этап обучения хореографии
Начальный этап обучения хореографии
Пузакова Ирина Павловна, педагог дополнительного образования
На каждом из этапов обучения детей хореографии должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания. Рост и развитие детей происходит непрерывно, а темпы роста и развития не всегда совпадают. При работе с детьми на разных этапах обязательно учитываются психофизиологические возрастные особенности обучающихся, так как результаты освоения образовательной программы во многом зависят от их готовности восприятия конкретного материала.
Очень важен начальный этап обучения: заинтересовать ребёнка, увлечь, но вместе с этим решить основные задачи первого года обучения, а они достаточно сложные:
- укрепление общефизического состояния;
- развитие двигательных функций;
- корректирование некоторых недостатков;
- постановка корпуса, ног, рук, и головы (основы равновесия и апломба);
- овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность всех частей тела в пространстве и времени.
В ансамбле народного танца «Мечта» первый этап обучения проходят дети 6 8-летнего возраста. Особенности их физического развития: руки и ноги растут быстрее тела, общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам. Идёт развитие крупной и мелкой мускулатуры; в этот период особенно важно развитие мелкой моторики, тренировка координации движений пальцев рук, так как их многогранное функционирование ведёт к общему развитию организма, повышению интеллекта ребёнка, развитию его речи. К 7 годам улучшается произвольное внимание, появляются элементы произвольной памяти. Желание ребёнка запомнить следует всячески поощрять, оно – залог развития не только памяти, но и восприятия, внимания, мышления, воображения.
У детей младшего школьного возраста активизируется воображение. Вначале оно носит характер воссоздающего, помогая детям представлять сказочные образы. На этой основе дети учатся создавать принципиально новые образы. Большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать своё внимание на чём-либо, подвижность, любознательность – характерные черты этого возраста.
Создаётся впечатление, что эти ребята – «энерджайзеры». Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! В таком «запале» ребёнок может получить травму, причём даже не придать ей значения, подняться и продолжать заниматься дальше, а потом выясняется, что у него ушиб, и т.п. Делаем вывод: нужно внимательно следить за детьми, особенно до начала занятий и в перерывах между ними. Стараемся занять их какими-либо упражнениями, повторением пройденного или отработкой движений в игровой форме.
Но повышенная физическая активность детей относительна – через 25-30 минут дети начинают уставать. Делаем следующий вывод: целесообразно изучать новый, более сложный или более динамичный материал в первой половине занятия, пока у детей есть силы и внимание.
Также дети этого возраста быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда следующий вывод: необходима смена деятельности. Динамичные, требующие больших физических затрат упражнения чередуем с более медленными, спокойными. Смена «рисунка» занятия: от статических упражнений у станка переходим к упражнениям на середине – более динамичным, с прыжками, хлопками и т.д. С середины зала перестраиваемся на диагональ. Можно во время занятия использовать какую-либо музыкально-ритмическую игру или игру на создание образа.
Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека. Ребёнок слушается педагога просто потому, что он старше. И ещё очень важно: ребята в этом возрасте – «маленькие обезьянки», их способность к подражанию и копированию можно оценить на «отлично». Причём повторяют они без разбора и хорошее, и плохое. Отсюда вывод: в работе используем показ движений, комбинаций. Если сам педагог не может показать что-то идеально, можно взять ребёнка из группы, который более удачно исполняет изучаемое движение, и объяснить на его примере.
Стремление ребёнка «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание. Ребёнок старается утвердиться среди сверстников, он ждёт признания, похвалы, подтверждения его успехов от взрослого. Очень важно поэтому найти правильные слова для каждого, поддержать тех, у кого не получается упражнение или движение, помочь осознать, что терпение и старание обязательно приведут к положительным результатам. При оценке работы детей нужно сначала похвалить, выделить, что у них хорошо получилось, потом сделать конкретные замечания, но со словами: «у тебя получится, если ты, например, вытянешь колено или послушаешь внимательнее музыку».
При проведении занятия на первом этапе обучения мы руководствуемся следующими правилами:
– постепенно увеличивать нагрузку, расчленяя упражнения на элементы;
– чередовать упражнения с различной нагрузкой для отдельных мышечных групп: рук, ног, мышц спины и т.д.;
– менять темп движений (от медленного к быстрому);
– в течение всего занятия упражнения с применением физических усилий чередуются с упражнениями на расслабление; кроме того включаются элементы танцевально-игрового характера. Это помогает снять у детей нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус.
В младшем школьном возрасте дети осваивают до 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых человеком в течение жизни. И чем большим их объёмом ребёнок овладеет, тем легче ему осваивать технические элементы танцевального мастерства.
А главный плюс этого возраста: детей можно легко «завести», заинтересовать с помощью какой-либо игровой ситуации. И, казалось бы, сложный процесс обучения можно превратить в забавную игру. Хорошо подойдут различные соревнования на занятии: по линиям, по колоннам (кто выше прыгает, кто лучше растягивается…).
Но самое важное: маленьких детей надо любить – они мгновенно это чувствуют. Только в этом возрасте сами дети искренне и непосредственно любят педагога, и именно в глазах малышей можно увидеть чисто детское восхищение и не наигранное обожание.
Оставить комментарий