Начальный этап обучения хореографии

Начальный этап обучения хореографии

Пузакова Ирина Павловна

Пузакова Ирина Павловна, педагог дополнительного образования

На каждом из этапов обучения детей хореографии должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания. Рост и развитие детей происходит непрерывно, а темпы роста и развития не всегда совпадают. При работе с детьми на разных этапах обязательно учитываются психофизиологические возрастные особенности обучающихся, так как результаты освоения образовательной программы во многом зависят от их готовности восприятия конкретного материала.

Очень важен начальный этап обучения: заинтересовать ребёнка, увлечь, но вместе с этим решить основные задачи первого года обучения, а они достаточно сложные:

  1. укрепление общефизического состояния;
  2. развитие двигательных функций;
  3. корректирование некоторых недостатков;
  4. постановка корпуса, ног, рук, и головы (основы равновесия и апломба);
  5. овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность всех частей тела в пространстве и времени.

В ансамбле народного танца «Мечта» первый этап обучения проходят дети 6 8-летнего возраста. Особенности их физического развития: руки и ноги растут быстрее тела, общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам. Идёт развитие крупной и мелкой мускулатуры; в этот период особенно важно развитие мелкой моторики, тренировка координации движений пальцев рук, так как их многогранное функционирование ведёт к общему развитию организма, повышению интеллекта ребёнка, развитию его речи. К 7 годам улучшается произвольное внимание, появляются элементы произвольной памяти. Желание ребёнка запомнить следует всячески поощрять, оно – залог развития не только памяти, но и восприятия, внимания, мышления, воображения.

У детей младшего школьного возраста активизируется воображение. Вначале оно носит характер воссоздающего, помогая детям представлять сказочные образы. На этой основе дети учатся создавать принципиально новые образы. Большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать своё внимание на чём-либо, подвижность, любознательность – характерные черты этого возраста.

Создаётся впечатление, что эти ребята – «энерджайзеры». Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! В таком «запале» ребёнок может получить травму, причём даже не придать ей значения, подняться и продолжать заниматься дальше, а потом выясняется, что у него ушиб, и т.п. Делаем вывод: нужно внимательно следить за детьми, особенно до начала занятий и в перерывах между ними. Стараемся занять их какими-либо упражнениями, повторением пройденного или отработкой движений в игровой форме.

Но повышенная физическая активность детей относительна – через 25-30 минут дети начинают уставать. Делаем следующий вывод: целесообразно изучать новый, более сложный или более динамичный материал в первой половине занятия, пока у детей есть силы и внимание.

Также дети этого возраста быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда следующий вывод: необходима смена деятельности. Динамичные, требующие больших физических затрат упражнения чередуем с более медленными, спокойными. Смена «рисунка» занятия: от статических упражнений у станка переходим к упражнениям на середине – более динамичным, с прыжками, хлопками и т.д. С середины зала перестраиваемся на диагональ. Можно во время занятия использовать какую-либо музыкально-ритмическую игру или игру на создание образа.

Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека. Ребёнок слушается педагога просто потому, что он старше. И ещё очень важно: ребята в этом возрасте – «маленькие обезьянки», их способность к подражанию и копированию можно оценить на «отлично». Причём повторяют они без разбора и хорошее, и плохое. Отсюда вывод: в работе используем показ движений, комбинаций. Если сам педагог не может показать что-то идеально, можно взять ребёнка из группы, который более удачно исполняет изучаемое движение, и объяснить на его примере.

Стремление ребёнка «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание. Ребёнок старается утвердиться среди сверстников, он ждёт признания, похвалы, подтверждения его успехов от взрослого. Очень важно поэтому найти правильные слова для каждого, поддержать тех, у кого не получается упражнение или движение, помочь осознать, что терпение и старание обязательно приведут к положительным результатам. При оценке работы детей нужно сначала похвалить, выделить, что у них хорошо получилось, потом сделать конкретные замечания, но со словами: «у тебя получится, если ты, например, вытянешь колено или послушаешь внимательнее музыку».

При проведении занятия на первом этапе обучения мы руководствуемся следующими правилами:

Ансамбль народного танца «Мечта»,  педагог И.П. Пузакова

– постепенно увеличивать нагрузку, расчленяя упражнения на элементы;
– чередовать упражнения с различной нагрузкой для отдельных мышечных групп: рук, ног, мышц спины и т.д.;
– менять темп движений (от медленного к быстрому);
– в течение всего занятия упражнения с применением физических усилий чередуются с упражнениями на расслабление; кроме того включаются элементы танцевально-игрового характера. Это помогает снять у детей нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус.

В младшем школьном возрасте дети осваивают до 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых человеком в течение жизни. И чем большим их объёмом ребёнок овладеет, тем легче ему осваивать технические элементы танцевального мастерства.

А главный плюс этого возраста: детей можно легко «завести», заинтересовать с помощью какой-либо игровой ситуации. И, казалось бы, сложный процесс обучения можно превратить в забавную игру. Хорошо подойдут различные соревнования на занятии: по линиям, по колоннам (кто выше прыгает, кто лучше растягивается…).

Но самое важное: маленьких детей надо любить – они мгновенно это чувствуют. Только в этом возрасте сами дети искренне и непосредственно любят педагога, и именно в глазах малышей можно увидеть чисто детское восхищение и не наигранное обожание.

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 19-21.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.