Заключительный этап работы над музыкальным произведением: способы, приёмы, методы
Заключительный этап работы над музыкальным произведением: способы, приёмы, методы
Величко Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, концертмейстер
Изучение и исполнительское освоение музыкальных произведений – задача актуальная как для музыкознания, так и для музыкальной педагогики. Решение этой задачи затрагивает множество проблем, связанных с развитием музыкальных способностей учащегося, его мышления, восприятия, с расширением общего и культурного кругозора, с приобретением и совершенствованием владения средствами музыкальной выразительности, способности справляться с двигательно-техническими трудностями. Все эти задачи решаются в ходе исполнительского освоения музыкальных произведений. При этом гарантией успешного результата такой работы является осознанный, систематизированный подход к данному процессу.
Цель заключительного этапа работы юного музыканта над произведением состоит в достижении «эстетической завершённости» интерпретации. Учащегося необходимо подвести к охвату формы произведения, что позволит ему добиться необходимого соотношения между рационально-логическим и эмоциональным подходом к решению исполнительских задач.
Задачами этого этапа работы являются: умение исполнять музыкальное произведение уверенно, убедительно донося до слушателя его содержание, успешно справляясь со всеми техническими и музыкальными трудностями; умение исполнять его в любой обстановке, перед любыми слушателями. Должная уверенность и убеждённость исполнения достигается тогда, когда в игре отсутствуют не только какие-то шероховатости или логически непонятые моменты, но когда устранены и все технические трудности, все двигательные «зажимы».
Большую роль играют методы «закрепления выучивания», используемые на предыдущих стадиях работы, к которым можно отнести замедленную мысленную игру, сильно замедленное проигрывание на инструменте, игра с опорных пунктов. Не следует пренебрегать и медленным проигрыванием по нотам – это укрепляет игровые образы и предохраняет от случайных «засорений» игры.
Когда произведение уже готово для публичного выступления, представляется полезным его прослушивание в аудио- или видеозаписи. Это позволяет сравнить свою игру с другими интерпретаторскими решениями. Как правило, педагог уже подготовил учащегося к тому, как должно быть исполнено сочинение, объяснил, чем отличаются другие исполнения, отметил упущенные детали, которые полезны для своей трактовки музыкального произведения.
Педагог должен уметь психологически настраивать ученика на успех перед концертным выступлением, внушать ему веру в свои силы, а после выступления отметить положительные результаты, не ругать за промахи и неудачи, проявлять корректность в выражении критики. Негативная реакция педагога на неудачи учащихся обычно вызывает у них страх перед публичным выступлением и неуверенность в себе. Педагог должен быть профессионально-требовательным, настойчивым, но в то же время всегда доброжелательным. Отметив недостатки ученика и сделав соответствующие выводы, он обязан терпеливо идти по пути их устранения, выстраивая должным образом последующую работу в классе.
В качестве подготовки к публичному выступлению метод игры произведения целиком перед воображаемыми зрителями укрепляет не только «горизонтальный » слух исполнителя, перспективное мышление и умение создавать предваряющее слуховое представление, но и слуховое внимание юного музыканта и, в первую очередь, такое его качество, как сосредоточенность. Способность концентрироваться на исполняемом позволяет учащемуся с помощью активного слухового контроля объективно оценивать реальное звучание и корректировать исполнение в желаемом направлении. «Игра целиком перед воображаемыми или приглашёнными зрителями … мобилизует и направляет на синтетический охват формы все психические и физические возможности музыканта».
На заключительном этапе большое значение имеет метод «раздвинутых проигрываний» как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов, частей. Это значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый промежуток времени, достаточный для того, чтобы непосредственные следы от игровых ощущений успевали сгладиться и, таким образом следующее проигрывание происходило бы опять как бы заново, то есть носило характер «первого», а не «второго» проигрывания. В промежутках можно проигрывать другие эпизоды пьесы или же производить текущую работу над другими пьесами.
Целостному охвату музыкального произведения, углублению в его содержание, ощущению звуковой формы способствует метод занятия в представлении, который опирается исключительно на внутреннеслуховые представления. В результате данной работы происходит «сворачивание» музыкальной формы в сознании, и, как отмечает Е.П. Красовская, благодаря этому юный музыкант может охватить всё произведение внутренним слухом и, таким образом, создать сжатую модель исполнения, которая сохраняется и укрепляется в памяти. «Эта модель, – пишет Е. Красовская, – хранит, в себе звуковой эталон формы пьесы и необходимый для его воплощения на инструменте арсенал пианистических движений. Под контролем творческого сознания музыканта такая модель способна развернуться в выстроенное повествование, отражающее логику становления художественной интерпретации».
Заключительный этап работы над музыкальным произведением длится вплоть до «вынесения» его на публику. Весь этот период направлен на то, чтобы в итоге представить убедительную художественную интерпретацию произведения, которая, являясь результатом работы на протяжении всех предыдущих этапов, синтезирует приобретённые навыки и активизирует все музыкальные способности учащегося. Многое зависит от поставленных педагогом целей и задач, от степени мотивации учащегося к музыкальным занятиям, развитости его мышления, которое проявляется в способности целостного охвата содержания произведения, в глубине музыковедческого и исполнительского анализа, в осознании особенностей творческого стиля композитора, ощущении художественной атмосферы эпохи, в которую создавалось данное произведение. Важная роль также отдаётся музыкальному воображению, деятельность которого во многом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Лишь в том случае, когда все музыкальные способности юного музыканта выступают в синтезе и полноте своих возможностей, когда процесс работы систематизирован и организован, когда на каждом этапе и стадии исполнительского освоения произведения решаются определённые задачи и используются соответствующие приёмы, способы и методы, можно говорить о положительном результате всей проделанной работы над музыкальным произведением.
Оставить комментарий