Reggio Way: воспитание по-итальянски в российских условиях

М.Коханова-Барковская,
генеральный директор TWINSPreschool,
Денис Барковский,
финансовый директор TWINSPreschool

ReggioWay: воспитание по-итальянски в российских условиях

Вскоре после того, как в нашей семье появились на свет близнецы Поля и Паша, вся наша семья перебралась в США. По приезду мы сразу же начали отсматривать ближайшие к нашему «билдингу» садики для старшей дочери Лизы (которой на тот момент было 4 года), пересмотрели их примерно с десяток и, в конце концов, по иронии судьбы вер­нулись к тому, с которого начали - ReggioInspiredPreschoolofNorthMiami. Что такое Reggio, мы тог­да ещё не знали, но ощущение счастья и гармонии в отношениях между воспитателями (которых в США называют Учителя) и детьми (Студентами ) в этом детском саду (детские сады в Америке называются, как вы поняли, тоже как-то иначе, чем у нас - Пре­скул ), расписание занятий и методическое оформле­ние классов покорили нас с мужем с первой минуты.

Теперь, когда дочка два года отучилась в «Пре­школе», мы с мужем прошли обучение сначала в Майами, а затем на родине Reggioв Италии, верну­лись в Москву и открыли свой собственный Reggio- центр раннего развития TWINSPreschool, куда ходят и наши твинсы Поля&Паша, теперь-то мы хорошо знаем, как и откуда появляется ощущение гармонии.

Так что же такое Реджио, и зачем нужна ещё одна итальянская методика раннего развития, если есть Монтессори, спросите вы? Расскажем обо всём по порядку.

Реджио-подход зародился в 50-х годах про­шлого века в маленьком городке на севере Италии Реджио-Эмилия, в честь которого и называется. В послевоенное время Италии, ещё не оправив­шейся от культурной и социальной катастрофы, к которой привёл страну фашизм, было особенно важно вырастить новое поколение, поколение лю­дей, которые будут способны думать сами, а не по приказу сверху, - свободных и гуманных людей. Основателем стал психолог и педагог Лорис Малагуцци. В своих трудах он опирался на идеи Льва Выготского, Жана Пиаже, Джона Дьюи и Джерома Брунера. Сам Лорис Малагуцци, кстати, считал Реджио не теорией воспитания, не методикой и не моделью, а скорее иным взглядом на детство и самих детей. Всю вторую половину XX века Reggioтриумфально распространялся по Европе, а в 80-е годы пересёк Атлантику и пришёл в Америку, где был признан - Внимание! - лучшей в мире методикой развития детей дошкольного возраста (по версии журнала Newsweek). Самые продвину­тые и современные детские центры США сегодня опираются не на метод Монтессори, а на Реджио.

Основные принципы Реджио-педагогики.

  1. Развитие потенциала ребёнка при тесном взаимодействии с окружающей средой. Дети по­стигают мир в созданном учителем образовательном контексте, двигаясь в пространстве и прикасаясь к предметам. Иными словами, преподаватели соз­дают некий «контекст» - приглашение к игре на определённую тему - и наблюдают. Это может быть приглашение, например, нарисовать закат (в центре стола выложены краски, бумага различных фактур, иллюстрации и фотографии заката). Либо вопрос, на который детям предстоит самостоятельно найти ответ, например «Почему опадают листья?», «С кем дружат деревья?», «Чем пахнет весна?». Либо безмолвный контекст, где детям предоставляется полная свободна в поиске занятия. Например, на полу раскладываются на первый взгляд совершенно несочетаемые детали: машинки и нераскрашенные кубики, дощечки, трубки от сантехники, втулки от бумажных полотенец, пластиковые детали от полок, пробки, куски пластика и прочее, что хранится в любом дачном сарае. Каждый предмет начинает «оживать» - вот получается дом, вот мост, вот до­рога - так вырастает целый город. Дети усваивают понятия баланса, симметрии, скорости (скатывая машинки с поставленных под углом дощечек), учатся навыкам конструирования. Взрослый здесь — соавтор творческого процесса. Дети сами могут контролировать своё развитие и обучение, главная задача наставника — предоставить возможности, поддержку и свободу маленькому человеку. Окру­жение, наряду со взрослыми и другими детьми, становится «третьим учителем».
  2. Работа в небольших проектных группах. Это также один из главных принципов Реджио- философии. Действуя совместно, дети учатся взаи­модействовать друг с другом, отстаивать свою пози­цию и воспринимать чужую, выражать своё мнение, слушать и слышать других. Основоположники Ред­жио считают, что дети должны не только развивать свои когнитивные способности, но и учиться быть полноценными членами сообщества и развиваться при взаимодействии с другими людьми. В отличие, например, от Монтессори-метода, который поощря­ет индивидуальную работу с акцентом на автоном­ной и независимой от других детей деятельности. Любая деятельность рассматривается как проект, где есть цель исследования, задачи, инструменты, необходимые для их решения, и выводы. Дети учатся приходить к единому заключению, работать в команде, развивать лидерские качества.
  3. Свобода в постижении окружающего мира и выражении собственных идей. В различных тематических Ателье юные студенты изучают жи­вопись, музыку и танец, графику и скульптуру, ра­ботают с объёмом, цветом, светотенью и фактурой, фотографируют и снимают видео, познают законы окружающего мира и развивают конструкторские навыки. Они свободно используют в работе над проектами разнообразные материалы: природные (листья, семена, шишки, ветки, палочки, камни, ракушки), бытовые (скрепки, пуговицы, тесьму, картон, пластик, глину, проволоку, бутылки, крышки, тубы, баночки, фольгу), материалы для творчества (пластилин, глина, клей, кисти, краски, карандаши, мелки, пастель), пищевые продукты (макароны, фасоль, рис, другие кру­пы) -практически всё, что угодно! Все материалы хранятся в свободном доступе, дети могут сами выбирать нужные для реализации их задачи ин­струменты и материалы. Результаты проектов - из бумаги, пластика, проволоки, стекла, картона и пр. и др. - по завершении подвешиваются к потолку, ставятся на полки, крепятся на стенах.
  4. Работа со светом и тенью очень важный элемент Reggio,ведь тени предметов совсем не такие как сами предметы. Работа на световых столах, применение проекторов, фонарей и свето- микроскопов позволяют ребёнку понять и по­чувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей. Ателье — это зона свобод­ного творчества и эксперимента для ребёнка, суще­ственная и основополагающая часть Reggio; этой креативной лабораторией руководит Atelierista. За детскими проектами стоят идеи и их развитие, ребёнок исследует мир и учится думать.
  5. Принципиальной особенностью Реджио- подхода является также и то, что педагог (Pedagogista) ставит вопросы, а не даёт ответы: интерес детей стимулируется с помощью правильно и вовремя задаваемых вопросов; игровой или про­ектный процесс гораздо важнее результата, а соб­ственные идеи детей важнее, чем сухие стандартные факты. Так, важнее, чтобы ребёнок не нарисовал красивую, геометрически правильную и стилисти­чески выдержанную картинку по образцу, который дала воспитательница, а чтобы он изучил свойства и взаимосвязи между различными материалами, фактурами, техниками, цветами и формами. Взрос­лый для ребёнка - соисследователь и соавтор, он не даёт прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ним. Reggioс раннего детства приучает детей учиться самим, а не ждать, пока их научат, ведь интерес - движущая сила развития детей и лучшая мотивация. Даже если выдвигаемые ребёнком идеи «неправильные», «нелогичные» или «ненаучные», то есть не соответствующие так называемым обще­признанным и всем известным фактам, гораздо важнее то, что у ребёнка есть собственный взгляд на проблему или вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи и взгляды на мир, что, кстати, подтверждается опытом Италии, славящей­ся своим классическим и современным искусством - великолепной живописью, дивной архитектурой, дизайнерскими вещами и интерьерами...
  6. В Реджио-центрах отсутствуют четкие методические планы , поскольку в основе обуче­ния лежат проекты. Темы дети выбирают сами под руководством учителей на общем утреннем собрании - Assembly. Чем шире тема, тем глубже можно в неё погружаться, поэтому нередко бывает, что проекты длятся несколько месяцев, весь учебный год, а иногда даже два-три учебных года.
  7. Результаты работы документируются: учителя и ассистенты записывают мысли детей, возникающие в ходе работы, а самые важные мо­менты фиксируются на фото и видео, на основе этих материалов потом готовятся «говорящие стены».
  8. Все материалы находятся в свободном до­ступе- это является одним из ключевых моментов Реджио (в садах Монтессори все зафиксированные наблюдения находятся под замком в личном днев­нике учителя как интеллектуальная собственность корпорации Монтессори). Документирование даёт ребёнку возможность со временем по-новому оценить тему, что-то добавить или исправить, а учителю - от­слеживать динамику развития ребёнка, оценивать свою роль. Для родителя - это возможность взгля­нуть на своего ребёнка с непривычной точки зрения, активно участвовать в образовательном процессе.
  9. Reggio, вообще, предполагает серьёзное во­влечение родителей в процесс познания мира ребёнком, ведь родители - «главные» взрослые в жизни ребёнка, а значит и главные партнёры большинства его проектов.
  10. Интересен и тот факт, что каждый Реджио- центр уникален, в отличие от тех же самых Монтессори-садов с их стандартизованной дидак­тической средой. Мы имели возможность лично познакомиться с особенностями работы более 10 центров в США и Италии, и все они были абсо­лютно разные. Это подтверждали на конферен­циях и наши зарубежные коллеги из Сингапура, Великобритании и Австралии. По всему миру не найти двух одинаковых Реджио-школ- они формируются под влиянием социальной и куль­турной среды, в которой находятся, равно как и в результате творческого процесса, бурно и свободно протекающего в каждом Реджио-центре; неиз­менными остаются только основные принципы и философия подхода (так, в TWINSPreschoolмы ввели билингвальное обучение и пригласили несколько англоязычных учителей, чего нет, на­пример, в итальянских центрах).

Открывая первый в Москве Реджио-центр TWINSPreschool, мы, в общем, были вполне уве­рены, что эта философия будет интересна русским родителям, и не ошиблись - ведь мы не переносили на русскую почву какую-то конкретную амери­канскую или итальянскую методику, которую потребовалось бы долго и трудно адаптировать к русским реалиям, а просто инициировали живой, естественный и в достаточной мере свободно про­текающий процесс развития детей, построенный на разумных, здоровых и мудрых началах - это и называется ReggioWay.

 

Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 14-16.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.