Как смотреть картины?

Как смотреть картины?

С. Макельский, художник, дизайнер

Предлагаемый материал можно рассматривать как конспект лекции, или серии уроков, или мастер-класса по развитию художественного восприятия и творчества. Его основные задачи:

первая – показать детям неочевидные на первый взгляд секреты живописи старых мастеров, научить детей оценивать картины глазами профессионального художника;
вторая – научить детей использовать эти секреты в своих работах.

Часть I. Композиция

(соподчинение элементов картины).

Почему все классические картины так легко воспринимаются зрителем? Ведь они могут быть огромными и состоять из десятков персонажей («Явление Христа народу» А. Иванова, «Последний день Помпеи» К. Брюллова). Всё дело – в соподчинении главных, второстепенных и третьестепенных элементов картины. Интрига в том, что зритель не сам решает, куда ему смотреть. Это художник ведёт взгляд зрителя от главного персонажа ко второстепенному (через взгляд, поворот головы, жест руки, освещение, цвет, контраст и др.). Какие-то элементы мы видим сразу, а другие можем сначала и не заметить. Это художник управляет нашим вниманием, как режиссёр спектакля. Поэтому зритель и не блуждает глазами по картине, у него не рябит в глазах. Всё легко и понятно.

На примерах разных известных картин показываем различные схемы композиции. У каждой – свой путь взгляда зрителя и свои средства, которыми этот путь был построен.

Упражнения. Нарисовать картинки, задающие разные схемы движения взгляда зрителя: слева направо, снизу вверх, по кругу, по диагонали и др.

Часть II. Цветовая гамма.

Почему все классические картины так гармоничны по цвету? Они состоят из огромного количества разных цветов и оттенков, но эти цвета не мешают, а дополняют друг друга. И здесь есть своя интрига. Вот она: в большинстве картин старых мастеров можно найти общий живописный принцип: единая цветовая гамма (например, охристо-коричневатая) плюс несколько ярких контрастных пятен (красных, синих, жёлтых). Художники прошлого виртуозно использовали этот принцип. С его помощью можно избежать двух опасностей: чрезмерной пестроты, или, наоборот, жухлости, однотонности картины.

На примерах разных известных картин будут показываем различные варианты использования общей цветовой гаммы с контрастными акцентами. Дополнительно можно показать распространённые компьютерные цветовые схемы (в каждой набор 3-5 цветов) для выполнения упражнений учениками.

Упражнения. Нарисовать картинки в различных цветовых схемах с контрастными акцентами. В каждой схеме один цвет выбираем как основной, другие – как акценты.

Часть III. Градации по светлоте

(темнее – светлее).

Почему многие классические картины так красивы в чёрно-белых репродукциях? По чему художники часто щурятся во время работы?

Мы порой забываем, что в изобразительном искусстве работает не только оттенок цвета, но и его яркость (светлота). Один и тот же цвет в тени и на свету выглядит по-разному. Если убрать из картины цвет (как в чёрно-белых репродукциях, например), то в ней останется лишь соотношение тёмных, серых и светлых пятен. Если и в таком виде картина выглядит красиво, значит, её написал мастер! Вот почему щурятся художники. Они таким образом «убирают» цвет из картины и проверяют гармонию «чёрного», «серого» и «белого».

Почему это так важно? Даже самые изысканные сочетания цветов не станут картиной, если вы не решили их в светлотных отношениях. Получится непонятная цветная каша, это проверено. На примерах чёрно-белых репродукций известных картин показываем принципы «светлотного» решения (у каждого мастера он свой).

Упражнения. Нарисовать чёрно-белые изображения ярких цветных предметов и сделайте чёрно-белые варианты ваших цветных картинок.

Итоги.

Почему я считаю, что эти три принципа помогут не только взрослым, но и детям успешнее развиваться и разбираться в изобразительном искусстве?

  • Первое. Помня о композиции, дети не станут рисовать несколько равновеликих персонажей или других элементов картины. Они выберут главное и подчинят ему остальные. Также их может заинтересовать взаимодействие элементов картины, построение схемы движения взгляда зрителя. Это может быть прямо связано с сюжетной линией. Например: птица, сидящая на ветке, ждёт атаки подлетающих сзади врагов. Малыши так и решают задачу – интуитивно.
  • Второе. Цветовые схемы – хорошее средство от неразберихи с колоритом картины. Это актуально для любого начинающего художника: берёшь готовый набор, 3-5 цветов; выбираешь один для основной гаммы и остальные – для контрастных пятен.
  • Третье. Начинающие художники часто используют цвета разных оттенков, но близких по светлоте. Потом они удивляются, почему картина выглядит плоской, незаконченной. А надо было просто сощуриться и увидеть, как два разных цвета сливаются в один.

 

Искусство в школе: 
2016
№6.
С. 55.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.