Сценография и костюмы к спектаклю по пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Сценография и костюмы к спектаклю по пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Е. Моногарова, педагог-режиссёр Московского государственного театрального колледжа имени Л.А. Филатова

Учиться надо на хорошем материале. Это мы все знаем. Да что там говорить – и учить на хорошем материале куда приятнее. И вот в один прекрасный день мне пришла мысль «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира…» Из знаменитой триады Евгения Вахтангова «Время – автор – Коллектив» дело стало только за коллективом – не хватало парней. автор, как бы банально это ни звучало, вечен, как вечны и темы – любовь, борьба за свою любовь, конфликт отцов и детей. Но внимательней вглядываясь в своих учеников – студентов II курса, всё больше хотелось прикоснуться к этому материалу – ведь тема сейчас близка им как никогда – им по 16–17 лет, и есть в коллективе Влюбленные, есть лесные царь и царица, есть эльфы… Была мысль отбросить линию ремесленников – мужского коллектива, так как в некоторых источниках говорилось как раз о том, что иногда пьеса «Сон в летнюю ночь» состояла только из любовных линий, но… вскоре нашлись и ремесленники.

Вопрос о современности шекспировской комедии не стоял – на этом сошлись бесспорно. Заговорили мы с детьми об эпохе, их теперешней эпохе, когда «привязанности нашей молодёжи не в душах, а в концах ресниц, похоже…» Но при этом единственное, что нужно и шекспировским героям, и современным подросткам – это любовь. Эпоха «Сна…» – это не шекспировское время, не XVI век, это Древняя Греция, но как мне кажется, не классическая, а некоторая пародия на эту эпоху, иронический взгляд на неё. И вот нам предстояло соединить Шекспира, Древнюю Грецию и наш XXI век… Соединить, не потеряв иронии Шекспира. Способ нашёлся. Мы бесконечно повторяли мысль «Всем нужна любовь»… «All You Need Is Love», как пела когда-то известная «ливерпульская четвёрка»… Английский драматург, английский язык, английская группа, известная так же, как и Шекспир, во всем мире… «The Beatles» – поющие о любви, о свободе выбора, о протесте. Их эпоха стала эпохой протеста молодых против социальных устоев, эпоха хиппи, «детей цветов», эпоха свободы… Так возникла мысль соединить драматургию англичанина Шекспира с песнями англичан «битлов». Все были «за», и с восторгом, с упоением дети кинулись слушать «битлов» практически впервые в жизни, подбирая «арии» своим героям. Конфликта авторов не произошло. Напротив, получался интересный музыкальный спектакль, тексты «The Beatles» не противоречили пьесе, они дополняли диалоги и монологи героев. И вот, придя к такому соединению, к такому ходу, мы задумались о художественном решении спектакля. Не надо рассказывать, что когда ты думаешь над каким-то материалом постоянно, ты начинаешь видеть всё вокруг сквозь призму этого материала, мысли витают в воздухе и многие решения буквально врываются в тебя из этого воздуха. Однажды, на мастер-классе, плетя из ленточек «ловец снов», я увидела, что этот ловец и есть практически идеальная декорация к спектаклю… «Ловцы снов», «фенечки», все эти плетёнки – знаки именно эпохи хиппи, на которой мы остановились, благодаря «The Beatles». И эти кольца с «паутиной», в которую, словно в сон, попали герои пьесы, и эти ленты, среди которых так легко заблудиться… Так в одну секунду пришло сценографическое решение спектакля – гигантские ловцы снов – волшебный лес, в котором происходит основное действие. Ловцы зелёного цвета – лес, белого – греческие колонны. И так окончательно определились мы с костюмами – стиль хиппи.

Конечно, перед любым коллективом стоит вопрос денежный – где найти деньги на костюмы, но и тут найденное уже нами решение, да и сам Шекспир пришли нам на помощь. Во-первых, мы помним, что Театр Шекспира был очень условен. Любой театр может быть условен, безусловной должна быть игра актёров. Во-вторых, пьеса была написана ироническим языком, Греция там очень условна… В-третьих, условившись, что мы приближаем ту эпоху к нашей, в костюмах мы тоже соответствовали музыкальному материалу. Ну и, конечно, важным фактором стало то, что, сложив вместе все слагаемые, мы могли самостоятельно, не затрачивая больших сумм денег, одеть спектакль. Одежда хиппи не стоит больших денег и найдётся совсем бесплатно в бабушкиных сундуках. Итак, бьющиеся за любовь Гермия и Лизандр, Елена и Деметрий, Титания и Оберон, Ипполита и Тезей – одеты как хиппи, но первая сцена – обращение к герцогу отца взбалмошной дочери… Мы решили эту сцену почти как суд. Суд с присяжными, роль которых исполняет, конечно, традиционный древнегреческий хор.

Как мы представляем себе Грецию? Это скульптуры! Мраморная белизна! И мало кто знает, что когда-то все эти скульптуры не были белыми. Время стерло их многоцветие. И одежды греков были цветными. И всё же чаще всего, говоря о Греции, мы представляем себе белые хитоны, белые скульптуры. Это уже знак, хотя и китчевый, Древней Греции. Но мы имели дело с комедией, поэтому этот китч и решили использовать – в этом есть своеобразная ирония. Влюблённые «хиппи» рвутся к свободе, а их возвращают к традиции, к положенным законам, к положенным костюмам, превращают почти в классические скульптуры. Кстати, суд в традиционном представлении – это тоже униформа (что касается костюмов) – мантия судьи, форма охраны, форма обвинения, единого стиля, по дресс-коду – деловые костюмы присяжных. Это «футляры» для людей. В суде положено так одеваться. В Древней Греции положено ходить в хитонах. Всё должно быть, как положено. И влюблённых надо соединить, как положено, а не так, как они хотят. И одеть всех надо, как положено, и влюблённых – тоже. Всех в единые костюмы, а хор буквально в единый костюм, целый хор – в одном костюме на всех.

И вот наши герои появлялись в первой сцене в греческих костюмах, которые нацеплены на них, как «рамки». Выглядели они, словно бумажные куклы, на которые в нескольких местах прищепками прикреплены такие же бумажные костюмы – ни повернуться, ни присесть, ни сбежать. Хор так буквально «скованные одной цепью», там не забалуешь. И ясно, почему мнение хора ~ всегда единогласное.

Теперь о паре Тезей – Ипполита. Если вспомнить хоть на минуту, что Ипполита ещё недавно была свободной амазонкой – и не простой, а царицей амазонок, – скакала по лесам, свободная и независимая, то ей этот костюмированный суд совсем поперёк горла. Тезей добыл её любовь мечом, теперь пытается добиться расположения обещаниями пышной свадьбы, но при этом она должна присутствовать на этом «суде» и облачиться в герцогские одежды. Какое «костюмное» отличие властных особ? Венец. Головной убор. Корон в Древней Греции не существовало, зато все знают великолепное убранство древнегреческих колонн – дорических, ионийских… Вот и должны и Тезей, и Ипполита, несмотря на то что хотят заниматься свадьбой, решать важный вопрос – незаконности любви юной девушки и юноши. Вот и стоят они, словно колонны – должность обязывает к величию. Так появилась идея их головных уборов. Так же вспомнились нам традиционные котурны, которые вряд ли были удобны, да и суд – это всегда – по чти театральное представление с одними и теми же действующими лицами, которые хотят быть услышанными и увиденными, поэтому котурны бы им пригодились…

Нужно сказать, что далее родилась идея создания по такому же принципу костюмов ремесленников – из того же материала – фартуки – форменная одежда почти любого простого рабочего. Фартуки – одежда бесполая, а у нас, надо сказать, ремесленниками стали девушки, сплотившись вокруг единственного и неповторимого мужчины Основы, – поэтому пришлись фартуки как нельзя кстати.

Остаётся добавить, что ремесленники, разговаривая на протяжении всего действия пьесы прозой, в финале поменялись «языком» с более именитыми персонажами. Их свадебный подарок – пьеса о Пираме и Фисбе – и написана в стихах. Зрители же их представления, напротив, решив все свои проблемы, перешли со стихотворных строф на прозу. Этот, казалось бы, малозначимый факт позволил мне «отдать» костюмы важных особ из первого действия – ремесленникам, ставшим актёрами в последнем действии пьесы Шекспира. Это им уже понадобились котурны и костюмы, чтобы быть услышанными и увиденными, и может тогда те, кто так рьяно отстаивал свои права в начале комедии, узнают себя в персонажах любительской трагедии.

Искусство в школе: 
2016
№6.
С. 19-20.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.