«Круглые» и «не круглые» даты

«Круглые» и «не круглые» даты

В начале 1991 года Геннадий Алексеевич По­жидаев, тогда еще в ранге и.о.главного редактора, представил читателям первый номер нового журнала "Искусство в школе". Стало быть, нам 22 года? Дата, прямо скажем, не круглая. Но мы имеем основания праздновать в этом году и круг­лую дату - тридцатилетие нашего издания! Ведь девяносто первый - не год рождения журнала, а год наречения нового имени. До этого, как помнят старые подписчики, он 8 лет существовал под названием "Музыка в школе". И был проводником идей известного композитора, создателя и первого главного редактора журнала Дмитрия Борисовича Кабалевского.

О Дмитрии Борисовиче у меня сохранились личные воспоминания. Первое из них - довольно раннее, но очень отчётливое. Это - врезавшийся в детскую память острый силуэт и облик человека громадного по тому времени роста, очень худого, со своеобразной пластикой движений и с чрезвычайно внятной, чётко артикулированной речью, который входит в нашу дверь и усаживается за рояль вместе с моим отцом. Тогда в Большом театре ставили опе­ру Кабалевского "Никита Вершинин", дирижиро­вал Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, и они обсуждали подробности будущей постановки, то и дело переходя от слов к музыке и обратно.

А мои следующие "встречи" с Дмитрием Бо­рисовичем происходили у радиоприёмника и у экрана телевизора, когда он, в своей отчётливой и убеждающей манере, вёл просветительски-педагогические беседы о музыке, адресованные "обыкновенным" школьникам. Я тогда и не думал ни о педагогике, ни о психологии, ни о школе. Отец всю жизнь был поглощён без остатка дирижированием и слышать не хотел ни о каком пре­подавании, даже на консерваторском уровне. Я в своё время окончил художественную школу, где мы занимались изобразительным искусством по несколько часов ежедневно в течение семи лет, и просто не задумывался о том, что почти все дети лишены искусства и что на самом деле оно нужно всем. Так что Дмитрий Борисович стал для меня первым человеком "из большого искусства", ко­торый с такой заботливой серьёзностью заговорил об искусстве с "обыкновенными" детьми. Он не только думал об их духовном развитии, хотя это и было главным. Он был одним из крайне немногочисленных профессионалов, которые сознают, что без художественного воспитания целых поколений "большому искусству" не будет места в мире. И потому нашёл время и силы не только для работы над программами и учебниками, но и для того чтобы самому выходить к доске в классе общеоб­разовательной школы.

Почему же созданный Кабалевским журнал поменял имя? Дмитрию Борисовичу была близка идея единого источника, или единого корня всех искусств, глубинного родства, которое предше­ствует всем их видовым и жанровым различиям.

Не видя в то время реальной возможности создать журналы по разным видам искусства, он пришел к мысли, что "его" издание должно включить их все и стать «Искусством в школен. Дмитрий Борисович ушёл из жизни в 1987 году, и замысел осуществил его сотрудник и верный последователь Г.А.Пожидаев. Он хорошо понимал, какие с этим связаны трудности - и содержательные, и, так сказать, "репутационные": ведь подписчиками тогда были почти исключительно учителя музыки. А учитель предпочитает читать только про «своём, как бы мы его ни убеждали, что чем лучше он по­нимает общие проблемы всех искусств, тем лучше преподает свой, отдельно взятый предмет. Будь это при жизни Кабалевского - ему бы, наверное, му­зыканты «простили ; преемнику простили не все. (Впрочем, в то время существование изданий не зависело от подписки в такой степени, как сейчас.)

Итак, в 1991 году вышел первый номер журнала "Искусство в школе", и открылся он редакционной статьей, опубликованной в мае 1927 года в первом номере журнала... "Искусство в школе", написан­ной, скорее всего, наркомом Луначарским.

Предоставим читателю самому судить, что и в какую сторону изменилось за 8б лет в отношении общества, властей и школы к искусству в общем образовании. Эту не юбилейную тему не будем сегодня обсуждать в сотый раз. А вот 8б лет - это дата хоть и не круглая, но уже очень солидная!

Итак, в 1991 году начал выходить наш журнал, и вскоре случилось небольшое чудо. Мы почти ни­чего не знали об истории и о создателях нашего не­долго просуществовавшего предшественника, или тёзки. И вот, первый же выпуск нашего издания попал в семью прямых потомков создательницы старого "Искусства в школе"!

Вот что рассказала нам её правнучка.

«Девять лет назад я пошла в школу и худо-бедно дожила до последнего класса. И вот 1 сен­тября на уроке литературы учительница показала нам сигнальный экземпляр второго номера жур­нала «Искусство в школе», где были помещены сочинения и рисунки нескольких учеников нашего класса.

Дома я попросила папу, если ему вдруг попадется такой журнал, купить его. Папа очень удивился и сказал:

- А что, есть такой журнал? Когда-то моя ба­бушка тоже издавала журнал «Искусство в школе», но его закрыли много лет назад.

Я оторвала папу от всех дел, и он рассказал мне вот что...

- Моя бабушка, Евгения Товиевна Руднева, стала ответственным редактором журнала «Искусство в школе» с момента его основания в мае 1927 года. А в 1930 году арестовали моего деда, её мужа, и она уже не могла быть редактором, а работала в изда­тельстве «AKADEMIA» переводчиком. Но служебные стороны её жизни меня в младенчестве касались мало. О нашей семье и о бабушке как человеке я могу рассказать.

Евгения Товиевна происходила из сравнительно состоятельной еврейской семьи, жившей в Пе­тербурге в конце прошлого века. Отец её, Товий Арнольдович Марголин, работал в системе путей сообщения, дослужился до чина действительного статского советника, что давало право на личное (не потомственное) дворянство. Мать – Анна Борисовна Зельдович; известный астроном и фи­зик Яков Зельдович происходил из этой семьи. У бабушки были две сестры: Надежда и Лидия. На­дежда была замужем за композитором Михаилом Фабиановичем Гнесиным. Наша семья с семьей Гнесиных была очень тесно связана.

Бабушка училась в 1900–1901 годах в Берлине, там встретила моего будущего дедушку. Было реше­но, что они поженятся по возвращении в Россию. Но тут сыграли роль обстоятельства, которые всегда оказывались трагическими для нашей семьи.

Мой дед был социал-демократ, участвовал в ре­волюционном движении и был арестован еще до свадьбы. Венчание произошло традиционно для ре­волюционеров, в тюрьме (бабушка к тому времени приняла христианство). Вскоре деда отправили в ссылку под Красноярск, и бабушка поехала за ним. Там 28 мая 1903 года родился мой отец.

В 1904 году срок ссылки кончился, и бабушка с дедушкой переехали в Санкт-Петербург. Дед занимался революционной деятельностью, писал под псевдонимом Базаров, препирался с Лениным. Бабушка воспитывала сына и родившуюся в 1908 году дочь. Когда произошла революция и началась гражданская война, было решено ехать в Крым, где родители бабушки когда-то купили землю и по­строили дом в Профессорском уголке близ Алушты.

В Крыму было очень беспокойно. Когда власти менялись, все запирались в своих домах и опасались даже выглядывать. Оказалось – не напрасно. При белых в один прекрасный день явился местный житель и сказал: «Вы – большевичка и комму­нистка, без лишних слов, вы арестованы». И её посадили в Ялте в тюрьму. Не знаю, сколько она просидела там, но в конце концов пришли красные и её освободили.

Году в 21-м дедушка и бабушка поселились в Москве. Дедушка работал в Госплане, а бабушка в Наркомпросе. Тогда она и стала ответственным редактором журнала «Искусство в школе».

Как я уже сказал, в 1930 году деда арестовали, и он вернулся из ссылки только в 1933 году. В Москве ему не разрешали жить, поэтому бабушка, дедушка и я поехали на Кавказ к моему отцу, где он работал в Гаграх на метеостанции. На Кавказе мы пробыли до мая 1935 года. Потом случилось несчастье – по­гиб мой отец, и мы вернулись в Москву. Бабушка продолжала работать переводчиком, она довольно хорошо знала французский и немецкий. Она много бывала дома, вела хозяйство, воспитывала внуков.

Могу рассказать про «тематические» ёлки, ко­торые она устраивала.

Первая разрешенная ёлка зимой 1935–36 года была ещё без темы. В 1936 и 1937 годах инсцени­ровали вступление к «Руслану и Людмиле», были представлены все персонажи, а я палочкой на них показывал, исполняя роль Кота. Это была последняя ёлка. В 1939 году дедушка умер. Да и дети уже выросли, и ёлки перестали устраивать.

А в 1941 году, за несколько дней до войны, мы поехали на дачу в Крым. Когда войну объявили, то мы, конечно, собрались домой. И по дороге в Москву, на автостанции в Алуште, бабушка была арестована.

О её дальнейшей судьбе мы почти ничего не знаем. У нас есть только справка о реабилитации от 1956 года «за отсутствием состава преступления» и свидетельство о смерти, где сказано, что она умерла в ноябре 1942 года.

Вот что рассказал мой папа и добавил, что Ев­гения Товиевна называла свой журнал «Скука в жёлтой обложке». Надеюсь, нынешнему «Искусству в школе» не подойдёт такое название».

Нам остаётся добавить, что автор заметок Ана­стасия Доброчаева не занялась педагогикой, но стала замечательным детским врачом и кандида­том медицинских наук, самоотверженно служит тяжело больным детям, в том числе средствами искусства. И написала очень нужную книжку "Чудики" (М.: РООИ «КОВЧЕГ», 2011), которая по­могает и детям, и их родителям не бояться и не терять надежду при долгом и трудном лечении.

С чем же, помимо известных читателю трудно­стей, мы вступаем в новый (все-таки юбилейный!) год? Пожалуй, особо отметить надо две "новости".

Во-первых, наряду с традиционной формой подписки, мы открываем подписку на сайте http://www.art-inschool.ru Пожалуйста, сообщи­те об этом всем, для кого такая форма получения информации привычнее и удобнее!

Во вторых, мы, совместно с Московским фести­валем детских музыкальных театров "Содруже­ство искусств" приступаем к реализации широко задуманного проекта "Артпрофилактика", с по­мощью которого надеемся в обозримое время из­менить отношение общества, а вследствие этого и чиновничества, к общему художественному обра­зованию. (См. статью «Искусство не для искусства, или "От арттерапии – к артпрофилактике", с.6.)

Присылайте нам все материалы, научные дан­ные, описания житейских фактов, "льющие воду на нашу мельницу".

Ваша помощь необходима!

А.М

Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№3.
С. 2-3

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.