К вопросу об интеграции: взгляд художника

М.Розанова,
учитель изобразительного искусства школы №1955, г.Москва

К вопросу об интеграции: взгляд художника

Сегодня в школьном образовании довольно широко используются интегративные формы работы. Интеграция различных школьных предметов в образовательном процессе даёт положительный результат и является действенным приёмом формирования цельного взгляда на окружающий мир.

Нередко интегративные курсы объединяют предметы из различных областей знаний с искусством, что, безусловно, должно способствовать эстетическому воспитанию. Так, например, в школьной практике часто связывают литературу и изобразительное искусство, прежде всего – иллюстрацию и книжную графику в целом.

Художественные образы, созданные иллюстратором, шрифты, размер, цвет и фактура бумаги – всё многообразие элементов, составляющих книгу, от обложки до самой маленькой виньетки, поддерживает, раскрывает и обогащает художественный образ, созданный писателем.

Работа над созданием иллюстраций к произведению художественной литературы и общего оформления книги – процесс сложный и многосторонний. Тем не менее можно выделить основные этапы этой деятельности: знакомство с содержанием произведения, работа с текстом, создание образов персонажей, создание образа пространства и времени, «превращение» портретов в действующие персонажи, воплощение задуманных иллюстраций в художественном материале.

Знакомство с содержанием произведения.

Складывается общее впечатление о прочитанном,  выявляется характер произведения, его эстетические  особенности, жанр, какому читателю оно адресовано.

У художника возникают первые художественные  идеи о внешнем облике книги, характере общего  оформления, шрифте, наличии или отсутствии различных элементов оформления книги, средствах и материалах, которые позволят наиболее полно выразить художественную идею произведения.

Работа с текстом. Выявляются: общая композиция произведения; основные сюжетные линии; требующие иллюстрирования сцены для наиболее полного раскрытия смыслов, содержания и художественных особенностей произведения; описания сцен и персонажей, их окружения (интерьеры, пейзажи, жанровые сцены). На этом этапе иллюстратор определяет количество будущих иллюстраций, их место в композиции будущей книги. Составляется примерный план элементов оформления.

Создание образов персонажей.

Портретный ряд главных и второстепенных персонажей в разных ракурсах, с наиболее подробной проработкой индивидуальных портретных черт при разных эмоциональных состояниях, соответствующих выбранным для иллюстрирования сюжетам и раскрывающих характеры персонажей. При выполнении портретных зарисовок окончательно выбирается общий стиль и техника изобразительного ряда.

Создание образа пространства и времени. Накопление изобразительного материала по истории костюма, интерьерам, пейзажам, обычаям и традициям местности и народа. Каждое художественное произведение имеет свой «голос автора, 

вкус и ощущение времени и места», а задача иллюстратора – распознать этот голос, почувствовать вкус, распробовать его и воплотить своё представление о нём уже иным художественным языком.

«Превращение» портретов в действующие персонажи. Художник «погружает» героев произведения в конкретную обстановку, соответствую-щую сюжетам, выбранным для иллюстрирования. Происходит своеобразное «оживление» литературных персонажей на бумаге.

Воплощение задуманных иллюстраций в художественном материале. Создание оригиналов иллюстраций, «отрисовка» их в «чистовом» варианте. Только теперь мы можем увидеть сами иллюстрации. На этом этапе работа над ними уже закончена. Получилась серия изображений, вы-ражающих не только содержание произведения, но и его художественный образ, эстетическое от-ношение к нему самого художника.

Каждый этап работы над оформлением книги предполагает выполнение большого количества эскизов и различных вариантов графического решения художественных образов.

Художник-иллюстратор, работая над образом будущей книги, изучает содержание произведения, работает с текстом, выделяя основные смысловые повороты сюжета; изучает исторический период, соответствующий повествованию; создаёт зримый мир костюмов, интерьеров, пейза-жей… И в этом, как мне кажется, действительно проявляется интегративный подход, «работают» технологии интеграции. Во всей этой многообразной деятельности самым важным является то, что художник создаёт зримый образ литературного произведения, погружается в атмосферу, в чувственный мир автора, соглашается или спорит с ним, но делает это присущим изобразительному искусству языком. Этот своеобразный «перевод» с литературного языка на изобразительный и наоборот (например: сочинение-описание по предложенной репродукции известной картины) – прекрасный ресурс воспитания искусством в процессе изобразительной деятельности.

В школьной практике, как правило, интегрированные курсы литературы и искусства включают два этапа: литературоведческий анализ произведения и выполнение иллюстрации. В предложенной схеме литературоведение зачастую «съедает» изобразительное искусство, отводя ему вспомогательную, часто развлекательную роль. Выполненные рисунки должны быть индивидуальным произведением, результатом литературного анализа и осознанного личного эстетического переживания. В противном случае (часто это повторение иллюстраций профессиональных художников-графиков)

такая художественная работа демонстрирует, скорее, склонность ребёнка к художественному производству, а не умение выражать свои литературные впечатления изобразительными средствами.

Способность чувствовать «вкус» литературы, умение передать его в виде изданной книги и есть искусство книжной графики. Но это искусство невозможно без погружения в суть самого произведения, без глубокого взаимопроникновения литературы и изобразительного искусства, без эмоционального «напряжения» души, выраженного в изображении.

Богатейшим ресурсом эстетического воспитания является такая форма обучения, как учебная проектная деятельность. Являясь по своей сути интегративной, проектная деятельность подразумевает замысел, путь реализации замысла, получение готового произведения («продукта»). Эти «три кита» всякой деятельности характерны и для изобразительного искусства, хотя имеют свою специфику.

Художественный замысел – это «зажигание» для всякого творчества. В случае если поставлен-ная автором цель направлена на самовыражение, содержит эмоциональное отношение к объекту, затрагивает эмоциональные проблемы, можно говорить об эстетической деятельности. В качестве примера хотелось бы сказать о проектной работе ученицы Близнюк Дарьи «Одиночество», которая была выполнена в 10 классе. Работа представляет собой четыре графических листа: «В ожидании звука» (натюрморт, где на пустой сцене изображён музыкальный инструмент, освещённый софитами), «Заброшенный дом», «Спящая», «Старость».

В планировании художественно­-эстетического творчества необходимо выделить принципиальные особенности, характерные для изобразительного искусства. Во-первых, необходим учёт степени владения различными художественными материалами, приёмами и технологиями, их выразительными возможностями. Во-вторых, нужен тщательный поиск выразительных средств эмоционального воплощения художественного замысла. Это самая важная часть всякой творческой деятельности. Без вариативности решения композиции, выбора художественного материала, выразительные особенности которого соответствуют наиболее полному воплощению замысла, из художественной деятельности исчезает искусство. Обращаясь к описанной выше проектной работе по теме «Одиночество», можно отметить, что графическое решение темы автором проекта было выбрано осознанно. Печатная графика в технике линогравюры (представлена серия линогравюр) своей высокой контрастностью больших пятен тёмного и светлого позволила пере-дать напряжённость почти болезненного внимания автора к выбранной теме. На графическом листе «Старость» изображена светлая фигура высохшей старухи в длинном одеянии, сидящая с опущенными на колени руками у стола с лекарствами на фоне большого чёрного окна. В изобразительном искусстве вариативность художественных решений заключается в выполнении эскизов, набросков и зарисовок.

В-третьих, художественно-эстетическое творчество требует индивидуального времени. При планировании интегрированных курсов, пред-полагающих художественно-эстетическую дея-тельность, необходимо учитывать временную индивидуальность эстетического восприятия и его воплощения. Важно создать условия, при которых будет возможно индивидуальное планирование творческой деятельности в заданном отрезке времени. Так, например, можно начинать творческую работу в классе (выполнение набросков, поиск вариантов композиционного решения), а работу по выбору художественного материала, эскизированию оставить для самостоятельного выполнения.

В таком случае окончание работы должно быть под наблюдением учителя, на основе выполненных самостоятельно эскизах.

Художественно-эстетическое творчество предполагает, что художественный продукт, полу-ченный в процессе этой деятельности, является результатом эмоционального переживания и вариативного поиска художественных средств для их выражения. Если творческую деятельность выстраивать по репродуктивному принципу (изготовление материального продукта по заданной схеме с использованием образцов и заготовок), ничего творческого в ней не останется. Примеров такого «творчества» немало: декоративные росписи по готовым рисункам с использованием уже готовых «рецептов» цветного решения; вышивка по готовой схеме размещения элементов изображения и прилагаемых к ней ниток и т.д.

В таких случаях итогом становится не предмет искусства, а продукт материально-художественного производства. Различие между ними подобно раз-нице между скрипкой, созданной Страдивари, и серией инструментов, выпущенных комбинатом по производству музыкальных инструментов.

 

 

 

 

Искусство в школе: 
2014
№5.
С. 12-14

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.