Планетарная «Земля» красного Гофмана

В.Рогова

Планетарная «Земля» красного Гофмана

Я мечтал стать художником, я рисовал дома и брал частные уроки рисования, мечтая когда-нибудь попасть
в Академию художеств хоть вольнослушателем.
А.Довженко

Классик советской кинематографии Александр Петрович Довженко вошёл в историю мирового визуального искусства фильмами "3емля" и "Иван". А в художественной графике он из­вестен под псевдонимом "Сашко" как мастер по­литической карикатуры и автор плакатов для Все­украинского фотокиноуправления 1920-х годов. "Рисование было моей страстью с детства, – рас­сказал Довженко спустя десятилетия. – Я и сейчас убеждён, что, получи я правильное воспитание и образование, я был бы более мощным художником в живописи, чем в кино".

Григорий Козинцев1 завещал нам портрет дру­га: «В 20-е годы слова “красота“ боялись, как чёрт ладана: оно казалось слащавым, сентиментальным. Довженко показал силу красоты на экране. И сам он был удивительно красив. Мне он запомнился в се­ром костюме, голубой рубашке, загорелый, с седыми волосами, ясным взглядом. Он не только создавал произведения искусства, но и сам был произведением искусства. Далёкое, святое босоногое детство, как он его называл, всё ещё было с ним, было в нём».

Родился Довженко на Черниговщине в негра­мотной многодетной семье землепашцев, принад­лежавшей к казацкому сословию. Его добрейший дед Семён Тарасович был обучен грамоте, "и ему отец не мог простить своей темноты", – вспоминал Довженко. В 1911 году, пятнадцатилетним, Сашко был зачислен слушателем Глуховского учительско­го института2. Бывшему отличнику образование давалось трудно: 4батькоа мой даже продал десятину земли. Оторвал от сердца. Так ему, неграмотному и тяжело и неудобно живущему человеку, хотелось выучить своего сына на пана», – констатировал До­вженко. Он обожал свою маму Дарью Ермолаевну. Её образ воссоздан во всех фильмах сына.

В 1917 году Довженко обосновывается в Киеве, знакомится с Лесем Курбасом4, корифеем левого на­ционального театра, и его студийцами, без которых невозможно представить украинскую кинокласси­ку. К тому же «при гетмане, – отметил Довженко, – организовалась было Академия художеств – мечта моей жизни, – я поступил в Академию. Организовал общестуденческий митинг протеста против призы­ва в гетманскую армию и устроил большую демон­страцию на улице Короленко. Гетманские офицеры разогнали нас, убив что-то около двадцати человек и многих поранив. Академию художеств я бросил». Эти события октября 1918 года образно преломле­ны Довженко в его революционном кинобоевике "Арсенал" (1929 год)5, насыщенном идейными метафорами, особенно в сцене расстрела гайдама­камиб бессмертного большевика Тимоша (актёр Семён Свашенко). (Противоположный взгляд на Киев времён гражданской войны, иносказательно разоблачающий большевистские мифы, запечатлён Михаилом Булгаковым в великом романе "Белая гвардия" и пьесе "Дни Турбиных".)

Особая тема – работа Довженко с оператором Борисом 3авелевым7 над кинопоэмой к3венигора» (к3аколдованное место», 1928 год). Она перегруже­на большими образно-философскими обобщениями. Исторические эпизоды объединены символической фигурой Дгда – векового крестьянина (актёр Нико­лай Надемский8). Революционную романтическую стихию, воплощённую операторским искусством, стилизовали под экспрессионизм. Руководство Одес­ской кинофабрики ничего не смогло понять. Для внесения вердикта сказочную к3венигору» отпра­вили Сергею Эйзенштейну и Всеволоду Пудовкину в Москву. Мэтров советского киноавангарда потрясла дивная художественная красота фильма. С благо­словения москвичей началась кинослава Довженко, названного Эйзенштейном «Красным Гофманом», «Мастером, не идущим побираться к западникам»9.

Другие участники фильма удостоились ярлы­ков "буржуазный националист", "троцкист", "национал-террорист". Расстреляли авторов первоначального сценария к3венигоры»: Георгия Тютюнника10 и Майка Иогансена. Лагерный срок получил 3авелев...

«Я не знал ещё правил и поэтому, как мне ка­залось, не делал ошибок. Я её [картину] не сделал, а пропел, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествователь­ности и заговорить, так сказать, языком больших обобщений. Я, по-видимому, перехватил через край. «Землю» я задумал как произведение, предвещающее начало новой жизни в селе».

* * *

Кино требует громадного трудолюбия... Кино – искусство одержимых.

А.Довженко

Киноэпопея "3емля" (1930 год) принесла Алек­сандру Довженко планетарную известность11. Один из величайших шедевров мирового экранного ис­кусства был создан в разгар ликвидации кулака как класса. Исторически предваряя вершины со­ветской литературы – роман Михаила Шолохова "Поднятая целина" и поэму Александра Твардов­ского "Страна Муравия", пропагандистский ки­нобоевик к3емля» не уступает им по философской и поэтической глубине осмысления гигантских социальных процессов.

Довженко оставил нам собственный сценарий в форме конгениального авторского "перевода" 1952 года. Он "перевёл" экранный текст кинофильма на язык высокой литературы, произведение одного искусства – на язык другого искусства, сохранив богатейшую систему оригинальной образности. «Идёшь и чувствуешь родную землю, что кормит тебя не только хлебом и мёдом, но и мыслями, пес­нями и обычаями,– описывал Довженко дыхание родной земли, – и не только кормит и растит, но и примет когда-то в своё материнское лоно, как приняла прадедов твоих и деда под яблоней».

Сюжетную канву фильма к3емля» легко пред­ставить в жанре рядовой газетной заметки: не­богатая крестьянская молодёжь решила жить по-новому (приобрести трактор, учредить колхоз и не работать на кулаков). Артельщиков возглавил комсомолец Васыль. Как пламенный большевик, он выигрывает схватку со старым миром: в де­ревню прибывают трактора, и товарищи Васыля с восторгом перепахивают земельные кордоны, установленные зажиточными соседями. Их при­ветствуют любящие девчата. Кулаки решаются убрать Васыля. Он погибает от ночного выстрела из обреза. Рыдает отец, взбунтовавшийся против Бога, допустившего несправедливую смерть. Лица товарищей суровы. Односельчане чтут память своего героя.

Как известно, советский кинематограф изна­чально не знал нравственных полутонов, и здесь наиболее загадочное произведение Довженко13, конечно, тривиально лежит в русле идеологиче­ского клише: новая деревенская жизнь в экранном повествовании трактуется благоприятно. Величие советской картины о социализме и трагедии клас­совой борьбы, об отношениях человека с природой, о родном и дорогом художнику украинском селе – в изобразительной мощи довженковских метафор и символов, в ауре экранной вещи и её философской насыщенности.

В годы расцвета языка немого кино фильм потряс биологическим ощущением вечно жи­вой природы. Мировое киноискусство доселе не знало такого экранного чуда. Колышущаяся, словно море, бескрайняя нива; могучие песенные"волыкг"14 (украинские быки); бахчи, омываемые тёплым ливнем; яркие цветы подсолнуха, с грустью склонившие свои головы, когда мимо проносят гроб с телом Васыля... – советская киноклассика драз­нит и завораживает еретической свободой образов, неограниченной властью над зрителем.

Эпический стиль Довженко воплотил на экране выдающийся оператор Даниил Демуцкий15, один из создателей поэтического кинематографа. Опираясь на традиции украинского народного искусства, ма­стер светописи запечатлел визуальные композиции, полные бурной экспрессии: летней лунной ночи; де­вушек и парней, застывших в любовном томлении; матери, рождающей новое дитя, когда хоронят её старшего сына; обнажённой возлюбленной Васыля, мечущейся по хате от горя и неутолённой страсти. Авторский почерк Демуцкого отличает скульптур­ная выразительность, неканоничность планов и точек съёмки, глубина кадра.

Важные сюжетные задачи решает пейзаж. В роскошных (с налётом архаики) пейзажах – живое дыхание земли. Низкие горизонты, умелое исполь­зование воздушной дымки подчёркивают прозрач­ность, чистоту неба, необъятную ширь полей.

Лица крестьян Демуцкий рисует в широком диапазоне мягко сменяющихся тонов: от тёплого чёрного до лёгких солнечных бликов. Образ серед­няка дядьки Опанаса, отца Васыля, воплотил на экране Степан Шкурат. В юности он батрачил на Полтавщине и знал типаж своего героя изнутри. Актёру удалось передать истинную революцию в сознании крестьянина: «Вдруг стало видимо во все концы света, – рисует апокалиптическое чудо Ни­колай Гоголь в повести 4Страшная месть». «И видно стало всё, так видно и тревожно», – вторит ему в довженковском сценарии и фильме дядько Опанас. Эта роль определила судьбу артиста, чрезвычайно популярного в народе.

Мягкие лирические образы создали грациозная Юлия Солнцева (дочь Опанаса) и порывистая Елена Максимова (Орыся, невеста Васыля).

Вожака колхозной молодёжи вдохновенно сы­грал Семён Свашенко, звезда театра «Березилья Леся Курбаса и любимый лицедей Довженко. «Тогда мы в Яреськах [украинское село – В.Р.] снимали фильм «Земля». ...уже отсняли многие сцены с Васи­лём: он пригнал на село трактор, перепахал кулац­кие межи, героя уже успели убить и похоронить, а эпизод, где он танцует, снимать не начали, не ро­дился ещё танец/ Александр Петрович говорит мне: ...нам не нужен «гопак» или «барыня»... Надо, чтобы не ноги танцевали сами по себе, а чтобы в них тан­цевали ваши душа и радость, – восстанавливал актёр распавшуюся связь времён. – Долго припоминал всё когда-либо мною услышанное и вспомнил мелодию, да такую прекрасную, как будто композитор специ­ально написал её для нашего фильма. Она звучала в миноре и как бы отражала ночной пейзаж. Музыку эту – «Козачок» – написал композитор Глиэр16 для театральной романтической постановки «Гайда­маков» в театре «Березиль». Предсмертный танец Васыля обессмертил имя Свашенко.

Не уступил ему в пластичности Пётр Масоха17, исполняя корчи кулацкого сына Хомы Белоконя. В жёстко-контрастных тонах мхатовский актёр Владимир Михайлов-Лопаткин сыграл попа. Сцена, где растерявшийся, глубоко одинокий деревенский священник бродит по церкви, взывая к Богу: «Где же истина? , вызывает глубочайшее сострадание.

~ ~ ~

Я думаю, что в искусстве нужно двигаться на положительных импульсах. Я был много хвалён и порицаем за свои работы и пришёл к выводу, что мерою движения в творческой жизни должно быть добро, а не зло.

А.Довженко

С первых шагов кинокартины «3емляя по со­ветским экранам Довженко подвергся грубой и примитивной критике. Не утруждая себя понима­нием ёмкого замысла «3емлия, художественного и идейного, Довженко упрекали и в том, что он посмел изобразить любовь как здоровое чувство между людьми. Трагический эпизод классовой борьбы показался товарищам ущербным, отсутствие хроно­метрированного отбора коротких планов – бездар­щиной, а кинорежиссёр, «задавивший классовую борьбу природой , – «бесплодной буржуазией .

«Двое смотрят вниз, один видит лужу, другой – звёзды, как сказал однажды Довженко, в пылу полемики, Александру Фадееву.

Демьян Бедный18, посмотрев поэтичную "3ем­лю", узрел "киноотраву": «На ней показана нам Украина / Кулацки-румяная, /сытая, пьяная,/ Дебе­лая, порочная, / нарядная, сочная, / Буйной плотью бунтующая» и т.д. Лубок-донос, опубликованный в газете «Известия , травмировал Довженко: «Я был так потрясён... мне было так стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько дней. У меня стал портиться характер. Я стал нервным и раздражительным. Я вёл замкну­тую жизнь. (Фильм был укорочен, считался полуза­претным.) Работать над «Иваном» (рассказывал о деревенском парне на строительстве Днепрогэса – В.Р.) мне было трудно. Даже студенты (студен­ты Киноинститута), отбывавшие практику в моей группе, считались в институте довженкистами, то есть контрреволюционерами в кино. Я был лишён возможности воспитывать кадры» (Шумяцкий19).

Мудрый Борис Шумяцкий отправил звуковой фильм "Иван" на Венецианскую киновыставку (кинофестиваль)1934 года. Итальянская пресса была щедра на добрые слова: «Героем вечера, несо­мненно, был Довженко. Не так легко охарактери­зовать в двух спешных словах большое творчество мастера... Нам стало ясно, что мы ещё не знали до сих пор, что такое гений кинематографии, могущий выдержать сравнение с гениальными музыкантами и представителями других смежных искусств. Но Довженко доказывает нам, каким великим может быть экран, когда он освещён мыслью гениального художника»20.

Гоголевский размах киноязыка Довженко, его гиперболические метафоры, "чистое золото правды" дали щедрые всходы. Мастер обладал высокой творческой способностью порождать ху­дожественные ценности, имеющие непреходящее национальное и общечеловеческое значение.

«Теперь уже установлено, – утверждали Карло Лидзани и Массимо Мида, – что в наиболее значи­тельных и волнующих произведениях итальянского неореализма, прежде всего в работах [Роберто] Росселини и других, глубоко сказываются хорошо усвоенные уроки Довженко».

Рыцарь авторского кинематографа Александр Довженко служил поэтическому миру своих грёз, ликовал, встречая единомышленников, и везде, где мог, сажал и пестовал сады.

Примечания

1 Один из основателей советской кинематографии, по­становщик экранизаций «Шинель», «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир».
2 Ныне – Сумская область в Украине. Институт сохранён.
3 Восьмидесяти лет Пётр Семёнович Довженко умер в Киеве во время немецкой оккупации. Перед Великой Отечественной войной его сын стал руководителем Ки­евской киностудии (с 1957 года – им. А.П.Довженко).
4 5 октября 1933 года Решением коллегии Народного комиссариата образования УССР Л.С.Курбаса отстра­нили от должности художественного руководителя и директора «Березгля»; 9 октября, по приглаше­нию Соломона Михоэлса, Курбас начал работать в Государственном еврейском театре над постановкой «Короля Лира» по Уильяму Шекспиру. Арестован в январе 1934 года во время репетиции спектакля в Москве. Великий режиссёр появился на Соловках в сентябре 1935. здесь он заново создал театр, высоко оцененный Павлом Флоренским. Расстрелян Курбас 3 ноября 1937 года.
5 Истории восстания рабочих киевского завода «Арсе­нал» 15 января 1918 года против контрреволюцион­ной Центральной Рады посвящён пропагандистский кинофильм Леся Курбаса «Арсенальцы» («Красный Арсенал»), 1925 год. В главной роли (рабочего) высту­пил выдающийся мастер украинской сцены Амвросий Бучма, актёр «Березгля». автор приключенческо­-мелодраматического сценария – Георгий Тасин. Про­леткультовский «Гарт» (укр. «Закалка») обвинил Курбаса в неправильном воплощении процесса по­литической борьбы.
6 Гайдамаки – участники народно-освободительного движения на Правобережной Украине в XVIII веке, преимущественно из крестьян; в период гражданской войны 1917-1919 годов гайдамаками называли войска Центральной Рады, отряды Симона Петлюры и Павла Скоропадского.
7 Выдающийся представитель отечественной опера­торской школы, утончённый эстет, ученик Евгения Бауэра, ведущего режиссёра кинофирмы Александра Ханжонкова.
8 Обучался в Киевском художественном училище и театральной студии им. М.Г.Савиной в Москве. Гастролировал с труппой Николая Шухмина (пер­вый русский кинорежиссёр; поставил экранизацию «Князь Серебряный», по А.Толстому, 1907 г., ателье Александра Дранкова). в Стокгольме и Гельсингфорсе ( шведское название Хельсинки). Участник первой мировой войны. Участник восстания арсенальцев. В фильме Довженко «Арсенал» сыграл две роли: на­ционалиста и председателя революционного комитета. В фильме Ивана Кавалеридзе «Прометей» (1936 год) создал классический образ Тараса Шевченко. Неза­конно репрессирован. Приговорён к высшей мере наказания, расстрелян 27 декабря 1937 года.
9 Эйзенштейн С.М. Рождение мастера / Избранные статьи. – М.: Искусство, 1956. – С.121–122.
10 Тютюнник Юрий Осипович (псевдоним Юртик) – начальник штаба армии Симона Петлюры, активный дея­тель украинской контрреволюции в годы Гражданской войны. Амнистированный Советской властью, работал в ВУФКУ и занимался литературной деятельностью. 1924 г. издал в Харькове на украинском языке ме­муары «С поляками против Украины» (книгу ценил М.Булгаков). Повторно арестован 12 февраля 1929 года.
11 Во время Международной выставки 1958 года в Брюсселе Бюро по истории кинематографии, состав­ляя список лучших фильмов всех времён и народов, произвёл опрос ста крупнейших кинокритиков и теоретиков кино из 26 стран. Немая картина Алек­сандра Довженко «земля» была признана одним из 12 лучших фильмов, созданных киноискусством за все годы его существования (наряду с «Нетерпимостью» Дэвида Гриффита, «Броненосцем Потёмкиным» Сергея Эйзенштейна, «Страстями Жанны д`Арк» Карла Теодора Дрейера, «золотой лихорадкой» Чарли Чаплина и др.).
12 Довженко А.П. земля / Довженко Александр Петро­вич. Собрание сочинений в 4 тт. Т.1. Редактор тома С.С.Гинзбург. – М.: Искусство, 1966. – С.115.
13 В Киеве в 1919–1920-е гг. Довженко был комиссаром Театра имени Т.Г.Шевченко, возглавляемого Лесем Курбасом, – первого Украинского государственного театра (затем – театр русской драмы имени Леси Укра­инки) и заведовал отделом искусства в губернском отделе народного образования.
14 Определение отца кинорежиссёра.
15 Сокурсник Михаила Булгакова по Киевскому универ­ситету. Сразу ушёл в художественную фотографию: в 1925 году работы Демуцкого удостоены золотой меда­ли Международной выставки декоративных искусств в Париже. (Тогда же золотом наградили Дмитрия Бассалыго и Сергея Эйзенштейна, Вадима Меллера, главного художника «Березгля» (за макет к спектаклю «Секретарь профсоюза» Л.Скотта); серебром – Дзигу Вертова, почётный диплом выдали Якову Протазано­ву; а А.М.Лавинский получил серебряную медаль по классу «Искусство улицы» за плакаты, изготовлен­ные им для фильмов «Луч смерти», «Долина слёз» и «Стачка».) Дважды репрессирован за вредительство. «Вина» Демуцкого состояла в том, что он находился в Ленинграде во время убийства Сергея Кирова.
16 Рейнгольд Глиэр с 1913 года – профессор по классу композиции, с 1914 по 1920 годы – директор Киевской консерватории.
17 Окончил киевскую учительскую семинарию, в 1923 году – Киевский музыкально-драматический институт имени Лысенко. В 1943 году угнан фашистами в Гер­манию, по возвращении – актёр Днепропетровского музыкально-драматического театра.
18 Крестьянин из Херсонской губернии. Окончил Киев­скую военно-фельдшерскую школу в 1910 году. Высо­ко ценили агитки Бедного Анатолий Луначарский и Лев Троцкий. В 1938 году исключён из ВКП(б), лишён доступа в печать.
19 Шумяцкий Борис – профессиональный большевик, командовал боевыми отрядами на Дальнем Востоке. С 1922 года – на дипломатической работе, с 1931 года – начальник Главного управления кинофото­промышленности (ГУКФ). Член ВЦИК и ЦИК СССР. Арестован 18 января 1938 года. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к высшей мере на­казания по обвинению в контрреволюционной терро­ристической деятельности и шпионаже. Расстрелян.
20 Цит.: Довженко Александр Петрович. Собрание со­чинений в 4 тт. Т.1. – С.338.
 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 42-45

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.