Каждый становится художником

Т.Степаняк,
руководитель артмастерской декоративно-прикладного творчества ГБУК ДК «Гайдаровец», г.Москва

Каждый становится художником

План вводного занятия      «Будем знакомы

Занятия проводятся для детей первого года обучения, от 9 до 13 лет. Как показала

практика, это занятие представляет интерес не только для педагогов изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, но и для педагогов-режиссёров театров, где играют дети.

Структура занятия.

  1. Разговор о любимых героях, фильмах, о ли­тературных произведениях.
  2. Предложение выполнить иллюстрацию из мусорных материалов к стихотворению.
  3. Показ и объяснение технических средств.
  4. Выполнение работы.
  5. Обсуждение.

Инструменты и материалы: коробки из-под конфет; обрывки цветной бумаги, шерстяных ни­ток; засушенные листья, веточки, орехи, яичная скорлупа, перья; краски гуашь, ножницы, клей ПВА, кисточки.

Ход занятия.

Ребёнок впервые приходит на занятия по 4Истории искусства, мало представляя, чем будет заниматься. Вокруг незнакомые дети, он стесня­ется, боится выглядеть хуже других, начинает стараться и окончательно 4зажимаетсяя. Чтобы увидеть, на что способен ребёнок, определить уро­вень его навыков и умений, надо заинтересовать и спровоцировать его так, чтобы он про всё за­был. Для этого надо предложить ему выполнить задание, не похожее на то, с чем он сталкивался раньше. Современные дети, к сожалению, чита­ют мало, поэтому беседа начинается издалека: кКакие фильмы нравятся, о чём они? Постепенно разговор переводится на литературу. В группе из 12 человек, как правило, человека 3-4 всё-таки любят читать, они охотно начинают высказывать­ся. Можно попросить их прочесть по небольшому стихотворению. Тут же предложить заготовленные специально стихотворения или отрывки прозы и попробовать разобрать. Законы композиции, по сути, для всех видов искусства одинаковы, так что очень полезно вспомнить Константина Сергеевича Станиславского и начать разбор с двух вопросов: "О чём произведение?" и "Почему я хочу, чтобы о нём узнали другие?" С художественной точки зрения начинает формироваться идейно-художественный смысл будущей иллюстрации: "Что я хочу сказать своим произведением?" И ребёнок получает пред­ложение проиллюстрировать сформулированные идеи в необычной коллажной форме: в прямом смысле, "наклеить" свою идею в коробку из-под конфет из материалов, которые "под руку попались". Все материалы лежат на отдельном столе, чтобы не отвлекать ребёнка в процессе беседы.

Педагог объясняет, как надо пользоваться инстру­ментом: не ходить с ножницами в руках по кабинету, не махать ими перед носом соседа. Наносить клей на материал можно без помощи кисточки. Для этого надо обмакнуть материал в блюдечко с клеем, а из­лишки "промакнуть" специально приготовленной бумажкой. Педагог предлагает выбрать на столе ма­териал для иллюстрации и раздаёт ножницы и клей.

Очень полезен природный материал: дети почти не пользуются им, значит, нет стереотипов. Накле­ивая такой материал, ребёнок предельно открове­нен, по этим работам можно провести диагностику тревожного состояния, личностной ориентации и оптимально сформировать учебную группу.

Стереотип разрушен, ребёнок занят любимым, знакомым делом – рисует, клеит. Не хватает красок: надо попросить у соседа или кисточку, или... возни­кает сотрудничество. По мере выполнения готовые работы устанавливаются на видное, "выставочное" место. Дети, которые выполнили работы раньше других, либо помогают другим с согласия послед­них, либо помогают педагогу убрать столы и при­готовить помещение под выставку. В конце занятия проводится вернисаж, на котором выставляются все работы, и каждый из ребят становится художником, выставляющим своё произведение, а посетители выставки задают ему вопросы. Педагогу остается наблюдать.

В процессе обсуждения выясня­ется круг интересов детей вообще и в области литературы в частности, находятся "похожие" и "непохо­жие" дети, происходит естественное знакомство с каждым. Выявляются способности и навыки составлять композицию и пользоваться цветом, у педагога появляется возможность обратить внимание на допущенные ошибки и подсказать, что нужно сделать, чтобы их избежать. Опыт показал, что флористический кол­лаж интересен ещё и связью с при­родой; выражая мысли с помощью засушенных или живых растений, ребёнок возвращается к истокам воз­никновения художественного языка.

Подведение итогов. После того как работа вы­полнена, происходит обсуждение занятия. Неожи­данным оказался такой ответ ребёнка: 4 На занятии я много нового узнал о себе.

Результат. Дети знакомятся с педагогом и друг с другом, учатся общаться: выслушивать мнение другого и аргументировано отвечать. У них форми­руется умение выражать свои мысли посредством визуальной иллюстрации. Они знакомятся с коллажной техникой, у них формируются навыки работы с инструментами и умение сочетать различные мате­риалы. Они учатся решать композиционные задачи.

Педагог знакомится с детьми, оценивает уровень развития мелкой моторики, навыков и умений, природных способностей обучающихся, уровень информированности в области литературы и изо­бразительного искусства, ассоциативного и худо­жественного мышления. По результатам занятия формируются учебные группы.

Сказочные образы из бумаги и природного материала

Занятие проводилось для детей первого года обу­чения, от 7 до 13 лет, в воскресной школе при храме Святителя Николая Чудотворца Саввино­-Сторожевского монастыря г.Звенигорода.

Цель занятия: развитие художественного во­ображения

Структура занятия:

  1. Введение в тему. Беседа о любимых сказоч­ных героях.
  2. Показ-демонстрация техники выполнения бумажной фигуры.
  3. Перерыв. Игра "Скульптор и глина".
  4. Выбор образов. Подбор материала и техники исполнения. Разбивка на группы.
  5. Изготовление образов. Декорирование.

Обсуждение.

Материалы и инструменты: пластиковые, пустые бутылки раз­личной емкости; газеты, крафт­бумага, салфетки, проволока, кар­тон; шишки, гречневая крупа, чечевица, горох, мох, засушенные лепестки и листья, кора сосны, береста, листья дуба, живые цветы и травы; контейнеры с оазисом; клеящий пистолет, нож для кар­тона, ножницы, клей ПВА; краски гуашевые, акриловые.

Сфера искусства – эмоционально-образная, а не рационально-логическая. Поэтому для преподавания искусства так важна не реальность как таковая, а отношение к реально­сти; инструментом художественного познания становятся не понятия, а художественные образы и вообра­жение. А путь освоения искусства – это изучение содержания через проживание, погружение в ху­дожественные образы, созданные предыдущими поколениями.

В первой половине занятия педагог демонстри­рует выполнение фигур сказочных героев. Так как дети только начали обучаться декоративно-прикладному искусству и не имеют достаточных навыков для выполнения задания самостоятельно, они разделяются на группы. В каждую группу входят дети разного возраста, старшие помогают младшим, и если что-то не получается в одной группе, дети из другой группы могут прийти на помощь, т.е. задание выполняется коллективно. Этапы выполнения практической работы сопро­вождаются обсуждением.

С помощью игры "Скульптор и глина" ребёнок снимает напряжение и усталость от занятия. По­гружение в тему и запоминание материала проис­ходит на уровне "памяти" мышц. Театральные, игровые методики способствуют развитию у ребен­ка наблюдательности, способности к обобщению, стимулируют познавательную деятельность, а также развивают восприятие цвета, формы, фак­туры предметов.

Обязательным является сотворчество препода­вателя и обучающихся.

Ход занятия.

Педагог заводит беседу с детьми о любимых сказках и сказочных героях, демонстрирует ре­продукции картин В.М.Васнецова, показывает выполненные ранее работы из фонда. Дети решают, какой герой им понравился, и почему?

Педагог предлагает детям посмотреть, как мож­но сделать того или иного персонажа из бумаги. В одном случае образ создаётся с помощью каркаса из проволоки и крафт-бумаги, в другом – с помощью стеклянной бутылки, каркаса и бумаги. Выполняя работу, педагог напоминает основные пропорции человека, обращает внимание на передачу эмоцио­нального состояния, настроения в наклоне головы, в положении рук. Объясняет, как пользоваться инструментами, какую фактуру может дать мятая бумага, как сделать волосы и обувь и пр. После по­каза дети высказывают свои впечатления.

Педагог предлагает сыграть в игру "Скуль­птор и глина". Дети разбиваются по парам, один обучающийся становится "скульптором", второй – "глиной". Скульптор лепит из глины задуманный сказочный образ. Когда все готово, дети поочередно отгадывают: кто это такой? Потом роли меняются.

После разминки продолжается обсуждение: кого же изобразить? На одном из уроков дети решили изобразить сценку по мотивам былины о Добрыне Никитиче и змее. Были выбраны три персонажа: Змей-Горыныч, Добрыня, Забава. Дети разбились на три группы. Каждая группа попыта­лась выполнить эскиз полюбившегося персонажа. После небольшого обсуждения были выбраны материалы, из которых выполняются фигуры, и техника исполнения.

Змей-Горыныч

Персонаж объ­емный, с большой массой тела. Ре­шено сделать тело Горыныча из пла­стиковых бутылок, обклеенных бума­гой. Бутылки обре­заются ножницами и фиксируются горячим клеем с помощью клеевого пистолета. Части хорошо фиксируются также бумажным скотчем. Крылья выполняются с по­мощью проволоки и крафт-бумаги. Шкуру змея решено было обсыпать гречневой крупой, шею и голову украсить шишками и выкрасить акриловой краской, зеленой и бронзовой, чтобы переливался. Головы змея оклеили дубовыми листьями, языки – из лепестков пиона. Основание оклеено мхом.

Забава

Основой послу­жил полый конус, выполненный из крафт бумаги. Все остальные детали фигуры – тоже из крафт-бумаги. Одежда Забавы раскрашена кра­ской, на краску наклеены с по­мощью клея ПВА засушенные рас­тения, имитирую­щие вышивку.

Добрыня.

Тело Добрыни сде­лано из проволочного каркаса, обклеенно­го газетами. Порты сделаны из коры со­сны, основания сапог из бересты, кольчугу имитирует выкрашен­ная в золотой цвет чечевица. Шлем из бересты, борода – мох, нос – горошина, меч – из лучинки, шит – из бересты.

Работа над фигурами сказочных героев выпол­няется под тихо звучащую музыку П.Чайковского, М.Мусорского, М.Глинки.

По решению группы, Змей пришёл помириться и жить в дружбе, он принёс Забаве и Добрыне бу­кетик живых цветов. Для оформления хвоста змея надо прикрепить к нему специальный контейнер с оазисом для аранжировки цветами. Контейнер крепится с помощью проволоки к хвосту, цветы подрезаются с помощью ножа и вставляются в оазис.

После того как работа выполнена, происходит обсуждение занятия. Вопрос для обсуждения: "Что нового я узнал на этом занятии?"

Результат. У детей развивается образное мышление и художественное воображение. Ма­териалы для детей не очень обычны, значит, как и в предыдущем случае, нет привычных рамок и стереотипов, поэтому нет преград для фантазии; можно выйти из кабинета и найти подходящий материал на территории храма.

Формируются навыки работы с инструментами, практическим путём осваивается сочетание различных материалов: проволоки, бумаги, коры, крупы, живых цветов и пр. Дети учатся решать композиционные задачи, работают сообща, получают информацию о творчестве В.М.Васнецова.
Созданная композиция выставлялась в Историческом музее на выставке "Цветы Мира" среди ра­бот профессиональных флористов, на ВВЦ. затем она отправилась в Ригу, где и осталась весточкой с исторической родины для русских детей, про­живающих в Латвии.

Литература:

  1. Медведев Ю. Русские народные сказки, легенды, предания. – М: Астрель, 1999. – 352 с.
  2. Неменский Б.М. Познание искусством.- М.: Из­дательство УРАО, 2000.- 183 с.
  3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая Гвардия, 1994. – 331с.
  4. Панкеев И. Круг жизни. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 527 с.

Мр3. Карнаухова И.В. Русские богатыри. – М: Део­ника, 2005. – 8 час.25 мин.

 

Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 41-42

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.