Каждый становится художником
Каждый становится художником
План вводного занятия «Будем знакомы
Занятия проводятся для детей первого года обучения, от 9 до 13 лет. Как показала
практика, это занятие представляет интерес не только для педагогов изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, но и для педагогов-режиссёров театров, где играют дети.
Структура занятия.
- Разговор о любимых героях, фильмах, о литературных произведениях.
- Предложение выполнить иллюстрацию из мусорных материалов к стихотворению.
- Показ и объяснение технических средств.
- Выполнение работы.
- Обсуждение.
Инструменты и материалы: коробки из-под конфет; обрывки цветной бумаги, шерстяных ниток; засушенные листья, веточки, орехи, яичная скорлупа, перья; краски гуашь, ножницы, клей ПВА, кисточки.
Ход занятия.
Ребёнок впервые приходит на занятия по 4Истории искусства, мало представляя, чем будет заниматься. Вокруг незнакомые дети, он стесняется, боится выглядеть хуже других, начинает стараться и окончательно 4зажимаетсяя. Чтобы увидеть, на что способен ребёнок, определить уровень его навыков и умений, надо заинтересовать и спровоцировать его так, чтобы он про всё забыл. Для этого надо предложить ему выполнить задание, не похожее на то, с чем он сталкивался раньше. Современные дети, к сожалению, читают мало, поэтому беседа начинается издалека: кКакие фильмы нравятся, о чём они? Постепенно разговор переводится на литературу. В группе из 12 человек, как правило, человека 3-4 всё-таки любят читать, они охотно начинают высказываться. Можно попросить их прочесть по небольшому стихотворению. Тут же предложить заготовленные специально стихотворения или отрывки прозы и попробовать разобрать. Законы композиции, по сути, для всех видов искусства одинаковы, так что очень полезно вспомнить Константина Сергеевича Станиславского и начать разбор с двух вопросов: "О чём произведение?" и "Почему я хочу, чтобы о нём узнали другие?" С художественной точки зрения начинает формироваться идейно-художественный смысл будущей иллюстрации: "Что я хочу сказать своим произведением?" И ребёнок получает предложение проиллюстрировать сформулированные идеи в необычной коллажной форме: в прямом смысле, "наклеить" свою идею в коробку из-под конфет из материалов, которые "под руку попались". Все материалы лежат на отдельном столе, чтобы не отвлекать ребёнка в процессе беседы.
Педагог объясняет, как надо пользоваться инструментом: не ходить с ножницами в руках по кабинету, не махать ими перед носом соседа. Наносить клей на материал можно без помощи кисточки. Для этого надо обмакнуть материал в блюдечко с клеем, а излишки "промакнуть" специально приготовленной бумажкой. Педагог предлагает выбрать на столе материал для иллюстрации и раздаёт ножницы и клей.
Очень полезен природный материал: дети почти не пользуются им, значит, нет стереотипов. Наклеивая такой материал, ребёнок предельно откровенен, по этим работам можно провести диагностику тревожного состояния, личностной ориентации и оптимально сформировать учебную группу.
Стереотип разрушен, ребёнок занят любимым, знакомым делом – рисует, клеит. Не хватает красок: надо попросить у соседа или кисточку, или... возникает сотрудничество. По мере выполнения готовые работы устанавливаются на видное, "выставочное" место. Дети, которые выполнили работы раньше других, либо помогают другим с согласия последних, либо помогают педагогу убрать столы и приготовить помещение под выставку. В конце занятия проводится вернисаж, на котором выставляются все работы, и каждый из ребят становится художником, выставляющим своё произведение, а посетители выставки задают ему вопросы. Педагогу остается наблюдать.
В процессе обсуждения выясняется круг интересов детей вообще и в области литературы в частности, находятся "похожие" и "непохожие" дети, происходит естественное знакомство с каждым. Выявляются способности и навыки составлять композицию и пользоваться цветом, у педагога появляется возможность обратить внимание на допущенные ошибки и подсказать, что нужно сделать, чтобы их избежать. Опыт показал, что флористический коллаж интересен ещё и связью с природой; выражая мысли с помощью засушенных или живых растений, ребёнок возвращается к истокам возникновения художественного языка.
Подведение итогов. После того как работа выполнена, происходит обсуждение занятия. Неожиданным оказался такой ответ ребёнка: 4 На занятии я много нового узнал о себе.
Результат. Дети знакомятся с педагогом и друг с другом, учатся общаться: выслушивать мнение другого и аргументировано отвечать. У них формируется умение выражать свои мысли посредством визуальной иллюстрации. Они знакомятся с коллажной техникой, у них формируются навыки работы с инструментами и умение сочетать различные материалы. Они учатся решать композиционные задачи.
Педагог знакомится с детьми, оценивает уровень развития мелкой моторики, навыков и умений, природных способностей обучающихся, уровень информированности в области литературы и изобразительного искусства, ассоциативного и художественного мышления. По результатам занятия формируются учебные группы.
Сказочные образы из бумаги и природного материала
Занятие проводилось для детей первого года обучения, от 7 до 13 лет, в воскресной школе при храме Святителя Николая Чудотворца Саввино-Сторожевского монастыря г.Звенигорода.
Цель занятия: развитие художественного воображения
Структура занятия:
- Введение в тему. Беседа о любимых сказочных героях.
- Показ-демонстрация техники выполнения бумажной фигуры.
- Перерыв. Игра "Скульптор и глина".
- Выбор образов. Подбор материала и техники исполнения. Разбивка на группы.
- Изготовление образов. Декорирование.
Обсуждение.
Материалы и инструменты: пластиковые, пустые бутылки различной емкости; газеты, крафтбумага, салфетки, проволока, картон; шишки, гречневая крупа, чечевица, горох, мох, засушенные лепестки и листья, кора сосны, береста, листья дуба, живые цветы и травы; контейнеры с оазисом; клеящий пистолет, нож для картона, ножницы, клей ПВА; краски гуашевые, акриловые.
Сфера искусства – эмоционально-образная, а не рационально-логическая. Поэтому для преподавания искусства так важна не реальность как таковая, а отношение к реальности; инструментом художественного познания становятся не понятия, а художественные образы и воображение. А путь освоения искусства – это изучение содержания через проживание, погружение в художественные образы, созданные предыдущими поколениями.
В первой половине занятия педагог демонстрирует выполнение фигур сказочных героев. Так как дети только начали обучаться декоративно-прикладному искусству и не имеют достаточных навыков для выполнения задания самостоятельно, они разделяются на группы. В каждую группу входят дети разного возраста, старшие помогают младшим, и если что-то не получается в одной группе, дети из другой группы могут прийти на помощь, т.е. задание выполняется коллективно. Этапы выполнения практической работы сопровождаются обсуждением.
С помощью игры "Скульптор и глина" ребёнок снимает напряжение и усталость от занятия. Погружение в тему и запоминание материала происходит на уровне "памяти" мышц. Театральные, игровые методики способствуют развитию у ребенка наблюдательности, способности к обобщению, стимулируют познавательную деятельность, а также развивают восприятие цвета, формы, фактуры предметов.
Обязательным является сотворчество преподавателя и обучающихся.
Ход занятия.
Педагог заводит беседу с детьми о любимых сказках и сказочных героях, демонстрирует репродукции картин В.М.Васнецова, показывает выполненные ранее работы из фонда. Дети решают, какой герой им понравился, и почему?
Педагог предлагает детям посмотреть, как можно сделать того или иного персонажа из бумаги. В одном случае образ создаётся с помощью каркаса из проволоки и крафт-бумаги, в другом – с помощью стеклянной бутылки, каркаса и бумаги. Выполняя работу, педагог напоминает основные пропорции человека, обращает внимание на передачу эмоционального состояния, настроения в наклоне головы, в положении рук. Объясняет, как пользоваться инструментами, какую фактуру может дать мятая бумага, как сделать волосы и обувь и пр. После показа дети высказывают свои впечатления.
Педагог предлагает сыграть в игру "Скульптор и глина". Дети разбиваются по парам, один обучающийся становится "скульптором", второй – "глиной". Скульптор лепит из глины задуманный сказочный образ. Когда все готово, дети поочередно отгадывают: кто это такой? Потом роли меняются.
После разминки продолжается обсуждение: кого же изобразить? На одном из уроков дети решили изобразить сценку по мотивам былины о Добрыне Никитиче и змее. Были выбраны три персонажа: Змей-Горыныч, Добрыня, Забава. Дети разбились на три группы. Каждая группа попыталась выполнить эскиз полюбившегося персонажа. После небольшого обсуждения были выбраны материалы, из которых выполняются фигуры, и техника исполнения.
Змей-Горыныч
Персонаж объемный, с большой массой тела. Решено сделать тело Горыныча из пластиковых бутылок, обклеенных бумагой. Бутылки обрезаются ножницами и фиксируются горячим клеем с помощью клеевого пистолета. Части хорошо фиксируются также бумажным скотчем. Крылья выполняются с помощью проволоки и крафт-бумаги. Шкуру змея решено было обсыпать гречневой крупой, шею и голову украсить шишками и выкрасить акриловой краской, зеленой и бронзовой, чтобы переливался. Головы змея оклеили дубовыми листьями, языки – из лепестков пиона. Основание оклеено мхом.
Забава
Основой послужил полый конус, выполненный из крафт бумаги. Все остальные детали фигуры – тоже из крафт-бумаги. Одежда Забавы раскрашена краской, на краску наклеены с помощью клея ПВА засушенные растения, имитирующие вышивку.
Добрыня.
Тело Добрыни сделано из проволочного каркаса, обклеенного газетами. Порты сделаны из коры сосны, основания сапог из бересты, кольчугу имитирует выкрашенная в золотой цвет чечевица. Шлем из бересты, борода – мох, нос – горошина, меч – из лучинки, шит – из бересты.
Работа над фигурами сказочных героев выполняется под тихо звучащую музыку П.Чайковского, М.Мусорского, М.Глинки.
По решению группы, Змей пришёл помириться и жить в дружбе, он принёс Забаве и Добрыне букетик живых цветов. Для оформления хвоста змея надо прикрепить к нему специальный контейнер с оазисом для аранжировки цветами. Контейнер крепится с помощью проволоки к хвосту, цветы подрезаются с помощью ножа и вставляются в оазис.
После того как работа выполнена, происходит обсуждение занятия. Вопрос для обсуждения: "Что нового я узнал на этом занятии?"
Результат. У детей развивается образное мышление и художественное воображение. Материалы для детей не очень обычны, значит, как и в предыдущем случае, нет привычных рамок и стереотипов, поэтому нет преград для фантазии; можно выйти из кабинета и найти подходящий материал на территории храма.
Формируются навыки работы с инструментами, практическим путём осваивается сочетание различных материалов: проволоки, бумаги, коры, крупы, живых цветов и пр. Дети учатся решать композиционные задачи, работают сообща, получают информацию о творчестве В.М.Васнецова.
Созданная композиция выставлялась в Историческом музее на выставке "Цветы Мира" среди работ профессиональных флористов, на ВВЦ. затем она отправилась в Ригу, где и осталась весточкой с исторической родины для русских детей, проживающих в Латвии.
Литература:
- Медведев Ю. Русские народные сказки, легенды, предания. – М: Астрель, 1999. – 352 с.
- Неменский Б.М. Познание искусством.- М.: Издательство УРАО, 2000.- 183 с.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая Гвардия, 1994. – 331с.
- Панкеев И. Круг жизни. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 527 с.
Мр3. Карнаухова И.В. Русские богатыри. – М: Деоника, 2005. – 8 час.25 мин.
Оставить комментарий