Воспитание искусством
Георгий Георгиевич Исаакян – художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац – о том, почему важно много знать, задавать вопросы и ходить в театр вместе с ребёнком.
Воспитание искусством
– Как Вы думаете, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой и театром?
– Мы практически ежедневно отвечаем себе на этот вопрос – и как педагоги, и как родители, и как деятели театра. Недавно я увидел в Facebook'е нелепую запись одной своей коллеги: в учебнике своего ребёнка она нашла вопрос о строении коры дерева и возмущённо задавала вопрос фейсбучному сообществу: «Вы помните что-нибудь из этого, вам это пригодилось в жизни?». У меня было большое искушение ответить, но промолчал, потому что вижу, что Facebook становится пространством, где никакой внятной дискуссии быть не может, так как всё тут же превращается в истерику. Если же говорить всерьёз, то человек должен представлять себе строение коры дерева, Солнечной системы, атома и знать музыку Моцарта и ещё очень много всего, и тогда он будет полноценной личностью. Современное веяние, основанное на том, что можно дать человеку лишь тот минимум знаний, который необходим, чтобы стать квалифицированным потребителем, – ложное. Мол, давайте мы научим ребёнка считать цифры в счёте в супермаркете, а всё остальное он и так узнает в интернете. Но это враньё! Ведь для того, чтобы узнать что-либо в сети, ты должен знать, какой вопрос задать. А если ты никогда не слышал фамилии Баланчин, Бродский или Лопе де Вега, то – что ты будешь забивать в поисковую строку? Так и будешь прыгать с одного интернет-магазина на другой, покупать то пылесос, то пакеты к нему. Согласитесь, вряд ли природа создавала столь сложный организм, как человек с его мозгом и душой, для того только, чтобы он покупал пылесосы в интернете. Поэтому, я считаю, что независимо от того, будет ли ребёнок потом инженером, бухгалтером или спортсменом, он должен прикасаться к искусству, потому что именно способность воспринимать искусство отличает человека от животного.
– Лукиан из Самосаты говорил: «Мы водим юношей на счёт государства в театр; там они смотрят в комедиях и трагедиях на доблести древних и на пороки для того, чтобы стремиться к первым и воздерживаться от вторых». Как бы Вы могли прокомментировать эту мудрость древних?
– Мудрости древних потому и мудрости, что они со временем не теряют своей актуальности. Конечно, к ним не надо относиться как к прямым рецептам и сводить всю деятельность театра только к тому, чтобы показать доблести и пороки древних властителей, но то, что искусство – не только театр, но и музыка, литература, живопись – делает человека способным задавать вопросы, учит его отличать добро от зла, заставляет его многократно внутри себя проговаривать, проигрывать сложнейшие ситуации, перед которыми нас ставит жизнь ежедневно, – это очевидно. Счастливы люди глубоко религиозные, для которых десять заповедей не вызывают никаких вопросов. Написано «не делай этого» – и всё, и будет тебе счастье. А потом ты выходишь на улицу, и вся окружающая жизнь показывает тебе: «Подожди, но самые успешные в нынешнем мире – это те, которые десять заповедей и ещё десять поверх них как раз нагло нарушают у всех на глазах!». Как нам быть с этим? Тут и вступает в действие инструмент искусства, который помогает разобраться в мире самостоятельно. И задать себе вопрос: тот, кто сегодня урвал свой кусок, – что с ним будет завтра? А завтра последние становятся первыми, а первые становятся последними. Поэтому мне кажется, что в воспитании сложной личности, то есть настоящего человека значение искусства неоспоримо. И то государство, которое разрушает жизнь искусства на своей территории, делает это либо намеренно, либо по глупости, не понимая, что в итоге оно получит не объединённое никакими ценностями сообщество букашек, которые разбегутся при первой возможности.
– Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?
– Рекомендовать что-либо сложно. Мне порой пытаются сказать, что я делаю что-то не то. И тогда так и хочется ответить: «Подождите, вы мне это сейчас говорите как кто? Если как педагог, то примите к сведению, что у меня 25 лет педагогического стажа и десятки выпусков в крупнейших академиях страны, а мои выпускники уже и сами заслуженные и народные артисты и возглавляют театры. Если вы мне это советуете как родитель, то не забудьте: у меня две дочки, одна уже подросток, другая – дошкольница, и я прекрасно знаком со всеми, или почти со всеми, сложностями, с которыми сталкиваешься, когда воспитываешь детей. Если вы мне что-то советуете как деятель культуры, то учтите, что я всю свою сознательную жизнь пребываю на этой территории». Так я думаю про себя, пока вежливо выслушиваю не нужный мне совет. Бывает, что в самых высокообразованных семьях вырастают дети, не отмеченные печатью интеллекта, а бывает, что в деревне Архангельской области рождается один из ведущих хореографов России – Женя Панфилов, мой друг, который, к сожалению, рано погиб. И откуда в этом мальчике, выросшем на сеновале, возникла страсть к современному танцу, к Шостаковичу, Прокофьеву, откуда это всё было? Но ведь было. Или Рудольф Нуриев, выросший на железнодорожном полустанке в Башкирии. Разве можно было предположить, что он станет звездой мирового балета? Но – стал.
Вопросы задавала Е. Крылова.
Оставить комментарий