Художественное творчество детей в период войны
Художественное творчество детей в период войны
Несколько лет тому назад мне представилась возможность побывать в Еврейском музее Праги. Он состоит из синагоги, кладбища и собственно музея, в котором слились печальная музыка, пространство, отгороженное от внешнего мира толстыми каменными стенами, испещрёнными именами, фамилиями и датами жизни евреев, уничтоженных в войну фашистами. И вдруг среди мрака освещённая ярким светом предстала витрина, заполненная детскими рисунками. Под каждым указан автор и годы жизни. Они погибли в 10–11 лет, но оставили после себя не только имя, но и рисунки, выполненные в застенках. На рисунках – жизнь. Самая разная: какой она была в лагере Терезин, какой она была до того и какой представлялась в будущем. Рисунки сопровождаются стихами детей. Передо мной каталог, в котором указано, что публиковать его материалы без разрешения авторов нельзя, но, пользуясь тем, что в 1989 году часть рисунков экспонировалась в Москве, на выставке памяти художницы и педагога Фридл Диккер-Брандейсовой, позволю себе некоторые из них опубликовать.
Информация почерпнута мною из каталога Е.Макаровой, изучавшей наследие художницы. В архиве Государственного Еврейского Музея в Праге хранится 4500 детских рисунков, дневники тетрадки девочек с пожеланиями друг другу, куклы, пригласительные билеты на вечера поэзии и на спектакли. Рисунки детей, лекция Фридл для учителей и воспитателей были найдены в бараках и домах Терезина после войны.
Художница Фридл Диккер-Брандейсова родилась 1898 году в Вене. В 1934 году после фашистского путча эмигрировала в Чехословакию. В 1942 г. депортирована в Терезин, где работала преподавателем рисования и воспитателем в доме для девочек L-410, затем в доме L-414 и детской больнице. В своей педагогической работе она воплощала методику иттеновского Вводного курса Баухауза, адаптируя её соответствии с художественными интересами и возможностями подростков. В октябре 1944 г. депортирована в Освенцим. Погибла в Биркенау 6.10.44.
Е.Макарова описала психолого-педагогические принципы работы Фридл с детьми, находившимися в экстремальной ситуации, для которых искусство являлось способом сохранения свободы и человеческого достоинства. Об интересе, который у детей вызывали занятия, говорит тот факт, что в маленькую комнатку, предназначенную для девочек, стали приходить и мальчики. "Не хватает кистей, красок, планшетов. К девочкам присоединились мальчики, они пришли заниматься живописью. Слишком много народу, группу надо разбить. Практически три четверти детей остаются без кистей и красок" , – записывает Фридл. Поэтому в ход шло всё: нитки, обрывки бумаги и ткани, бланки, раздобытые в канцелярии. Рисовали на чердаке дома №410, где муж Фридл смастерил стол и две лавки. Бумагу для рисования добывали, где могли. Большая её часть – оборотная сторона чертежей. Они остались от учеников бывшей Терезинской школы. Урок начинался с разминки – ритмических упражнений. "Метод ритмических упражнений" призван сделать самого художника и его руку окрылёнными и гибкими... Благодаря упражнениям дети вырываются из зрительной и мыслительной рутины... Ритм собирает детей, даёт общий импульс.
Круг тем разнообразен: комнатка (почти камера), в которой дети жили, сценки на улице, домашние животные, птицы, сказочные образы. Свободные темы чередовались с натюрмортами и срисовыванием репродукций картин Боттичелли, Кранаха, Джорджоне.
Фридл считала: "При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребёнок становится мужественным, искренним, у него развивается фантазия и интеллект, дар наблюдателя, терпение и, позднее, вкус. Всем этим будет обеспечен путь к красоте" 1. Путь к красоте оборвался слишком рано, но искусство обеспечило детям полноценность последнего трагического, как свидетельствуют об этом сами рисунки, года жизни.
Искусство давало духовные силы детям и недавним ученикам художественных студий в период Отечественной войны и в тылу, и на фронте.
В Институте художественного образования хранится альбом, на котором надпись "Центральный Дом художественного воспитания детей" (ЦДХВД – так прежде назывался Институт – Н.Ф.) в дни Великой Отечественной войны, Москва, 1944 г. В этом альбоме много интересного. Несмотря на то что большинство сотрудников Дома художественного воспитания находились в эвакуации, работа с детьми продолжалась усилиями нескольких человек. В секторе изобразительного искусства с детьми занимались Г.В.Лабунская и Н.Ф.Ливчак – выдающиеся педагоги-художники.
Занятия проводились не только в Москве, но и в загородных школах, детских домах, где ребят нужно было согреть душевным теплом, лаской. А помимо этого, рыли окопы под Москвой, работали в поле, сажали овощи, убирали урожай. В дни, когда враг был у самой Москвы и налёты носили регулярный характер, дежурили на крыше Центрального Дома, располагавшегося в одном помещении с Театром юного зрителя в самом центре Москвы, в Мамоновском переулке. Дети вместе с учителями обезвреживали зажигательные бомбы, преодолевали страх, защищали Москву, свой дом, право на жизнь и творчество.
Об этом рассказано на страницах альбома, где рисунки, сделанные в кружках и студиях ЦДХВД, соседствуют с рисунками, присланными издалека: ведь сотрудники Дома занимались с детьми и подростками в заочных формах. Консультации давались в письмах научными сотрудниками, которые на протяжении нескольких лет следили за художественным развитием своих подопечных, живших в разных уголках Советского Союза. Начинались такие консультации по инициативе юных художников, посылавших свои рисунки в "Пионерскую правду" или на радио, откуда их направляли в ЦДХВД. Научные сотрудники и методисты ИЗО-сектора анализировали каждый рисунок, направляли специальные методические пособия, давали индивидуальные советы, иногда посылали художественные материалы.
...Мирные сцены из жизни – бесхитростные и будничные, знакомые каждому из нас. Будничные настолько, что, кажется, не заслуживают внимательного разглядывания, а тем более изображения. Мальчик, неказисто одетый, в валенках, сидит у окна деревенской избы, освещённый зимним солнцем. Игра в снежки, где легко обнаружить ошибки в передаче пространства, пропорций... Но что-то делает эти рисунки притягательными. Простое мальчишеское лицо, полное спокойного достоинства, данное без излишних подробностей, со стремлением сосредоточиться на позе модели, её расположении в пространстве. А при изображении играющих детей тот же автор не мог удержаться от выразительных подробностей пейзажа – все избы, попавшие в его поле зрения, нарисованы в равной степени чётко и подробно.
Под рисунками подпись: Спиридонов Иван, 1б лет, 1942 год. Шестнадцать лет. В этом возрасте выпускники художественных школ и студий рисуют много грамотнее и мастеровитее. Но выразительнее ли? Откуда он, Спиридонов Иван, создавший эти рисунки уходя на фронт? А может быть, уже будучи на фронте?
Приведу строки из двух писем Ивана, одно написано до фронта, 17 декабря 1942 года и обращено к педагогу Н.Ф.Ливчак, другое – спустя несколько месяцев, с фронта. В первом Иван писал: "Здравствуйте, Надежда Федоровна! Письмо Ваше я получил. Ох, знали бы Вы, как я был рад и доволен... Я всё понимаю в письме, написанном таким простым и внятным языком, но дело заключается в том, что я никак не могу получить желаемого цвета, оттенка. От красок ли это частично зависит? Или у хорошего художника любыми красками выходит. Но по поводу писем будьте покойны. Я этот ценнейший материал для меня берегу как зеницу ока. Я их храню в отдельной папке, которую сам сделал очень удобной. У меня целы все письма до единого, на каждом ставлю на обороте карандашом "осторожно" и № в порядке их поступления..."
Жил Иван в селе Салтыково, которого не коснулись военные действия. Несмотря на войну, переписка с заочниками продолжалась и, как свидетельствует второе сохранившееся письмо Ивана Спиридонова, морально помогала солдатам. "Ваше письмо получил, – пишет Иван Надежде Фёдоровне летом 1943 года. – Неожиданность этого драгоценного письма меня просто поразила. А я уже думал, что, сделавшись курсантом и перестав быть ребёнком, я ничего не получу из Дома художественного воспитания детей. И вдруг я получаю 8 июня письмо, и на нём знакомый штамп. Я его почитал, и до чего же оно подействовало на меня.
...Я не нахожу слов выразить свою благодарность вам точно. И поэтому, пока я жив, пока течёт по жилам кровь, буду отстаивать Родину, бить беспощадно врага. Отстоим Родину, отстоим счастливую жизнь. Может быть, если останусь жив, я снова смогу учиться как прежде. Только быстрее разбить врага, быстрее... победа – это основное". Дальнейшая судьба Ивана Спиридонова неизвестна.
На следующих страницах альбома – рисунки детей, занимавшихся в кружках и студиях ЦДХВД и ставших художниками: Толстая Татьяна Владимировна (в девичестве Плигина), Черкасова Елена Всеволодовна (в девичестве Щербакова), Щербаков Алексей Всеволодович... А многие художниками не стали, но, благодарные своим учителям, до недавних пор сохраняли контакты с нашим Институтом.
Своим искусством дети и подростки стремились помочь советским воинам в их борьбе с фашизмом. Множество выставок детского рисунка разного масштаба – от всесоюзной до госпитальной – состоялось в нашей стране за военные годы. А сколько рисунков было отправлено на фронт родным и близким, а порой и совсем незнакомым солдатам с единственной целью – дать силы, помочь воину в его фронтовой жизни. Но, пожалуй, больше всего любили бойцы концерты, устраиваемые детьми. И учащиеся студий и кружков Центрального Дома готовились к ним со всей серьёзностью.
Об одном концерте детского хора под руководством Владислава Соколова рассказала Лида Риппель в заметке "Концерт в лесу на широкой поляне". Заметка написана под впечатлением концерта, состоявшегося на Калининском фронте 10 мая, по-видимому, 1942 года. "3десь нет сцены, – пишет Лида, – и все сидят на траве полукругом. Госпиталь интернациональный: русские, украинцы, белорусы, грузины, буряты, латыши, татары, ингуши, чеченцы особенно хорошо принимают песни на своих родных языках. Но хоть и не все слова понимают они в других – всё равно радостно улыбаются, внимательно слушают и дружно аплодируют".
Весело звучат шуточные песни. Мощно и широко льётся песня о широком Днепре, могучем и прекрасном. И украинец вспоминает свою родину, свою семью. А гулкое эхо несёт песню далеко. Она звенит в траве, летит над лесом, заглядывает в землянки.
В подготовке к концертам принимали участие танцоры, чтецы; учащиеся кружков и студий изобразительного искусства занимались созданием костюмов, элементов декорации. Детский хор за годы войны дал более трёхсот концертов в госпиталях, военных клубах, по радио. 3а большую работу "по художественному обслуживанию Советской Армии" 45 учеников хора, кружков и студий ЦДХВД были награждены медалью "3а оборону Москвы".
Большое место в отечественной части коллекции конца 1930-х – начала 1940-х годов занимают батальные сцены, носящие исторический характер (победы на фронтах гражданской войны), а также весьма злободневные. Подростки, в основном мальчики, охотно изображали освобождение западной Украины, события финской войны, бои Отечественной.
Судьба некоторых мальчиков, стремившихся к искусству, воистину трагична. В коллекции хранятся рисунки Потёмкина – ученика В.С.Щербакова второй половины 1930-х годов. В отличие от большинства мальчиков, он не рисовал батальных сцен. Его работы поражают ранним мастерством владения акварелью, карандашом, необычностью композиций, передающих повседневную жизнь в комнатах. Я думаю, больше в этой жизни он ничего не хотел, как только смотреть и рисовать. По воспоминаниям студийцев, он был замкнут и работал самозабвенно на каждом занятии. Ушёл на фронт. И вдруг, когда бои были на подступах к Москве, появился на занятии. Учитель, поговорив с ним, выяснил, что фактически он дезертировал: у него был какой-то липовый документ, по которому он был отпущен из армии "до особых директив". Всеволод Сергеевич настоятельно рекомендовал ему вернуться. Известно, что Потёмкин отважно сражался под Ржевом. С фронта не вернулся.
В коллекции Института хранятся рисунки периода войны детей Советского Союза, Испании и Китая, охватывающие продолжительный период времени – от 1936 до 1946 года. Самые ранние – испанские. Не так давно я рассказывала о них на страницах "Искусства в школе" в связи с выставками, которые состоялись в Государственной библиотеке иностранной литературы имени М.И.Рудомино в 2008 году и в "Год Испании в России" – в 2011 году – в Центре эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон" ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Работы испанских детей и подростков, выполненные в период Гражданской войны в Испании (1936–1939), рассказывают советским детям об их прекрасной стране, её истории и культуре. В рисунках и сочинениях они знакомят с природой Испании, приводят фрагменты из классических литературных произведений, приглашают посетить Прадо, и, конечно, рассказывают о своей жизни во время войны – без праздников, так как каждый день приносит новые трагедии.
Сравнение испанских рисунков "о войне" с рисунками китайских детей периода страшной и продолжительной войны 1930-х годов с Японией, а также с рисунками советских детей помогает увидеть общие черты. Яркой особенностью творчества детей и подростков, оказавшихся в условиях войны, является конкретность восприятия действительности. Каждый рисунок содержит документальную информацию о событии и об участниках военных столкновений. Об этом свидетельствуют и многочисленные тексты, сопровождающие рисунки, и детализированное изображение участников битв, их амуниции, военной техники. Несмотря на опасность, детям было интересно изучать технические особенности танков, самолётов, кораблей. Вся информация, поступавшая из прессы в фотографиях и статьях, изучалась и творчески перерабатывалась.
Некоторые рисунки отличает карикатурность изображения противника, экспрессия, характерные для юных художников подросткового возраста. Во всех подробностях "пересказывая" изображением конкретные битвы, юный художник занимает определённую позицию, стремясь, пусть на бумаге, но выиграть сражение.
Что же остаётся в сознании ребёнка после войны? Судя по творчеству художников, чьё становление проходило в период войны, пережитая трагедия не оставляет в покое. Достаточно вспомнить Д.Митлянского, который свой творческий путь начинал в студиях и на выставках ЦДХВД, Б.Неменского и многих других – известных и мало известных художников.
В жизни каждого ребёнка война оставила свой след. Обращусь к творчеству девочки из блокадного Ленинграда – Ирине Барабошиной, о которой также когда-то подробно рассказала в "Искусстве в школе". Она никогда не рисовала войну. Но на всех своих рисунках периода войны и нескольких лет после войны, основанных на воображаемом представлении об идеальном детстве, она изображала детский зонтик над головой, рояль, распахнутую балконную дверь. 3а этими символами стоит самая страшная и счастливая картина детства.
"В июле 1943 года я с мамой эвакуировались через Ладожское озеро, – вспоминает Ирина. – Нас высадили в Кобоне на огромное поле. Мама ушла искать подводу для продолжения нашей поездки. В поле не было никаких ориентиров, а народ то приезжал, то уезжал, и обстановка постоянно менялась. Многие теряли свои вещи и детей. Мама нашла меня по детскому цветному зонтику, купленному ею до войны, который я держала над головой, так как шёл дождь... С тех пор надолго цветной зонтик над головой стал для меня символом защиты и радости".
Распахнутая балконная дверь для Ирины – признак счастья. Она мечтала играть на рояле, и дверь оставалась открытой, чтобы из неё слышались звуки рояля...
Оставить комментарий