Концертмейстер-баянист в детском ансамбле народной песни
В.Клыков,
заслуженный артист Российской Федерации,
концертмейстер Ансамбля народной песни «Горошина» ДШИ «Центр»
Концертмейстер-баянист в детском ансамбле народной песни
Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства образования. Концертмейстерство – это вид деятельности, где исполнительство и педагогика могут взаимодействовать взаимодополнять друг друга. Особенно актуально это в деятельности концертмейстера-баяниста детской школы искусств. Нет задачи благороднее, чем совместно с преподавателем приобщить ребёнка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность.
Концертмейстер – связующее звено, проводник художественных замыслов, идей руководителя коллектива. В ансамбле народной песни "Горошина" Детской школы искусств "Центр" деятельность концертмейстера-баяниста включает в себя две основные составляющие: учебный процесс и концертное исполнение. В тесном сотрудничестве с руководителем детского коллектива и преподавателями происходит кропотливая шлифовка материала, доведение его до концертного исполнения.
Работа на занятиях начинается с разучивания нового репертуара и ансамблевых партий. знакомство детей с произведением проходит в форме совместного музицирования. Начиная работу по разучиванию нового произведения с солистами, концертмейстер обращает внимание на интонацию, дыхание, соблюдение ритмического рисунка. Одновременно идёт работа над выразительностью исполнения, над созданием художественного образа. Данный процесс развивает чувство ритма, ощущение ансамбля, дети чувствуют свою сопричастность к интерпретации произведения. Тут очень важно передать характер, темп, общее настроение песни. В процессе разучивания и работы над песней подбирается удобная тональность.
При подборе аккомпанемента учитывается несколько факторов возраст занимающихся детей, срок обучения, опыт концертных выступлений на публике. Для начинающих солистов и ансамблистов подойдёт дублирование мелодии концертмейстером и относительно простая гармонизация, аккомпанемент должен соответствовать жанру и характеру мелодии (колыбельная, плясовая и т.д.). Концертмейстер обращает внимание на поддержку в ансамбле той или иной партии, выделение её из общей партитуры.
Для детей, прозанимавшихся два-три года и больше, используются в аккомпанементе интервальная фактура, аккордовое сопровождение, вариационность.
Гармонически сложный, вариационный аккомпанемент, скорее, будет мешать сосредоточиться исполнителю, будет отвлекать от исполнения своей партии. Излишне насыщенная фактура сопровождения со сложными созвучиями и пассажами отвлекает исполнителя и слушателя от самой мелодии песни. Усложнённое сопровождение можно использовать в инструментальном вступлении: создать настроение, ясный художественный образ, нужный эмоциональный настрой, подготовить исполнителей к нужному темпу, динамике, точно показать вступление певцам. Оно должно быть слаженным. Например, в традиционных частушках, "страданиях" обязательно присутствуют так называемые инструментальные "отыгрыши", и здесь концертмейстер может продемонстрировать своё техническое мастерство и способность к импровизации и аранжировке.
Роль концертмейстера-баяниста очень важна и в ансамбле, когда дети младшего школьного возраста, б-9 лет, играют на шумовых музыкальных инструментах (трещотки, ложки, рубель, бубен, колокольчики и т.д.), на свистульках, исполняют несложные ритмические рисунки на ложках. Концертмейстер создаёт музыкальную основу в ансамбле, помогает исполнителям держать ритм, мелодический рисунок, характер произведения. Всё это развивает чувство ритма, ощущение ансамбля, коллективизм.
В процессе работы с ансамблем или с солистом необходимо найти динамический баланс между вокальной партией и звучанием аккомпанемента, что особенно важно в концертном исполнении; учитывать особенности акустики зала, расположение участников ансамбля на сцене.
В Ансамбле народной песни "Горошина" при постановке обрядовых, песенно-игровых композиций всегда присутствуют элементы хореографии, используется танцевальный фольклорный материал. Концертмейстер должен держать в поле зрения танцующих, чётко выдерживать необходимый удобный темп, делать нужные акценты в аккомпанементе.
Итогом, наивысшей точкой работы коллектива является концертное выступление на сцене. Ансамбль "Горошина" участвует в многочисленных концертах, фестивалях, конкурсах, что неоднократно подтверждено грамотами и дипломами лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей различного уровня.
Дети любят выступать на публике, но некоторые из них, оказавшись перед широкой аудиторией, могут растеряться, например, забыть слова, перепутать какие-то детали исполнения. Им может помочь находящийся вместе с ансамблем на сцене концертмейстер, который должен проявить находчивость в неожиданной ситуации, быстроту реакции, выдержку и волю. Всё это предполагает его психологическую устойчивость, высокий профессионализм.
Итак, существует ряд необходимых профессиональных навыков концертмейстера при работе с ансамблем народной песни (фольклорным ансамблем), хотя эти же требования необходимо предъявлять ко всем музыкантам, занимающимся концертмейстерской деятельностью. Концертмейстер должен уметь бегло читать ноты с листа, транспонировать материал в любые тональности, быстро осваивать новые произведения. В процессе работы над определённым произведением, песней бывает так, что концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения, или его попросту не существует. В этом случае он создаёт собственный вариант аккомпанемента, что требует от него самостоятельных, творческих музыкальных действий.
Специфика работы в ансамбле народной песни делает желательными, а в некоторых случаях и необходимыми такие умения, как подбор по слуху сопровождения к мелодии, импровизация вступления, проигрышей, заключения, варьирования фактуры аккомпанемента при повторении куплетов. Всё это должно соответствовать общему художественному замыслу, выражать характер исполняемого произведения. Ориентиром здесь должны быть, в первую очередь, указания руководителя ансамбля, а также разносторонний музыкальный вкус, эрудированность и профессионализм концертмейстера.
Концертмейстер-баянист в ансамбле народной песни – первый помощник, музыкальный единомышленник руководителя, а также друг, наставник для ансамблистов и солистов. Такая роль завоёвывается наличием необходимых знаний, широкой музыкальной эрудицией, творческой собранностью, ответственностью, постоянным самосовершенствованием и, конечно, любовью к своей профессии.
Оставить комментарий