Концертмейстер-баянист в детском ансамбле народной песни

В.Клыков,

заслуженный артист Российской Федерации,

концертмейстер Ансамбля народной песни «Горошина» ДШИ «Центр»

Концертмейстер-баянист в детском ансамбле народной песни

Концертмейстерское ис­кусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства образования. Концер­тмейстерство – это вид деятельности, где испол­нительство и педагогика могут взаимодействовать взаимодополнять друг друга. Особенно актуально это в деятельности концер­тмейстера-баяниста дет­ской школы искусств. Нет задачи благороднее, чем совместно с преподавателем приобщить ребёнка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность.

Концертмейстер – связующее звено, проводник художественных замыслов, идей руководителя кол­лектива. В ансамбле народной песни "Горошина" Детской школы искусств "Центр" деятельность кон­цертмейстера-баяниста включает в себя две основные составляющие: учебный процесс и концертное ис­полнение. В тесном сотрудничестве с руководителем детского коллектива и преподавателями происходит кропотливая шлифовка материала, доведение его до концертного исполнения.

Работа на занятиях начинается с разучивания нового репертуара и ансамблевых партий. знакомство детей с произве­дением проходит в форме совместного музицирова­ния. Начиная работу по разучиванию нового про­изведения с солистами, концертмейстер обращает внимание на интонацию, дыхание, соблюдение рит­мического рисунка. Од­новременно идёт работа над выразительностью ис­полнения, над созданием художественного образа. Данный процесс развивает чувство ритма, ощущение ансамбля, дети чувствуют свою сопричастность к интерпретации произведения. Тут очень важно передать характер, темп, общее настроение песни. В процессе разучивания и работы над песней под­бирается удобная тональность.

При подборе аккомпанемента учитывается не­сколько факторов возраст занимающихся детей, срок обучения, опыт концертных выступлений на публике. Для начинающих солистов и ансамблистов подойдёт дублирование мелодии концертмейстером и относительно простая гармонизация, аккомпанемент должен соответствовать жанру и характеру мелодии (колыбельная, плясовая и т.д.). Концертмейстер об­ращает внимание на поддержку в ансамбле той или иной партии, выделение её из общей партитуры.

Для детей, прозанимавшихся два-три года и больше, используются в аккомпанементе интервальная фак­тура, аккордовое сопровождение, вариационность.

Гармонически сложный, вариационный акком­панемент, скорее, будет мешать сосредоточиться исполнителю, будет отвлекать от исполнения своей партии. Излишне насыщенная фактура сопровожде­ния со сложными созвучиями и пассажами отвлекает исполнителя и слушателя от самой мелодии песни. Усложнённое сопровождение можно использовать в инструментальном вступлении: создать настроение, ясный художественный образ, нужный эмоциональ­ный настрой, подготовить исполнителей к нужному темпу, динамике, точно показать вступление певцам. Оно должно быть слаженным. Например, в тради­ционных частушках, "страданиях" обязательно присутствуют так называемые инструментальные "отыгрыши", и здесь концертмейстер может проде­монстрировать своё техническое мастерство и способ­ность к импровизации и аранжировке.

Роль концертмейстера-баяниста очень важна и в ансамбле, когда дети младшего школьного возраста, б-9 лет, играют на шумовых музыкальных инстру­ментах (трещотки, ложки, рубель, бубен, колоколь­чики и т.д.), на свистульках, исполняют несложные ритмические рисунки на ложках. Концертмейстер создаёт музыкальную основу в ансамбле, помогает исполнителям держать ритм, мелодический рисунок, характер произведения. Всё это развивает чувство ритма, ощущение ансамбля, коллективизм.

В процессе работы с ансамблем или с солистом необходимо найти динамический баланс между во­кальной партией и звучанием аккомпанемента, что особенно важно в концертном исполнении; учитывать особенности акустики зала, расположение участни­ков ансамбля на сцене.

В Ансамбле народной песни "Горошина" при по­становке обрядовых, песенно-игровых композиций всегда присутствуют элементы хореографии, ис­пользуется танцевальный фольклорный материал. Концертмейстер должен держать в поле зрения тан­цующих, чётко выдерживать необходимый удобный темп, делать нужные акценты в аккомпанементе.

Итогом, наивысшей точкой работы коллектива является концертное выступление на сцене. Ансамбль "Горошина" участвует в многочисленных концертах, фестивалях, конкурсах, что неоднократно подтверждено грамотами и дипломами лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей различного уровня.

Дети любят выступать на публике, но некоторые из них, оказавшись перед широкой аудиторией, могут растеряться, например, забыть слова, перепутать какие-то детали исполнения. Им может помочь находящийся вместе с ансамблем на сцене концертмейстер, который должен проявить находчивость в неожиданной ситуации, быстроту реакции, выдержку и волю. Всё это предполагает его психологическую устойчивость, высокий профессионализм.

Итак, существует ряд необходимых профессиональных навыков концертмейстера при работе с ансамблем народной песни (фольклорным ансамблем),  хотя эти же требования необходимо предъявлять ко  всем музыкантам, занимающимся концертмейстерской деятельностью. Концертмейстер должен уметь  бегло читать ноты с листа, транспонировать материал в любые тональности, быстро осваивать новые  произведения. В процессе работы над определённым  произведением, песней бывает так, что концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом  подбираемого сопровождения, или его попросту не  существует. В этом случае он создаёт собственный  вариант аккомпанемента, что требует от него самостоятельных, творческих музыкальных действий.

Специфика работы в ансамбле народной песни делает  желательными, а в некоторых случаях и необходимыми такие умения, как подбор по слуху сопровождения  к мелодии, импровизация вступления, проигрышей,  заключения, варьирования фактуры аккомпанемента  при повторении куплетов. Всё это должно соответствовать общему художественному замыслу, выражать характер исполняемого произведения. Ориентиром здесь должны быть, в первую очередь, указания  руководителя ансамбля, а также разносторонний  музыкальный вкус, эрудированность и профессионализм концертмейстера.

Концертмейстер-баянист в ансамбле народной песни – первый помощник, музыкальный единомышленник руководителя, а также друг, наставник для ансамблистов и солистов. Такая роль завоёвывается наличием необходимых знаний, широкой музыкальной эрудицией, творческой собранностью, ответственностью, постоянным самосовершенствованием и, конечно, любовью к своей профессии.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2022
№2.
С. 38-39

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.