Княжна Тараканова: история «авантюрьерки»
В. Перепелица, кандидат педагогических наук,
Княжна Тараканова: история «авантюрьерки»
Час искусства, посвященный жизни и творчеству К.Флавицкого, для учащихся VII–XI классов
Подготовка. Оформлена книжно-иллюстративная выставка по творчеству художника.
Действующие лица: Библиотекарь, Ведущие (1) и (2), Живописец, Искусствовед.
Искусствовед. Добрый день, дорогие ребята! Поговорим сегодня о прекраснейшем искусстве живописи. В искусстве нередко бывает, что автор остаётся в памяти людей благодаря лишь какому-то одному его
произведению. Создав его, художник по тем или иным причинам не может в дальнейшем превзойти свой шедевр. Так, например, случилось, с Василием Пукир ёвым («Неравный брак»), Иваном Фирсовым («Юный живописец»), с Александром Саврасовым («Грачи прилетели»).
То же самое произошло и с Константином Флавицким, чья «Княжна Тараканова» и сегодня, через полтора столетия после её создания, не оставляет нас равнодушными. (Учтём, что художник скончался всего через два года после создания этой картины. Ред.)
Ведущий (1). Константин Дмитриевич Флавицкий родился в Москве 13 сентября 1830 г. в семье чиновника Государственного контроля. Вскоре вся семья переехала в Петербург. Маленькому Косте судьба готовила суровое испытание. В 1839 г. умер его отец, оставив на руках безутешной вдовы пятерых детей. По причине безденежья Костя и его старший брат попали в воспитательный дом для бедных. У Константина наблюдались явные способности к рисованию, и, удивительное дело, нашлись-таки люди, которые заметили это и дали ему возможность посещать открывшуюся на Бирже рисовальную школу.
Ведущий (2). Позже К.Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем и студентом петербургской Академии художеств . Учителем его был сам Ф.А.Бруни, уважаемый живописец, очень известный в те годы. Талантливый юноша закончил Академию в 1855 году с большой золотой медалью, которую он получил за картину на библейскую тему «Дети Иакова продают своего брата Иосифа».
Счастливые обладатели этой высокой награды получали прекрасную возможность отправиться в заграничное путешествие, чтобы познакомиться с лучшими образцами европейского искусства и развить свое профессиональное мастерство. Флавицкий уезжает в Италию, в «Мекку» всех художников.
Искусствовед. Итогом шестилетнего пребывания в Италии стало большое полотно К.Флавицкого «Христианские мученики в Колизее» (1862 г.). Надо сказать, что возникло оно под влиянием творчества К.Брюллова, кумира всех русских живописцев тех лет. Поддавшись влиянию этого великого мастера, К.Флавицкий очень хотел создать нечто похожее на брюлловский «Последний день Помпеи», но у молодого художника получилась довольно слабая картина, вторичная, со многими сознательными (или бессознательными?) заимствованиями. Что же на ней изображено? Рим конца I века н.э., где на арене Колизея устраиваются то бои гладиаторов, то публичные казни первых христиан, отдаваемых на растерзание зверям. Народ, как известно, требовал хлеба и зрелищ, поэтому такие «удовольствия» вызывали особенный пылкий восторг у публики. На картине изображён момент, когда стражники открывают двери на арену, и христиане выходят на встречу со смертью.
Живописец. «Дух подражания» тут же заметил знаменитый критик В.В.Стасов, увидевший картину на очередной выставке Академии. Он писал по этому поводу: «Зачем Флавицкому подражать, зачем ему повторять кого бы то ни было? У него есть свой запас фантазии, уменья; у него есть своя собственная способность к характеристике – и это он ярко доказал...
Наконец , у него есть своё сокровище душевного огня, страсти, пламенного порыва, что так редко встречается у наших исторических живописцев». Крамской поступил ещё более жёстко. Он, что называется, «в пух и прах» разругал картину Флавицкого, назвав её «трескучей и театральной, лишённой всякого самостоятельного отношения к действительности».
Ведущий (1). Вследствие такой очевидной неудачи Флавицкий не получил звание академика, а был признан лишь почётным вольным общником Академии. С большим трудом ему разрешили пользоваться мастерской, и то при условии, что он освободит её по первому же требованию. Но талантливый молодой человек не отчаялся; напротив, прислушавшись к критике и сделав соответствующие выводы, он вновь приступил к работе.
Ведущий (2). Тему для своей новой картины он выбрал вполне актуальную, из исторического прошлого России. Его героиней станет легендарная княжна Тараканова. Кто она, каково её настоящее имя, что она делала в жизни и как закончила свои дни? Вокруг неё ходило тогда множество слухов и предположений, но все документы, относящиеся к делу княжны, были фактически засекречены. Народ знал основное: княжна Тараканова – один из самых опасных врагов могущественной Екатерины II. Ходили слухи, что она – дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. Фамилия племянников Разумовского, которых он воспитывал как своих детей, была Дарагановы, вот так и получилась Тараканова.
Библиотекарь. В 1770 г. в Киле, столице герцогства Гольштейн, появилась фройляйн Франк, очаровательная дама лет двадцати пяти, говорившая на многих европейских языках. Она была очень недурна собой, стройная, темноволосая, с большими выразительными глазами. О своём происхождении, об ушедших в мир иной родителях, о дальнейшей жизни она всякий раз повествовала разное, в зависимости от того, что хотелось услышать тем, кто её расспрашивал. Богатое воображение «рождало» то персидского вельможу или черкесского князя (в соответствии с тогдашней модой на всё восточное), то немецких аристократов…
Ведущий (1). Когда же агенты российской императрицы провели своё расследование, выяснилось, что она вполне могла быть дочерью пражской трактирщицы или нюрнбергской булочницы, а то и вовсе итальянской куртизанки. И всё же возникало недоумение, где княжна выучилась языкам и такому благородному обхождению? Поскольку ответа на этот вопрос не нашлось, возникла следующая версия. Она действительно дочь высокородных родителей, а возможно, и самой русской царицы, то есть внучка Петра Первого.
Искусствовед. Смеем предположить, что фройляйн Франк в действительности была дочерью какого -то дворянина, немецкого или итальянского, который и дал ей некое образование. Но, видимо, по каким-то только ей понятным причинам девушка посчитала, что ей уготована необыкновенная судьба, и пустилась во все тяжкие. Из Киля переехала в Берлин, затем, после какой-то неприятной истории, оказалась в Генте, но уже под именем фройляйн Шелль, где её чары так подействовали на голландского купца ван Турса, что бедняга потерял из-за неё все свои капиталы, поскольку юная красавица очень любила дорогие украшения и наряды.
Ведущий (2). Вместе они бежали от кредиторов в Лондон, где обнищавший, но очень предприимчивый ван Турс нашёл замечательный способ, как поправить свои дела. Ничего лучшего он не придумал, как на время сдавать свою подругу лондонским богатеям. В какой-то момент один из них, барон Шенк, решил взять очаровательную фройляйн с собой в Париж. Теперь путешественницу звали уже принцесса де Володомир. А в столице Франции у неё появляются новые поклонники. Сначала это был польский гетман в изгнании Михаил Огинский, а затем граф Рошфор. Он везёт её в немецкое графство Лимбург-Штирум, где жертвой хорошенькой «принцессы» стал и тамошний граф Фердинанд, из ревности посадивший в тюрьму и Огинского, и ван Турса. Влюблённый в красавицу, граф предложил ей руку и сердце, в придачу с маленьким графством Оберштейн, но осложняли дело бедность жениха и отсутствие доказательств высокого происхождения невесты.
Живописец. Вот тут-то у знакомых поляков, хорошо знавших ситуацию с самозванцами в России, и возникла идея объявить княжну наследницей русского престола, а за отказ от претензий на корону потребовать от русских властей хорошей денежной компенсации. Вскоре по Европе распространились слухи, что в Оберштейне живёт принцесса Елизавета Владимирская, которая и является истинной наследницей русского престола. Польский граф Кароль Радзивилл, узнавший об этом, дабы сохранить свои земли от угрожавшей им российской аннексии, решил использовать самозванку в своих целях, для чего, снабдив мнимую принцессу немалой суммой, отправляет её в Италию, где она была удостоена аудиенции Папы Римского и французского посла.
Библиотекарь. Эти уважаемые господа и стали первыми слушателями пусть фантастической «правдивой» истории. Она, мол, единственная дочь императрицы Елизаветы, и именно ей завещался русский престол, а коварная Екатерина обманом захватила власть. Сейчас её родной брат Емельян Пугачёв и воюет как раз за то, чтобы правда восторжествовала и она оказалась на российском троне. Когда же придёт её долгожданное время взойти на престол, став императрицей России, она обратит свою родину в католическую веру и сделает всё, что нужно европейским монархам.
Ведущий (1). Всё было бы хорошо. Но, несмотря на натуральность поведения и врождённый артистизм княжны – и слёзы к месту появлялись на её прекрасных очах, и в голосе звучали мольба о помощи и гордость аристократки, – европейские дипломаты ей не поверили. Дав немного денег, которые, к слову, она быстро спустила на дорогие безделушки, отправили её восвояси. А летом 1774г. княжна появилась в Дубровнике, тогда он назывался Рагузой и принадлежал туркам. Не найдя у европейских правителей необходимой поддержки, она пишет послание турецкому султану, воевавшему с Россией, что в случае оказанной ей помощи обязуется отдать туркам «их» земли, а Россию обратить в ислам. На всякий случай написала она и российскому вице-канцлеру Александру Голицыну, что, дескать, готова отказаться от трона, если её жениху будет пожаловано герцогство Гольштейн, которым владеет Россия. Однако ни с востока, ни с запада ответа так и не пришло. Рухнула и последняя надежда на поляков, когда Радзивилл помирился с русскими и совсем забыл о прекрасной княжне.
Ведущий (2). И тогда она принимает решительные меры – пишет письмо графу Алексею Орлову, где говорит, что ей донесли: он недоволен Екатериной, увлёкшейся Григорием Потёмкиным, и может быть ей полезен, ну хоть как-то посодействует в её авантюре. Княжна пообещала ему, что, получив власть, непременно его отблагодарит. Однако Орлов тут же доложил в Петербург о полученном письме и изъявил желание наказать самозванку, написав матушке-императрице: «Навязал бы ей камень на шею и в воду ». А Екатерину и саму уже давно тревожила эта девица: ещё не было подавлено восстание Пугачева, да и помимо него у России было много врагов, каждый из которых мог захотеть использовать принцессу Владимирскую в своих целях. Да только где её искать? Искусствовед. И пока императорские сыщики изо всех сил старались её найти, она, покинув Рагузу, отправилась сначала в Неаполь, а потом в Рим. Ей, привыкшей к роскошной жизни, как всегда не хватало денег, и она попросила некую сумму у английского посланника в Ливорно. А тот, удовлетворив её просьбу, немедля сообщил о её местонахождении русским. Орлов тут же начинает осуществлять свой план по «спасению русской короны», который заключался в следующем: для начала к княжне направили генерал-адъютанта Ивана Христинека, который, во-первых, оплатил все её долги, а во-вторых, уверил красавицу, что граф Орлов готов её всячески поддержать и жаждет с ней встретиться.
Живописец. И вот в феврале 1774 г. в роскошной карете, нанятой на деньги русской императрицы, в сопровождении шестидесяти слуг в Пизу прибыла «графиня Зелинская». Встретившись с Орловым , она и рассказала ему свою печальную историю, добавив, что её готова поддержать вся Европа, а ещё и турецкий султан. Граф Орлов «уступил» чаровнице, сказав, что без ума от её красоты. Он нисколько не сомневается в чистоте её души и благородстве помыслов. Единственно, о чём он мечтает, – быть её законным супругом, а уж потом поможет ей стать царицей, как когда-то Екатерине. То ли мужское обаяние графа Орлова сыграло свою роль, то ли княжне так хотелось верить бравому генералу, но, потеряв всякую бдительность, 25 февраля 1774 г. она взошла на палубу флагманского корабля «Святой великомученик Исидор» и, едва оказавшись на корабле, вместе со своими слугами была арестована.
Ведущий (1). Запертая в каюте княжна сразу же получила от Орлова такую записку: «Моя любимая, я тоже под караулом, но сделаю всё возможное, чтобы освободиться и освободить тебя». Что сие значило? Как понимать данную записку? Об этом историки умалчивают. Возможно, Орлов просто хитрил, а быть может, и нет, стараясь по-человечески успокоить княжну, которой всё-таки слегка увлёкся. Как бы то ни было, но он велел её хорошо кормить. А чтобы той не было скучно, возвратил ей наряды и французские романы. Когда судно 11 мая прибыло в Кронштадт, арестантку перевезли в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где вскоре началось следствие.
Ведущий (2). Ей задавали вопросы, кто же она есть на самом деле, как ей пришла в голову мысль заявить о своих притязаниях на русский престол и кто является её соучастниками. Заключённая держалась дерзко, правды всей не говорила, требовала встречи с Екатериной и давала непонятные обещания, например, наладить торговлю России со всем Востоком. Касательно её происхождения, так скорее всего она уже и сама уверовала в то, что она внучка Петра Великого. А может, просто не хотела или не могла отказаться от своей прекрасной мечты?
А потом случилось то, что и должно было случиться. Екатерина потеряла к ней всякий интерес, а «авантюрьерка», как её называли при российском дворе, в сыром и холодном каземате заболела чахоткой, стала чахнуть и 4 декабря 1775 г. умерла.
Библиотекарь. С большими неясностями и недоговорённостями, история княжны Таракановой была описана в статье М.Лонгинова, опубликованной в журнале «Русская беседа» за 1859 год, откуда К.Д.Флавицкий и мог почерпнуть материал для своей будущей картины. Но вот ведь что.
Существовала не одна, а несколько версий легенд о прекрасной самозванке. Приводим одну из них.
В московском Ивановском монастыре в 1775 г. появилась монахиня Досифея, в миру звавшаяся Августой. Монастырское начальство дало строгий указ никого к ней не допускать. В 1810 г. монахиня Досифея скончалась, а через два года, в результате страшного пожара, сгорел почти весь монастырь со всеми, какие ни есть, документами. Вот тогда и заговорили, что Досифея-то, не иначе, как настоящая княжна Тараканова, дочь Елизаветы. Недаром у нее до пострига и имя такое было – Августа, что значит августейшая.
Искусствовед. Но ведь это, согласитесь, так обыденно и прозаично! Вот почему Флавицкий в качестве сюжета для своей новой картины воспользовался другим вариантом легенды о княжне Таракановой – преданием, по которому она погибла в казематах Петропавловской крепости (что, по-видимому, было правдой ), но … во время петербургского наводнения 21 сентября 1777 г., то есть тогда, когда её уже не было в живых! То, третье по силе за всю историю Петербурга наводнение, покрыло и Петропавловскую крепость. Вода стояла на отметке 310 см выше ординара. Такая смерть создавала героине ореол мученичества, а всему сюжету – политический подтекст, созвучный демократическим настроениям, существовавшим в российском обществе 60-х годах XIX столетия. И эти смыслы легко угадывались современниками Флавицкого.
Живописец. Неудивительно, что в Зимнем дворце все были шокированы появлением творения Флавицкого: художник позволил себе прикоснуться к одной из тщательно скрываемых тайн царской фамилии. Все бумаги, относящиеся к делу о «авантюрьерке», содержались в строжайшей секретности, а люди, имевшие к ним доступ, давали «клятвенное обещание вечно молчать под страхом смертной казни». И тут вдруг эта страница истории русской короны становится темой живописного полотна.
Ведущий (2). Потому и Александр III, посетив, по своему обыкновению, очередную выставку Академии, остался явно недоволен, увидев творение Флавицкого. Хмурость его была вполне оправдана: многие действительно верили в то, что его прабабка замучила прекрасную соперницу, устранив таким образом угрозу своей власти. А посему царь, дабы его подданные не сомневались в благородстве всех членов царского семейства, приказал указать в каталоге, что «сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Под «романом», очевидно, подразумевалась та самая статья Михаила Лонгинова, напечатанная в журнале «Русская беседа».
Ведущий (1). Картина не просто понравилась широкой публике – она имела громкий успех. Справедливости ради следует сказать, что это и спасло Флавицкого, иначе история вполне могла окончиться для него очень даже печально. А ещё, кроме интересной исторической темы, все признали в ней и несомненное мастерство художника. Всё было подчинено замыслу, идее картины.
Искусствовед. Композиция, построенная на контрасте, была великолепна: прекрасная героиня, прислонившись спиной к каменной стене, запрокинула назад изящную головку. Всё в ней – и эффектная поза, и роскошный наряд – свидетельствует о том, что это не простая арестантка, что у неё в прошлом поклонники, деньги, балы…
Волнистые волосы, рассыпавшиеся по точёным плечам, малиновый бархат, белый шёлк, кружево – всё ярко, выразительно и… так драматично! Это великолепие резко контрастирует с серой камерой каземата, с крысами, ползущими из воды и подбирающимися к ногам узницы.
Живописец. На этот раз полотно пришлось по душе и Стасову. Он его полностью принял и оценил, назвав «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Авторитетнейший критик писал: «Последние минуты отчаяния и беспомощности натуры страстной, гордой и высокой, последнее томление женщины-красавицы, измученной тюрьмой, но всё-таки полной жизни и горячей крови, – что за страшная сцена, но что и за чудесная для великого таланта задача! Эти подгибающиеся колени, запрокинутая в отчаянии голова, закрывающиеся глаза, опустившиеся безнадёжно руки, полуоткрытый рот, откуда вылетел, кажется, последний стон, между тем как через решётку окна брызжут волны поднимающегося наводнения, – с какою страстью, с каким кипучим талантом изобразилось всё это на картине Флавицкого!»
Библиотекарь. «Княжна Тараканова» «побывала» не только в Петербурге, но и в Москве, и даже на Всемирной выставке в Париже. Несмотря на то, что всюду её сопровождал триумф, совет Академии, учитывая отношение государя, не решился приобрести картину у художника. Зато её сразу захотел купить известный коллекционер, обладатель тонкого художественного вкуса Павел Третьяков. Он тут же начал переговоры с художником, продолжившиеся уже после смерти Флавицкого с его братьями. В результате это полотно и поныне является украшением Третьяковской галереи.
Ведущий (1). После «Княжны Таракановой» Флавицкий занялся книжной иллюстрацией, в основном к произведениям Лермонтова, расписывал церкви, но всё больше ради заработка. Мечтал ли он о новой, большой работе? Несомненно. Это подтверждает Николай Ге, с которым Флавицкий познакомился ещё в Италии. Он говорил, что Константин Дмитриевич был фанатически предан искусству, в его жизни ничего больше не существовало.
Ведущий (2). Без всяких сомнений, Флавицкий мог бы стать большим живописцем и оставить нам не одну, а много значительных картин, но трудная жизнь художника, отсутствие прочного положения и заработка, увы, подорвали его силы. Он заболел чахоткой, от которой тогда спасения не было, и умер 3 сентября 1866 г., не дожив ровно десять дней до своего очередного дня рождения. Константину Флавицкому исполнилось бы всего тридцать шесть лет. А его прекрасная «Княжна Тараканова» и сегодня продолжает борьбу со смертью. Будем надеяться, что в этом поединке она победит!
Оставить комментарий