Анимационная педагогика и проблемы ХХI века
Ю. Красный, Л. Курдюкова, М. Красная Иерусалим
Анимационная педагогика и проблемы ХХI века
Как профессия анимация интересует избранных,
как вид искусства – многих,
как уникальное средство развития детей – всех!
1. Введение
Словосочетание «анимационная педагогика» впервые прозвучало в 1983 г. на симпозиуме АСИФА, который так и назывался: «Анимация – педагогика будущего?». В те времена в мире нас читывалось несколько десятков детских мультстудий. Сегодня анимация доступна всем, и выражение «анимационная педагогика» звучит всё чаще. В самом общем смысле оно объединяет все формы преподавания, где создание мультфильмов является не целью, а средством, инструментом. Целью же оказывается комплексное развитие детей, которое анимация способна осуществлять с уникальной эффективностью.
Дальше у нас пойдёт речь не о такой широко понимаемой анимационной педагогике, но о вполне конкретной её форме, которую разрабатывают и за которую несут ответственность авторы этой статьи, и работа над которой продолжается без малого 40 лет. Чтобы избежать путаницы, мы заменим абстрактную «анимационную педагогику» аббревиатурой АП.
Эта АП включает в себя общую концепцию, ряд теоретических разработок, несколько возрастных учебных программ, методики работы в разных форматах и коллективах (студия, школа, семья, дети с особенностями развития и дети с инвалидностью, семинары и тренинги, online и offline, семейные лагеря, индивидуальные занятия), бесчисленные схемы уроков и пр., и пр.
2. Три проблемы современности
Проблема А. Скорость перемен опережает продолжительность человеческой жизни.
Все предыдущие поколения передавали знания и опыт от прадедов правнукам. Как обрабатывать землю, поддерживать огонь, изготавливать одежду и обувь, запрягать лошадей, рыть колодцы, писать и считать – все эти знания существенно не изменялись сотнями и тысячами лет. На этом держалась семья, образование, традиция. В ХХ веке эта картина кардинально изменилась. 1200 лет в Старом и Новом свете писали гусиными перьями. В середине ХIХ века их сменили перья стальные: гуси вздохнули свободно, а формы и способы письма остались прежними.
В 60-х годах ХХ века школьники носили в портфелях чернильницы и перьевые ручки, изучали каллиграфию (нажим, наклон, толщинки); в старших классах перешли на авторучки (прощай, чернильница); следом пришли ручки шариковые (прощай, каллиграфия). В наши дни большинство текстов набираются на клавиатуре (прощай, ручка), и на подходе уже голосовые анализаторы, создающие письменный текст без участия руки. (Тут следовало бы написать «прощай, рука», но давайте повременим).
Сегодня знания, умения и навыки (ЗУНы) первоклассников устаревают к окончанию школы. Более того, первокурсникам университетов приходится переучиваться к концу учёбы. Перед образованием впервые за всю человеческую историю возник вопрос: чему же учить детей? Наиболее убедительный ответ на него звучит так. Учить следует выбору стратегий в стремительно меняющемся мире. Другими словами – заинтересованному и свободному отношению к новизне, готовности принять её и освоить, включить в круг своих интересов. Так, отказ от каллиграфии привёл не только к эстетическим, но и к психическим утратам (мелкая моторика играет важнейшую роль в развитии речи). В ответ появляются новые инструменты (ручки-кисточки, например) и новые образовательные методики, призванные восстановить или компенсировать эти утраты. Конечно, умение выбирать стратегию, гибко реагировать на новые обстоятельства включает в себя креативность. Но вот незадача: какие бы ТРИЗовские приёмы мы ни освоили, решение даже несложных творческих задач большинству взрослых даётся с трудом. Мы убедились в этом, проводя online-семинары по развитию воображения. Из 200 с лишним молодых родителей едва ли 10% справились со всеми заданиями и создали яркие, выразительные работы. Что уж говорить о порождении принципиально новых идей!
Секрет кроется в том, что в нашем практическом опыте недостаточно материала, которым мы могли бы оперировать . Если человек никогда не держал в руках отвертку и не отличает шуруп от винта, он проигнорирует одну из возможностей решения. Если же весь его опыт сводится к нажиманию на кнопки, перемещению игровых экранных персонажей и рассматриванию картинок – вряд ли он даже условия заданий поймёт.
Вот почему первую свою задачу АП определяет так: приобретение начального опыта в неограниченном числе видов деятельности.
Мультфильм «Волшебный напиток»– http://youtu.be/Na7yNvyxec0
В фильме, который мы посмотрели, маленьким авторам пришлось сочинять, рисовать, лепить, конструировать, снимать и озвучивать. Кроме того, от них требовались настойчивость, умение принимать решения и вести диалог, изрядное воображение. Анимация обладает ценнейшим качеством: она НЕ привязана к конкретному материалу. Одушевить можно буквально всё, её границы совпадают с границами воображения (Душан Вукотич). В нашей фильмотеке вы встретите фильмы из дерева, керамики, пенопласта, проволоки, природных материалов и бытовых предметов – из всего, что позволяли нам студийные условия. Один из ежегодных студийных конкурсов «100 секунд» был специально сориентирован на поиск новых материалов и техник. Традиционные рисунок, перекладка и куклы к участию не принимались.
Такой универсальный опыт незаменим, когда приходится искать решения в нестандартных ситуациях нашего стремительного времени.
Проблема Б. Мощный поток цифровой информации подменяет непосредственный контакт с внешней средой, затрудняя формирование персональной картины мира.
Потоки, море, океан информации. Большинство из нас чередуют первичную реальность и вторичную. Мы проводим день на работе, а по вечерам позволяем себе «окунуться» в новости, телесериал, социальную сеть или компьютерную игру. Однако существуют люди, проживающие в виртуальном океане, среди битов и пикселей. К сожалению, большая часть из них – дети. В ушах аудио-клипсы, в руках смартфон, взгляд отсутствует, на уроках не слышат вопросов и не могут сосредоточиться. Персонажи видеоигр и мультсериалов для них реальнее сверстников и окружающей природы. Но есть и третий тип. Это информационные «мореходы». Используя гигантские сетевые возможности, они добираются на своих судах до глубин макро- и микромира, открывают тайны живых организмов и глубин Космоса. Среди них – великие учёные и художники, лауреаты Нобелевской премии, люди, определяющие наше общее будущее.
Редкий родитель, наверное, не хотел бы видеть на таком корабле своего ребёнка.
Что же отличает этих мореплавателей от обычных людей?
Владимир Павлович Эфроимсон в книгах «Генетика педагогики » и «Генетика гениальности » попробовал на этот вопрос ответить. Исследуя биографии великих людей, он обнаружил в детстве каждого сильные, яркие впечатления, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь. Эти впечатления он назвал «импрессингами».
Вот определение из Википедии: Импрессинг (от. англ. Impress – впечатлять, оставлять след) – термин в психологии и обучении. Под импрессингом понимают информационное воздействие, ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют мотивы и направление деятельности личности на всю жизнь, формируют интересы, шкалу ценносте, и при позитивном влиянии средовых факторов приводят к значительным достижениям в той или иной области. Результат импрессинга в огромной мере зависит от избирательной восприимчивости личности к такому воздействию. В этой связи решающую роль играет детско-подростково-юношеский этап развития личности, формирующий ценностные критерии, установки, устремлённость и самомобилизацию. Импрессинг лежит в основе всепоглощающих интересов личности,сообщающих всему поведению человека невероятную целеустремлённость. Импрессинг приводит либо к возникновению экстраординарных (гениальных) способностей, либо к достижениям, которые до импрессинга казались невероятными, невозможными.
Т ермин «импрессинг» ввёл В.П. Эфроимсон, который понимал под ним жизнеопределяющие впечатления, которые действуют в особо чувствительный период, оказываются очень стойкими, подсознательно действующими во всей последующей жизни и определяющими содержание творчества выдающегося человека.
Поэтому свою вторую задачу АП видит в следующем: максимально вовлекать яркие события и переживания ребёнка в его творческую деятельность, постоянно и последовательно обращаться к его личному опыту.
Анимация позволяет сочетать и надолго удерживать в поле зрения самые разные события. Этому способствуют не только продолжительная и многосторонняя работа на фильмом , но и последующие просмотры, не раз возвращающие к пережитым импрессингам. В результате формируется целостная, сложная и содержательная картина мира – основа настоящей Творческой Личности.
Мультфильм «Вертолёт» – http://youtu.be/gTul9Zl5WSQ
Проблема В. Общение в наши дни стало плотным и непрерывным. Его избыток не оставляет времени для выслушивания и обдумывания.
Во все предыдущие времена между встречами, письмами, телефонными беседами зияли паузы. Они придавали общению ценность, заставляли выбирать слова и темы, возвращаться мыслями к сказанному и услышанному. Так формировался внутренний мир, адекватная самооценка, социальные навыки.
Электронное общение – СМСки, чаты, социальные сети – эти паузы упраздняют. В результате затягивается взросление, не возникают прочные привязанности, затрудняется выбор профессии. Подростковые черты всё чаще распространяются на последующие возрастные этапы, угрожая семейным и социальным сторонам жизни. Вместо полноценного «Я» – НИКи и аватарки.
В качестве противодействия этой печальной тенденции сформулирована третья задача АП: осознание ценности своей неповторимой личности в ансамбле других неповторимых личностей.
Для её решения АП считает необходимым формирование прочного и долговременного детского коллектива. Учебные программы в таком коллективе предусматривают создание разноформатных творческих групп. Съёмка индивидуальных этюдов, работа парами, малыми группами и всем коллективом сообща постоянно варьируется, сотрудничество принимает самые разные формы. Благодаря этому, каждый маленький аниматор получает возможность проявить свои персональные интересы и способности. От фильма к фильму выясняется, что Т. замечательно сочиняет, Д. лучше всех лепит, М. рисует и вырезает, Л. не оторвать от камеры, Я. – источник свежих идей, а Н. – прирождённый организатор и душа группы. Так постепенно осознаются каждым сильные стороны своей личности, на которых вызревает адекватная самооценка и самоуважение.
Мультфильм «Побег из салатницы» – http://youtu.be/IBJhzH_RJFg
Эта статья представляет собой конспект лекции, с которой можно познакомиться здесь:
https://youtu.be/PxcZVCo09FA – АП-1
https://youtu.be/JGNHO5ynpU4 – АП-2
https://youtu.be/bmuXDnDO01g – АП-3
Оставить комментарий