Духовная музыка: мир красоты и гармонии
И. Кошмина
Духовная музыка: мир красоты и гармонии
В последнее время сильно возрос интерес к духовной музыке. Она стала часто звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на грампластинках. Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 года — принятия христианства на Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура,— величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной. Среди этих хоров есть написанные для профессиональных коллективов, предназначенные не только для службы, но и для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера — обиходная, более скромная, доступная исполнению небольшим церковным хором и даже прихожанами. Во время службы некоторые части литургии и всенощной пелись и сейчас поются всем приходом на простые, легко запоминаемые напевы.
Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем быту. Многие напевы переходили из поколения в поколение. Они пелись христианами и по дороге на богомолье, когда шли в другую деревню, где находился храм, и во время домашней молитвы, особенно праздничной.
Для новых поколений церковная музыка стала не просто далекой, а совсем неизвестной. Если раньше она была нормой жизни, быта всех слоев населения, то теперь совсем утрачена. На какую же слуховую почву будут ложиться самые простые церковные песнопения? Такой почвы у наших детей нет. Необходимо найти особый ход для преподнесения этого пласта музыкальной культуры, чтобы не сводить духовные образы на уровень сказок. Одним из возможных путей представляется обращение сначала к духовным образам в классической музыке, а затем уже к собственно церковным песнопениям. Почему? В русских классических операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения даны в конкретной бытовой и исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события. И параллельно можно вводить церковные песнопения, обиходные и концертные.
Духовная музыка может быть введена в существующую программу по музыке как одно из направлений, чтобы познакомить учащихся с богатейшей областью отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные знания в сфере церковных произведений. Но не только. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своим тематизмом и законами его развития. С духовной музыкой в луховой опыт детей войдут новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической музыки, современной и, конечно, песен советских композиторов.
Итак, принцип параллельности дает возможность учащимся лучше понять место духовного начала в человеческой жизни, опираться на их знания по истории и литературе («Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», «Хованщина»). Какие возможны точки соприкосновения светской и духовной музыки? Таких сцеплений — образных, тематических — возникает много.
Единую патриотическую линию образуют некоторые части из кантаты «Александр Невский» Прокофьева, песнопения в честь Сергия Радонежского и Александра Невского, «Богатырская симфония», «Сказание о невидимом граде Китеже», Песня Варлаама, ария Кутузова, ария Сусанина.
Такая же единая нить связывает и колокольные звоны: в «Иване Сусанине», «Борисе Годунове», «Китеже» и других произведениях.
Интересно выстраивается линия траурной музыки: «Маленький реквием» Кабалевского, «Лакримоза» Моцарта, «Сегодня умер Руставели» О. Тактакишвили, песня «Алеша» Э. Колмановского, песня «Хатынь» И. Лученка, фрагменты из кантаты Танеева «Иоанн Дамаскцн», заключительный хор из «Пиковой дамы» Чайковского, финал из Шестой симфонии Мясковского.
Материал по духовной музыке и его примерное распределение внутри года педагог может сделать самостоятельно, возможны также и другие варианты планирования по классам, увеличение или уменьшение количества произведений, замена близкими по содержанию. Хорошо сопровождать беседы и прослушивание музыки показом репродукций икон, фресок, храмов.
В чем отличительные особенности духовной музыки? Во-первых, особый внутренний строй, собранность, а главное — чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности. Во-вторых, церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений, мыслей — от скорби, печали до радости, ликования — не переходит границ дозволенного, когда разрушается гармония музыкальной ткани. Именно гармония — совокупность строго, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного, четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего. Все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках. Духовная музыка собирает, выправляет человека. (Не случайно верующие люди утром и вечером должны читать обязательные молитвы, которые называются «правилами». Они призваны «выправлять» человека, напутствовать на предстоящий день и побуждать к осмыслению своего поведения за пройденный.)
В духовной музыке максимально выражено объективное начало и минимум субъективного. Вот как объясняют это священнослужители. Каждый человек приходит в церковь со своим внутренним состоянием: кто с болью и горем, кто с радостью и удачей. Музыка не должна противоречить никому, поэтому она в известной мере нейтральна, и человек сам наполняет ее своим содержанием, своим состоянием. Священнослужители говорят и о том, что это музыка, льющаяся с небес.
Велика роль искусства, и музыки в частности, в церковном обряде. Уже в первые века существования на Руси христианства церкви стали центрами культуры, центрами профессионального искусства. Приглашались многие талантливые архитекторы, художники, музыканты для художественного оформления обряда. «Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение возносить душу верующего к небесам»,— говорил В.Н. Лазарев[1]. Целый комплекс искусств был призван создать прообраз высокого духовного горнего мира, мира чистоты, света, справедливости. По мнению священнослужителей, именно музыка приближает человека к Богу, способствует небесному восхождению. Не случайно традиция христианского песнопения была освящена самим Иисусом Христом. В Евангелии сказано, что Господь и его апостолы после Тайной вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. Без музыки, пения невозможно богослужение, и роль музыки в создании особого настроения, атмосферы в церкви огромна.
* * *
Важнейшие виды церковных песнопений:
- Тропари — краткие молитвенные песнопения, выражающие сущность праздника, которые вставлялись после стиха при чтении псалма.
- Кондак — многострофное произведение, все строфы которого исполнялись на один напев, варьирующий от строфы к строфе. Это поэтическая проповедь и поучение.
- Канон — строится как и кондак. Состоит из девяти песен, каждая из них включает несколько тропарей. Канон — это священное поэтическое произведение, в котором прославляется жизнь и подвиг святого или прославляется праздничное событие. Последние тропари канона называются «богородичными», так как воспевают Богоматерь.
- Стихира — вид тропаря, исполняется в разных частях богослужения. Стихиры посвящались святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни. Писались в стихотворной форме.
- Догматик — поэтическое изложение христианского учения. Это строгое, суровое пение.
Церковный обряд представляет собой три круга служб: суточный, состоящий из девяти служб; недельный — каждый день имеет свое значение, чему-то посвящен; годичный круг — с определенной последовательностью праздников и подготовкой к ним.
Что поражает в церковных службах? Обилие пения. Службы строятся на чередовании чтения молитв, Евангелия, отрывков из других священных книг и разного вида пения: псалмодии — чтения нараспев, хоровой речитации и развернутого хорового и, возможно, сольного пения. Вероятно, три четверти богослужения поется.
Если в светской музыке обычно одно произведение создается на конкретный, единственный в своем роде текст[2], то в церковных произведениях (хорах, исполняющихся во время службы) текст является неизменным, канонизированным. Поэтому различных произведений на один текст очень много. Одно словесное содержание, один духовный образ — но несхожее музыкальное его наполнение. Практика церковной музыки показывает возможность разнообразного воплощения одного и того же текста.
Одна из особенностей церковного обихода заключается в том, что он сочетает в себе строго соблюдаемый канон и известную свободу его воплощения. Такой обязательный элемент есть и в архитектуре храмов, их планировке, традиционны образы и сюжеты икон. При этом каждая церковь по-своему неповторима, неповторимы иконы «Троицы» или «Христа Спасителя», «Спаса Нерукотворного», «Казанской Божьей матери» и др. То же самое и в музыке. Существует множество музыкальных воплощений одного канонического текста, и это позволяет делать службы разнообразными. Почти каждый день совершается литургия и всенощная. Но благодаря обилию хоровой музыки регенты имеют возможность сегодняшнюю службу делать отличной от вчерашней, а прихожане, посещая одну церковь, слушают различную музыку на хорошо знакомые им молитвы.
Всенощная и литургия
Всенощное бдение — вечерняя служба, которая начинается вечером. Чин, содержание этой службы сложился в первые века принятия христианства. В чем же смысл всенощной? Спасение человечества в ветхозаветном времени (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию — Спасителя. Всенощная открывается колокольным звоном — благовестом и объединяет в себе великую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Веками складывался нравственно-назида-тельный характер чтений и песнопений. Во время службы обязательно прославляется Святая Троица. В основных хоровых частях заключены важные событийные моменты, в них развивается сюжетная канва повествования, и одновременно они являются эмоциональными, психологическими и духовными кульминациями.
Один из первых больших номеров — «Благослови, душе моя, господа» на текст 103 псалма. Это рассказ о создании Богом мира, прославление Творца всего земного и небесного. Это торжественная, радостная песня о гармонии мироздания, всего существующего. Но человек ослушался запрета Бога и за свой грех был изгнан из рая.
Следующий важный хор — «Блажен муж» (Иисус Христос), на текст 1 псалма. В нем повествуется о жизни ветхозаветных праведников, которые в мире бесчестия продолжали надеяться на приход Спасителя.
Несколько раз во время службы звучат ектении (слово греческое) — усердное, долгое моление, прошение о нуждах и помощи всем прихожанам. На один из восьми церковных гласов поются стихиры, последняя стихира — богородичен или догматик во славу Божьей Матери. После значительного развития действия звучит хор «Свете тихий». Это следующий этап в развитии повествования: о пришествии на землю Христа и благодатном свете христианского учения, несущего человеку свет и разум. Иисуса Христа, пришедшегд спасти людей, сравнивают с источником благодатного света. «Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Евангелие от Луки, глава 2, ст. 32).
Лития — моление всех священнослужителей в притворе храма. Моление усиливается многократным пением хора краткой молитвы «Господи, помилуй».
«Ныне отпущаеши» — этот хор поется от лица последнего ветхо-заветного праведника Симеона Богоприимца, это его молитва. По пророчеству Всевышнего его смерть должна наступить только тогда, когда он увидит ниспосланного Богом на землю Спасителя. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм; и когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал для всех народов» (Евангелие от Луки, глава 2, ст. 25—31). С именем Симеона Богоприимца связан один из христианских праздников — Сретение. Этот праздник символизирует встречу старого мира и нового ветхозаветного и новозаветного.
После прославления Святой Троицы — Трисвятое — молитвы «Отче наш» хор исполняет тропарь «Богородице Дево, радуйся» (перед воскресеньем). Это радостная песнь в честь Девы Марии. Архангел Гавриил и праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, приветствуют Богородицу в день Благовещения — сообщения ей вести о будущем материнстве. «Ангел, вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, ...и благословен плод чрева Твоего!» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 28, 42).
Утреня — вторая часть всенощного бдения. Она начинается песнью «Слава в вышних Богу». Затем чтение шестопсалмия (шесть псалмов — № 3, 37, 62, 87, 102, 142) и самая торжественная часть утрени — полиелей (по-гречески — обилие масла, елея). В храме зажигаются все светильники, и хор поет хвалебные стихи из 134 и 135 псалмов «Хвалите имя Господне». Елей — символ Божией милости, благословения. Хор от лица верующих хвалит, благодарит Иисуса Христа за милости к людям и вспоминает Его будущее воскрешение из мертвых.
После чтения Евангелия и хора «Воскресение Христово видевше» читается канон в честь какого-либо святого и праздника данного богослужения. Перед песнью 9 канона дьякон призывает возвеличить пением Богородицу, и хор поет песнь «Величит душа Моя Господа». Это песнь от лица Богородицы, собственное славословие Марии, сказанное при встрече с праведной Елисаветой. Дева Мария обращается к ней со словами, раскрывающими восторг и радость Ее души. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил мне величие Сильный и свято имя Его» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 46—49).
Сравним кратко разные варианты — обиходные и концертные — четырех основных хоров всенощной[3].
В обычном распеве «Благослови, душе моя, Господа», несмотя на скупость выразительных средств в мелодии и гармонии, создается образ возвышенный, чистый, выражающий восторг души. Во «Всенощной» Рахманинова «Благослови, душе Моя, Господа» написан для хора и солиста-альта. За основу темы композитор взял старинный греческий распев и в сложной хоровой обработке сохранил черты древних песнопений. Образ, созданный Рахманиновым, суровый, аскетичный, строгий и при этом «выписан» в музыке более детально, с тонкой нюансировкой динамики и темпа.
«Свете тихий» — как правило, развернутые, большие хоры. Хор киевского распева проникновенно-лирический, возвышенно-умиротворенный. Музыка передает суть происходящего — погруженность в восприятие, созерцание тихого, благодатного света. Мелодия верхнего голоса как бы плавно покачивается и парит на фоне других голосов, образующих едва заметную, мягкую смену гармонических красок.
«Свете тихий» из «Всенощной» Рахманинова основан на киевском распеве, но другой вариант, чем в нашем первом примере: тихое, словно зачарованное звучание, в довольно медленном темпе. Создается образ благоговейный и умиротворенный. Музыка будто излучает небесный свет. В этом замечательном лирическом номере «Всенощной» Рахманинова, несомненно, сказались черты народных протяжных песен.
Три хора «Богородице Дево, радуйся» — греческого распева в обработке А. Архангельского, из «Всенощной» Рахманинова и музыки к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» (А.К. Толстого) Г. Свиридова можно сравнить с тремя иконами Богоматери. Греческий распев напоминает плоскостное изображение на древних иконах. Хор звучит сдержанно, спокойно, ощущается особый дух старинных песнопений. Мерное движение ритма, мелодия развивается в узком диапазоне по соседним ступеням. Создается образ значительный, даже величественный.
Хор Рахманинова напоминает более поздние иконы XVIII—XIX веков, с детально выписанным образом Богоматери, поражающим разнообразием и богатством красок. Музыка близка к народным лирическим песням. Необыкновенно красивый поэтичный хор решен в приглушенных пастельных тонах.
«Богородице Дево» Свиридова, вероятно, можно сравнить со стилизацией под старинные монументальные фрески. Композитор воспроизводит дух и особенности старинных церковных песнопений. Хор исполняется только мужским составом.
«Хвалите имя Господне» — строгий обиходный распев Придворно-певческой капеллы — поражает сдержанно-торжественным звучанием, даже аскетичным. В музыке большая степень обобщенности, объективности. Рахманинов на этот канонический текст создает сложный развернутый хор, основанный на противопоставлении двух основных групп. Сначала тихо вступают сопрано и тенора, а затем те же слова «Хвалите имя Господне» громко пропевают альты и басы. Этот знаменный распев поется, как отмечает Рахманинов в ремарке, «ярко, с твердым, бодрым ритмом». Благодаря контрастному противопоставлению групп создается ощущение перспективы, как бы поющего вдалеке и вблизи народа. Этот эффект сохраняется на протяжении всего хора.
Литургия — главная служба, которая совершается утром. Она продолжает «действо», события всенощной и соответствует второй половине Евангелия. Ее смысл — выражение любви Бога к людям и соединение людей с Богом. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (...) Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; (...) И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, глава 26, ст. 17, 19, 20, 26, 27, 28).
Литургия — это и всеобщее благодарение Бога за спасение человеческого рода от греха, благодарение Иисуса Христа, принесшего себя в жертву на кресте. Священник во время этой службы выступает от имени Иисуса Христа. Как и во всенощной, в литургии звучит много хорового пения. Тропари, кондаки, отражающие события праздника, различные ектении (великие, малые, сугубые, просительные), в которых верующие просят о мире, здравии, щедротах, милости, благословении. Хор поет Трисвятую песнь, хвалебные гимны «Аллилуйа». Одно из главных песнопений в честь Троицы— «Херувимская песнь», отличающаяся возвышенным лирическим звучанием. После пения «Символа веры» начинается центральная часть литургии — «Милость мира». Идет одновременное моление священника, хора и прихожан. Этот эпизод службы символизирует Тайную Вечерю. По представлению верующих, в храме наступает Царство Божие, вечность, происходит схождение Святого Духа, и тогда хлеб с вином символически превращаются в тело и кровь Иисуса Христа. Таким центральным моментом становится хор-молитва «Тебе поем». Завершается «Милость мира» торжественным хором в честь Богородицы «Достойно есть». После пения всеми присутствующими молитвы «Отче наш» происходит причастие, и заключается литургия хором «Буди имя Господне благословенно». Во время литургии верующие обязательно молятся о своем Отечестве: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство...»
Литургия и всенощная, сложившиеся как основные службы в первые века христианства, продолжают существовать и в настоящее время как основные церковные службы.
Рассмотрим несколько хоров из третьей, самой важной части литургии — литургии верных (уже принявших крещение).
- «Херувимская» — пение ангелов-херувимов в честь Святой Троицы. Во время этого хора священнослужители несут Святые Дары — Чашу с вином и дискос с Агнцем.
- «Верую» — молящиеся поют о своей верности Богу, трем его ипостасям: Богу-От-цу, Богу-Сыну, Богу-Святому Духу.
- Два хора из «Милости мира» — «Тебе поем» и «Достойно есть», о них было сказано выше.
- «Отче наш» — главная молитва христиан. По Евангелию ее сообщил людям Иисус Христос (Евангелие от Луки, глава 11, ст. 1, 2):
«Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказала им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе». В этой молитве раскрывается основная христианская истина и любовь, забота Бога о людях.
«Херувимская» является лирическим центром литургии. Возвышенное, умиротворенное звучание музыки первой части обычно в медленном темпе. Заканчивается первая часть возгласом «Аминь», и далее начинается вторая часть, гимническая, ликующая. Содержание и характер текста уже предопределяет характер и образ музыки, в которой выраженр восхищение перед миром высшей красоты, гармонии. Благодаря медленному темпу первой части происходит как бы ощущение остановки действия. Среди большого количества «Херувимских» можно найти и интонационно очень близкие. В основе симоновского песнопения, очень популярного в обиходе, лежит широкая лирическая мелодия, напоминающая народные лирические песни. В ней привлекает открытость, непосредственность, задушевность.
Особым внутренним светом пронизана «Херувимская» Бортнянского, одно из гениальнейших его творений. Музыка этого произведения лучезарная и сияющая, при этом сохраняется внутренняя собранность и строгость.
В «Херувимской» Чайковского голоса вступают постепенно, выстраиваясь в словно застывшие и оцепеневшие созвучия. Первая часть отличается напряженнейшим лиризмом и одухотворенностью. Лишь изредка умиротворенное звучание нарушется яркими вспышками кульминаций и снова возвращается к ровному, спокойному, созерцательному образу.
«Верую» — как правило, эта часть пишется в стиле речитатива, что связано с особым смыслом — клятвой веры. Обычно мажорная, открытая, светлая тональность. Ритмическая свобода, ритм определяется чтением текста нараспев.
«Верую» Бортнянского — наиболее простой хор, обиходный. Это сугубо хоровая речитация, без распевов, построена на характерных церковных гармонических оборотах. Интересное, оригинальное музыкальное решение у Гречанинова. «Верую» написано для солиста-альта и четырехголосного хора. Хор распевает только одно слово «верую», которое несколько раз повторяется в разных гармонических и мелодических вариантах. На фоне медленно, спокойно сменяющихся гармоний звучит соло альта. Это буквально чтение на двух звуках, лишь изредка, в конце фраз происходит понижение или повышение мелодии. Тихое молитвенное пение, только вначале и в конце хор громко и торжественно пропевает: «Верую» и «Аминь».
В «Литургии» Чайковского — это торжественная песнь, основанная на контрастах плотного, ликующего звучания хора и более легкого, прозрачного. В кульминации («сидящего одесную Отца») происходит взрыв динамики, света, и снова возвращение к тихой, прозрачной речитации хора, замирающей к концу.
Хор «Тебе поем» пишется обязательно в медленном темпе, так как во время его звучания священник в алтаре читает молитву о ниспослании Святого Духа. Музыка должна передать всю значительность и важность происходящего события, поэтому ее характер сдержанно-возвышенный, сосредоточенный.
В Оптинском распеве светлое, мягкое звучание. Мелодия близка к народным лирическим песням, с гибким плавным рисунком.
«Тебе поем» А. Архангельского — лирический, камерный хор. Все предельно просто, никакой внешней красивости. Скупыми, традиционными выразительными средствами композитор создает образ одухотворенный и возвышенный.
«Достойно есть» П. Турчанинова сразу начинается светло, открыто, словно выражая восторг и удивление перед образом Богоматери. Эта хвалебная песнь звучит очень медленно, мелодия поражает красотой и естественностью интонаций. Во второй части распевность сменилась торжественной, ликующей речитацией хора, активными возгласами: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...» Но к концу звучание постепенно затухает, создается поразительный эффект «тихой кульминации», и последнее слово очень долго распевается: один слог на протяжении восьми тактов!
«Отче наш» — существуют разные музыкальные трактовки этой главной христианской молитвы: и более строгие, и более свободные. Римский-Корсаков сохраняет молитвенную основу, и поэтому хор выдержан в строгом речитативном стиле. Скупые гармонические краски придают музыке возвышенно-светлый характер. Хор Чайковского звучит неторопливо, сосредоточенно. Музыка окрашена в теплые мажорные тона, мелодия верхнего голоса выразительна и рельефна. Атмосфера любви, смирения, преклонения перед величием высшего и глубокий внутренний покой разлиты в этой прекрасной музыке.
«Отче наш» Турчанинова — это молитва, превращенная в песню. В музыке больше лирического, идущего от лица верующих. Неторопливое, умиротворенное звучание хора, выражающее надежду и прошение, любовь и восторг. Гибкие переходы в родственные тональности, подобные нежным переливам красок, и неожиданные яркие световые блики в кульминации («яко на небеси...»). В целом хор выдержан в спокойных, приглушенных тонах, преобладает тихое звучание, и в самом конце тоже длительное распевание — на один слог 26 звуков. Так умиротворенно, как бы истаивая, завершается молитва.
(Окончание следует)
Класс | Духовные образы в классической музыке | Церковная музыка |
I-II |
П. Чайковский. «Детский альбом»:
1. Молитва («Утреннее размышление»). 2. «В церкви» (хорал). Н. Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка» (проводы масленицы и заключительный хор). |
Молитва перед учением и после учения. Праздники. Песнопения на Рожде ство Христово, Прощеное Воскресе нье (масленица), Троицу. |
III |
М. Глинка. «Иван Сусанин»: Фрагменты из кантаты Ю. Шапорина «На поле Куликовом». С. Прокофьев. Фрагменты из кантаты «Александр Невский». |
«Многая лета» Д. Бортнянского П. Турчанинова. Песнопения в честь Дмитрия Донского и Александра Невского. |
IV | H. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже»:
Молитва («Богородице Дево») Г. Свиридова из музыки к спектаклю «Царь Федор Иоаннович». |
Знакомство со всенощной: 1. «Благослови, душе моя, Господа». Обычный распев, М. Ипполитов-Иванов, С. Рахманинов. 2. «Свете тихий». Киевский распев, знаменный распев, С. Рахманинов. 3. «Богородице Дево». Греческий распев, С. Рахманинов. 4. «Хвалите имя Господне» Придворно-певческой капеллы, Киево-Печерской лавры, С. Рахманинова. |
V | М. Мусоргский. «Борис Годунов». Колокольный звон в сценах коронации и смерти Бориса. |
Знакомство с литургией: 1. «Херувимская». Симоновская, Д. Бортнянского №7, П. Чайковского. 2. «Верую». Д. Бортнянский, А. Гречанинов, А. Кастальский, П. Чайковский. 3. «Тебе поем». Оптинский распев, А. Архангельский, М. Виноградов, П. Чайковский. 4. «Достойно есть». Киевское, П. Турчанинов, П. Чайковский. 5. «Отче наш». Н. Римский-Корсаков, П. Турчанинов, П. Чайковский. |
VI | Знаменный распев в классической музыке: 1. М. Мусоргский. «Хованщина». Хор раскольников. 2. С. Рахманинов. Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, первые части, главные партии. |
Знаменные песнопения. Система осьмогласия. 1. «Господи воззвах» на восемь гласов. 2. Обработки знаменных распевов. А. Кастальский. «С нами Бог». 3. Строчное пение. |
VII | Взаимосвязь духовного и светского: 1. С. Танеев. «Иоанн Дамаскин». Фрагменты из кантаты. 2. П. Чайковский. Заключительный хор из «Пиковой дамы». 3. Н. Мясковский. VI симфония, IV часть. Духовный стих «О расставании души с телом». 4. Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». |
Заупокойные песнопения: Пасха: |
Дополнительный материал:
- Песнопения праздников.
- Духовные концерты: Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Архангельский.
- Духовная музыка современных композиторов. «Литургия» Н. Сидельникова.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
[1] Цит. по кн.: Русская музыка.— М., 1983.— Т. 1.— С. 29.
[2] Наиболее часто встречаются романсы на один и тот же текст. Излюбленными сюжетами среди композиторов разных стран и эпох были трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Фауст» Гете, «Золушка» Перро.
[3] Примеры духовных песнопений приведены в нотном приложении.
Оставить комментарий