ДИДАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Искусство присутствует везде: дома, на улице, в школе, театре, музее... Замечая его черты, звуковые или изобразительные, ощущая его тактильно или визуально, мы наполняемся особой энергией, желанием что-то сказать, написать, нарисовать или сыграть. Человеку становится интересно жить, когда он чуток к художественным формам искусства или эстетической красоте природных многообразий, которые его окружают, в которых он живёт и проявляет неравнодушное отношение. Композитор Евгений Дога писал по этому поводу: «Искусство насыщает ребёнка, да и взрослого человека, энергией, которая приводит в движение нашу фантазию и вызывает огромное желание творить красоту, пытаться соревноваться с природой, стараться жить красиво и достойно» [Дога. Е. Искусство присутствует везде / Искусство в школе.
Дидактика – это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения. Слово «дидактика» происходит от греческого didasco – «обучаю». Новое время порождает новое содержание и технологии художественного образования. Историей педагогики искусства накоплен теоретический и практический опыт организации образовательного процесса в формах, средствах и методами искусства. Назрела необходимость обобщения этого опыта, основанного на традиционных и инновационных подходах к обучению и преподаванию дисциплин предметной области «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, театр, кино, декоративно-прикладное искусство и др.).
Журнал «Искусство в школе», открывая культурно-просветительский проект «Дидактика художественного образования», будет проводить серию онлайн вебинаров, с целью раскрытия методологической основы дидактики художественного образования как теории художественно-творческого обучения, составной части педагогики искусства – области культуры, интегрирующей три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, умениями, навыками, ценностями, опытом художественно-творческой деятельности, накопленным историей, и индивидуальным опытом. Понимая педагогику искусства как «универсальное искусство всех учить искусству», а именно восприятию, понимаю, созиданию и оценке искусства и результатов детского творчества, дидактика художественного образования рассматривается как теория организации художественно-творческого обучения в процессе непрерывного образования.
На онлайн-вебинарах будут анализироваться теоретические и практико-ориентированные основы «художественной дидактики» – современной науки о наиболее общих законах формирования эстетического сознания человека и роли художественного образования в становлении личности средствами искусства. Серия вебинаров состоит из шести разделов, их содержание определяется логикой развития дидактики и спецификой педагогической деятельности: 1) методология дидактики художественного образования, 2) закономерности творческого обучения, 3) принципы педагогики искусства, 4) сущность содержания художественного образования, 5) формы, виды и средства творческого обучения, 6) диагностика и контроль качества обучения.
Содержание этой серии вебинаров и будет интересно широкому кругу читателей, но прежде всего работникам образования предметной области «Искусство», учителям, воспитателям, педагогам, сотрудникам системы общего, дополнительного и высшего образования, ориентированных на подготовку кадров высшей квалификации, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам.