Балаган

Современный словарь-справочник по искусству

БАЛАГАН (возможно, от турецк. «верхняя комната», «комната над главным входом») — временное дощатое сооружение для показа разного рода театральных, цирковых, эстрадных представлений, диковин, невиданных зверей и др. Появились в России в 18 в. как обязательная часть народных гуляний, ярмарок. Целые ряды довольно изящных Б. возводились из года в год на Масленицу и Пасху в Санкт-Петербурге на Адмиралтейской площади и Царицыном лугу, а в Москве — у Новинского монастыря, на Девичьем поле.

Первоначально под балаган приспосабливали торговые и складские помещения, позднее появились специально построенные; места в них были сидячие в первых рядах («лавки») и стоячие — сзади («загон»). Снаружи, над входом, балаган имел балкон-раус (от нем. «снаружи»), наличие к-рого и дало название Б. В 19 — нач. 20 в. в Б. представляли пантомимы, феерии, фарсы, комедии, мелодрамы, примитивные, но насыщенные внешними эффектами: барабанным боем, стрельбой, бенгальскими огнями и т.п. Пьесы были «кое-как скроены», зачастую из популярных произведений знаменитых авторов: А. Пушкина, Л. Толстого, М. Лермонтова и др.; давались народные драмы (напр., «Комедия о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе»), батальные пьесы на исковерканные до неузнаваемости сюжеты отечественной истории, представления кукольников; цирковые программы представляли силачи, акробаты, жонглеры, гимнасты, фокусники, дрессировщики. В Б. начинали свою деятельность многие прославленные мастера цирка: А. и В. Дуровы, С. Альперов, И. Радунский, И. Филатов и др.

Традиции Б. были эстетически переосмыслены в творчестве русских поэтов, художников, постановщиков нач. 20 в. («Балаганчик» А. Блока в постановке Мейерхольда, «Петрушка» Стравинского в постановке М. Фокина). Но понятие «Балаган» осталось в языке синонимом чего-то несерьезного, шутовского, пошловато-грубого и трескучего.

в раздел : словарь терминов  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.