Авангард

Современный словарь-справочник по искусству

Авангард (фр. «передовой отряд») — термин, к-рый употребляется в искусствоведении в более узком и в более широком смысле. В широком смысле к А. причисляют все новаторские, антитрадиционные устремления в искусстве 20 в. независимо от их идейно-художественной наполненности. В узком смысле термин «Авангард» относится к конкретному кругу идейно-художественных явлений в искусстве 1-й трети 20 в. «Классический» период рус. А. имеет строгие хронологические рамки: 1907—1932 гг., а его синонимами на разных этапах исторического развития выступали термины «футуризм», «ле-вое искусство» и др.

А. свойственны программность творчества, отрицание непосредственно предшествующих традиций. А. перестает быть самим собой, после того как сам порождает традицию. Авангардистская модель искусства 20 в. была создана в-первые три его десятилетия. Крупнейшими представителями рус. А. являлись в изобразительном искусстве Н. Гончарова, Ларионов, Кандинский, Малевич', в музыке — Стравинский', в литературе — В. Маяковский, Д. Бурлюк; а также режиссер Мейерхольд, художник-фотограф А. Родченко и др. В советском искусствоведении термин «А.» применялся для обозначения радикальных течений в буржуазном искусстве и приобрел сильный негативный оттенок.

Авангард в киноискусстве — направление в кино 1920-х гг., связанное с поисками специфических средств киновыразительности. Наиболее отчетливо А. проявился во фр. и нем. кино.

Французский А. разделяется на два этапа. Теоретиком экспрессионизма «первого А.» был Л. Деллюк, создавший теорию фотогении (от греч. «свет» и «происхождение») — свойства человека и предметов выглядеть на экране иначе, чем в жизни. Теория фотогении противостоит искусственным ухищрениям в попытках достижения выразительности (см. Фильм ужасов). Новые тенденции в киноискусстве выразили режиссеры А. Ганс, Ж. Эпштейн, Ж. Ренуар и др. Их фильмы поэтичны, насыщены зрительными метафорами и аллегориями, натурными съемками. Во «втором А.» ощутимо воздействие абстракционизма, дадаизма, сюрреализма и конструктивизма. В создании фильмов принимали участие художники Ф. Леже, Дали и др.

Нем. авангардисты стремились лишить кинообраз сходства с конкретными предметами, а киноискусство ограничить игрой света, форм и линий. Их рисованные ленты оказали влияние на развитие анимационного кино (см. анимационный фильм).

в раздел : словарь терминов  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.