Дети в музее

Дети в музее

Наступил выходной, или дни каникул, или просто выдался свободный вечер – и вот вы собрались с ребёнком в музей. Намечалось это заранее, с обдуманной целью, или решено было вдруг, <(без плана», – не в том сейчас дело. задумаемся по дороге о другом: что дадут эти предстоящие два-три часа вашему спутнику, чем его обогатят, чем наполнят душу?

Часто говорят: надо научить ребёнка видеть прекрасное. Не слишком ли узко? В обиходном значении и употреблении слов так незаметно сводится это только к красивому; но об этом ли говорит искусство?

Ведь оно живёт и трудится не просто для лю­бования – для человеческого понимания самого себя, других людей, себя в других.

И вот здесь важнейшее, о чём искусство век за веком рассказывает, открывается ребёнку, даже если он, как говорили в старину, <(юн летами и не искушен разумом». Это – мир человеческих чувств. Их поводы и обстоятельства потребуют ваших объяснений; но горе и радость, удивле­ние и восторг, когда-то увиденные, пережитые, переданные художником, ощутимы и слышимы всегда и каждому; надо лишь вглядеться, при­слушаться. Это действительно самое первое и важнейшее – сердечный отклик, душевное вол­нение; без них искусство, сколько ни изучают его, всё останется лишь каталогом имён, назва­ ний, дат, а музей – только музеем, где собраны картины и скульптуры.

Но есть и другое, что откроется, должно открыться, ребёнку в эти часы, – ощущение времени, живое его дыхание. Не замечали ли вы, как часто дети, вопреки всем строгим окри­кам внимательных смотрительниц, то и дело тянутся к музейным витринам и стендам – по­трогать, прикоснуться? Не от одного, наверное, незнания правил, скорее от поражающего вдруг ощущения: ведь непостижимое, сказочное <(тысячу лет назад» и в самом деле было: вот этот желтеющий мрамор, потемневший холст – прямо оттуда, можно рукой дотронуться. И прошлое, предстающее ребенку в своих духов­ных и вещественных созданиях, перестаёт быть лишь заданной на завтра страницей учебника. Оно обретает лицо и само, без посредников, рассказывает: так мы жили, так радовались, так печалились.

А учит этот рассказ ребёнка очень важному: способности живого, не книжного, не умозри­тельного, а сердечного понимания иной жиз­ни, других людей. Надо ли доказывать, сколь необходимо человеку такое понимание, чтобы самому иметь возможность развиваться и ме­няться к лучшему?

текст и фото И.А.Ципина (Цв. фото помещены на 3 стр. вклейки.)

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 56

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.