Цирк на Сиреневом бульваре
Цирк на Сиреневом бульваре
Цирк на Сиреневом бульваре – это многолетняя традиция детского садика №734 при Школе Самоопределения, созданной Александром Наумовичем Тубельским. Это три дня аншлагов в местном актовом зале, с десяток детских выступлений, номера воспитателей и семейные физические этюды. Это педагогический приём, который вот уже несколько недель продолжает меня, маму одной из воспитанниц старшей группы, потрясать своими очевидными результатами.
Детский сад при школе Тубельского не совсем обычный. Здесь, как и везде, есть дисциплина, правила и порядки. Но, в отличие от других дошкольных образовательных учреждений, все эти безусловно необходимые ограничения направлены, главным образом, на то, чтобы научить ребёнка самому решать, что, когда и как ему делать. Цирк – хороший пример.
В саду 10 групп – восемь разновозрастных, где учатся дети от 3-х до 6-ти лет, две старшие, в которые на последний год собирают со всего сада тех, кто отправляется в школу. Каждая группа готовит свой номер для циркового представления и показывает его родителям, воспитателям, воспитанникам других групп. Для того чтобы смогли увидеть все желающие, выступление повторяют три дня подряд, то есть дети выходят на сцену трижды.
За три недели до этого весь садик переходит на «цирковое положение»: в группах начинают готовить номера, к работе подключаются учительница физкультуры, преподаватель пластики, музыкальные работники и все-все-все. О том, как шла подготовка, я знаю из подробных, очень эмоциональных рассказов дочери.
Всё началось с того, что воспитатели попросили каждого ребёнка «показать, что он умеет» – какой-нибудь трюк. Дети разные, кто-то занимается акробатикой, а кто-то с трудом делает кувырок; многие показывают что-то очень необычное, хоть и несложное. Воспитатели и дети вместе решали, какие номера особенно интересны, кто и чему хочет научиться, что может хорошо смотреться на сцене. Какие -то элементы предлагали и взрослые.
Потом все учились. Долго, много и упорно. По несколько репетиций в день. Все пробовали всё. И даже парные номера каждый пробовал вместе с каждым, и дети сами говорили, с каким партнёром им удобнее и спокойнее. Дома мой ребёнок отказался от игр, мультиков и планшета: только кувырки, «мостики» и растяжки. «Мама, мне к четвергу надо сесть на шпагат, – сказала дочь. – Я ужинать не буду, а то не успею потренироваться». А ещё она просыпалась ночью и приходила спросить, не проспали ли мы репетицию.
Параллельно воспитатели придумывали номер. Подбирали музыку, продумывали последовательность номеров, определяли, кому какой номер доверить. Я не знаю, какие волшебные слова они находили для детей, чтобы те не обижались и не расстраивались, когда их снимали с номеров или не допускали до каких-то трюков. Но моя весьма чувствительная дочь только однажды сказала с тоской в голосе: «Когда ты увидишь наверху Свету, знай, что там должна была быть я». В последнюю неделю перед выступлениями напряжение – и эмоциональное, и физическое – дошло до предела. Дети были одновременно уставшими и полными сил, взволнованными и уверенными в себе. Все занятия в саду отменили. Дети репетировали каждую свободную минуту: прогоняли целый номер вместе или каждый отрабатывал свой элемент отдельно. Причём каждый знал, что именно ему надо подтянуть. Мамы тем временем шили костюмы и тренировались делать причёски.
Родителей каждой группы зовут только на одно из выступлений, чтобы хоть как-то развести потоки желающих увидеть цирк. Первое выступление прошло без меня. Дочь сказала, что всё прошло «очень хорошо, но есть над чем поработать, поэтому завтра поехали в садик пораньше». Во второй день мы сидели в зрительном зале.
Группы выступают в произвольном порядке. Обычно открывают и закрывают вечер две старшие группы, а между ними номера разновозрастных групп, в которых на равных заняты трёхлетние малыши и пяти-шеститилетние ученики.
В этом году цирк был очень разнообразен. Одна группы показала забавных и трогательных «муравьишек» – с трюками, посильными для самых маленьких; другая представила практически готовый цирковой спектакль про чёрно-белое кино, которое становится цветным. У одной из групп получился красивый танцевальный «испанский» номер с очень чётким гендерным разделением, другая представила универсальную «Космическую Одиссею». Две старшие группы («африканцы» и «огненные саламандры») показывали достаточно сложные и длинные (по 10 минут) номера, между детьми были очень здорово распределены элементы, никто не остался без дела. Это было красивое шоу с участие 6-7 летних детей.
А для родителей важно ещё и другое. Я часто бываю в нашей группе (это ещё одна особенность нашего сада – тут любят родителей) и неплохо знаю всех детей. Когда я смотрела на них на сцене, я видела, как они изменились за эти три недели. Мальчишки превратились из весёлых шалопаев в маленьких мужчин: они были сильные и надёжные, они делали сложные поддержки, и за девочек, которые по ним лазали или которых они держали, было спокойно. Да и сами девочки были гораздо собраннее и серьёзнее, чем обычно.
На сцене была настоящая команда. Они помогали и поддерживали друг друга. Они совсем не раздражались, когда кто-то ошибался. Это бесценный опыт, который научил ребят работать вместе, переживать собственные неудачи и прощать чужие. Так закладываются основы и нормы. А ещё дети смогли выразить себя, и теперь стремление к творческому самовыражению для них – тоже норма.
В.Рыклина
Оставить комментарий