Беседа на тему «Возможности педагогика искусства в системе общего образования»
Беседа на тему «Возможности педагогика искусства в системе общего образования»
Беседа с директором ГБОУ СОШ №242 с углублённым изучением области знаний «Искусство»
Корноуховой Ольгой Ивановной
Мы обращаемся к Вам, потому что Вы предприняли попытку выстроить жизнь школы на соприкосновении учеников с творчеством. Вам знакомы возможности педагогики искусства и театральной педагогики, и Вы предпринимаете попытки внедрить их в школьную практику.
Как Вы видите место педагогики искусства в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом? Какие задачи, не решаемые другими способами, решает в современных условиях педагогика искусства?
У нас школа с углублённым изучением искусства, и, конечно, для нас Педагогика искусства очень важна, хотя я и не могу сказать, что она играет главенствующую роль. Мы используем приёмы и методы Педагогики искусства в преподавании Мировой художественной культуры, это есть у Ольги Валентиновны на уроках литературы и активно в дополнительном образовании. К сожалению, на сегодня больше в дополнительном образовании.
- Вы полагаете, что сначала можно оснастить методиками педагогики искусства цикл гуманитарных и эстетических предметов, а потом поле применения может разрастаться?
Да. Не на биологии и химии сразу можно применять эти методы, а в экологии. На обществознании и в истории, само собой. На географии, может быть, сначала не экономической, а на физической. А потом и что-то другое.
Ещё это используется очень интересно в проектной деятельности, когда исследовательский проект сочетается с проигрыванием, с творческими элементами. Тут может быть использована не только театральная форма, но и метод тоже.
В естественно-научном цикле хотелось бы использовать, но пока учителя не готовы. Нужно выучить учителей, чтобы они поняли суть этого подхода и развернулись лицом в эту сторону. Мне тут видятся перспективы, потому что когда мы идём этим путём, то ученик может через свою личную эмоцию глубже увидеть проблемы любого предмета, на любом уроке, и, может быть, даже по-иному посмотреть на весь мир, что очень важно. В этот момент у ученика расширяется сознание. В этом Педагогика искусства очень помогает. Но нужно воспитать таких педагогов, которые готовы и сами широко смотреть на мир, и, к сожалению, здесь пока большие проблемы. Люди привыкают к определённому стилю, и очень тяжело их менять, если они иначе проработали 15-20 лет. Должно быть желание, горение, искра, чтобы совершенно повернуть мышление учителя. Трудности в том, что у педагога сегодня нет ни времени, ни сил, а на освоение этих приёмов и методов потребуются огромные силы, потому что надо повернуть своё мышление на 180%.
Есть учителя общеобразовательного цикла, которые имеют потенциал, чтобы попробовать себя в педагогике искусства и театральной педагогике, но для них это пока неизведанно. С одной стороны мы получили статус «Школа с углублённым изучением искусства», а с другой стороны реформы оплаты труда тормозят развитие. Может статься, что и не будет больше углублённого изучения. Мы в процессе реорганизации - соединяемся в комплекс из двух школ и трёх детских садов, и пока в растерянности.
- А если в школе есть всего несколько таких педагогов, которые владеют методами педагогики искусства, то это имеет смысл?
Да, безусловно. Пусть дети встречаются с этими несколькими. И они уже будут, общаясь с этими людьми, выстраивать иное отношение и понимание жизни. Даже если это будет только один преподаватель, у ребёнка будет шанс воспользоваться теми способами смотреть на мир, которые он предлагает. И это уже большая польза.
- Можете ли Вы выделить какие-то конкретные приёмы и методы, которые могут транслироваться в обычном уроке?
В начальной школе эти методы используются. Прежде всего, ход от эмоций, от переживания к пониманию содержания. Особенно в связи с новыми ФГОС это очень хорошо применять в начальной школе. Но и тут равно надо учить учителей. В начальной школе они сами, интуитивно к таким методам приходят, но интуиции не достаточно.
В каких формах и образовательных пространствах в Вашей школе присутствует театральная педагогика и её важная телесная составляющая?
Могу сказать о ритмике. Наша преподаватель ритмики не просто ставит танцы: полечки и вальсы, - а, как правило, она в танце создаёт какой-то образ, и это граничит с театром. Ритмика у нас с 1 по 6 класс в сетке. Это вместо третьего урока физкультуры. Всегда применяются элементы театральной педагогики на уроках МХК, и мною, и вторым педагогом, потому что мы этому как раз учились в МИОО. Я не могу сказать, что у нас есть театральный кружок, потому что театр, скорее инструмент создания праздника – Нового года, Масленицы и других. За счёт этого в театральной работе участвует почти вся школа. Если бы была театральная студия, то она ограничивалась бы определённым и достаточно узким кругом детей. Ну 20, 25 человек – и всё, а тут вся школа – около 300 детей, а теперь ещё и Детский сад.
Есть ли с Вашей точки зрения какие-то очевидные образовательные возможности у театральной педагогики?
Есть и общие и специальные возможности. Она учит уверенно держать себя в пространстве, учит быстрой ориентации, мобильности, креативности мышления, что очень важно для всей жизни, не только для общеобразовательного урока. Это, по-моему, самое важное, что может дать театральная педагогика.
Можно ли, на Ваш взгляд, оставить педагогику искусства и в частности театральную педагогику в зоне необязательного (дополнительного) образования?
В дополнительном образовании методы педагогики искусства применяются и будут применяться. А вот в общем образовании всё сложнее. У каждого класса есть свои особенности и своё лицо. Я не могу сказать, что для всех детей это может быть успешно применимо. Есть дети из таких семей, где, к сожалению, родители не имеют высшего образования. И дети воспитываются в такой среде, где нет поддерживающего отношения к творчеству и искусству. Для одарённых детей это однозначно нужно и в общеобразовательном процессе. В гимназии, где, например, учились мои дети, это шло бы на ура. А у нас в школе, где большинство детей из семей с низким образовательным цензом, это годится не для всех классов и не для всех детей.
- Вы считаете, что через тело и движение ребёнку что-то вложить труднее, чем через интеллект, через голову? Включить ребёнка с ограниченными возможностями легче через репродукцию или через его личный, пусть неокультуренный опыт, через эмоции, через телесные практики?
Ребёнок даже будет что-то делать телом, но, думаю, не сможет может понять для чего он это делает, не увидит смысла. Хотя я в этом не уверена. Это новый путь, и это то, что нужно пробовать.
Какова с вашей точки зрения карта театральной педагогики в Московском образовании в целом?
Смутно себе это представляю, потому что эти связи не выстроены даже на уровне округа. Я знаю несколько школ, где это есть, а именно, где есть в том или ином варианте театральные студии, но не более того.
- Если бы такая карта была, она бы Вам помогала?
Да, мы бы делились опытом, что особенно важно в новом деле.
Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?
Я могу привести аргумент на примере свой практики – это мероприятие, которое у нас объединяет всю школу: «Гуляние в Марьиной роще». Здесь много положительного с социальной точки зрения. Школа у нас многонациональная, и это мероприятие сглаживает межнациональные трения. Тут важно не только само мероприятие, но и процесс его подготовки, способ общения детей и взрослых, само пространство праздника. Ещё важна практика постановки старшими детьми новогодней сказки для младших, праздник 1 сентября, который взрослые и дети готовят для первоклассников: и викторины, и театральные игры. Они не просто что-то показывают, но и вовлекают малышей, и это очень живо, и полезно не только маленьким, но и большим, а, может быть, большим полезно дальше больше, чем малышам.
Педагогика искусства обогащает личность за счёт эмоционального переживания, за счёт опыта сопереживания. Даёт более глубокое погружение в содержание и понимание смыслов. Помогает проследить культурные и общественные связи, связи разных слоёв общества, и не только детям, но и взрослым.
- То есть это не только метод, но и углубление содержания?
Да. И она помогает раскрыться личности и формирует эту личность.
Оставить комментарий