Беседа на тему «Возможности педагогика искусства в системе общего образования»

Беседа на тему «Возможности педагогика искусства в системе общего образования»

Беседа с директором ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 659, почетным работником общего образования РФ,
Казначеевой Анной Борисовной

Уважаемая Анна Борисовна! Мы обращаемся к Вам, потому что в Вашей школе существует живая художественно-творческая среда, огромное внимание уделяется музейной педагогике, немало учителей активно использующих в своей работе методы арт-терапии.

Как Вы видите, определяете место педагогики искусства, театральной педагогики в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом?

Такой термин как Педагогика искусства мне не очень знаком. Но, наверное, имеются в виду театральные мастерские, наши школьные музеи, предмет МХК… Это всё занимает в школе очень достойное место. В школе обязательно должна быть и театральная, и музейная педагогика. Из всех методов нам больше всего нравится арт-терапия, потому что она применима в любых условиях, и на уроке, и во внеурочной деятельности. В первую очередь так решается вопрос адаптации детей к школе и создание комфортной образовательной среды. И, конечно, мы заботимся об адаптации детей, у которых есть особые образовательные потребности. Таких детей у нас много. Мы – школа здоровья. Но ослабленных детей и вообще сейчас много – и не важно, что у них написано в медицинских книжках. Больше всего у нас детишек с отклонениями в психике, самых обычных неврастеников, детей с такими отклонениями в поведении, которые не могут быть скорректированы медицинскими способами, но мешают деткам нормально жить.

Мы все, люди XXIвека, визуалы, поэтому нам нужно как можно больше всего показывать. Такие возможности сейчас благодаря технике как раз есть. Малыши же в большей степени кинестетики, для них характерна двигательная активность. Технологии искусства хорошо могут влиться в адаптацию малышей. У нас ведь теперь в 1-ом классе первые три месяца идёт развивающая программа подготовки к школе - без обучения. И тут социоигровые методики, пластика, театральные игры должны быть специально прописаны. Наши учителя кое-чему в этой области обучались, но если бы для этого начального периода вхождения в школу была создана специальная программа в области педагогики искусства, и для учителей было бы продумано соответствующее обучение, то им бы было гораздо легче работать в этот период. - Есть ли такая же адаптационная программа при переходе детей в среднюю школу?

В это время у детей уже очень плотная образовательная программа, и её нельзя ничем заменить. На уроках можно включать какие-то здоровьесберегающие технологии, но времени, чтобы серьёзно заниматься на уроках практиками Педагогики искусства, я не вижу. В этот период дети попадают к разным учителям, обычно сильно снижается успеваемость, и от этого начинается дискомфорт. Но у нас эта проблема решается благодаря тому, что мы их на предметное обучение переводим в 4-ом классе. И всё это они переживают до усложнения программы. Хотя родители и высказывают недовольство. Но тут есть ещё и особенности роста. Сегодня первоклассник и четвероклассник - очень разные люди. Четвероклассники бывают ростом со взрослого человека.

При переходе в среднюю школу Педагогика искусства необходима во внеурочное время. Здесь много социоигровых и здоровьесберегающих технологий. Учителей общеобразовательных предметов нельзя насильно заставить много нового для них выучить. Будет сопротивление, потому что у них есть свои и совсем другие задачи. Но за счёт внеурочной деятельности многие дети продолжают с удовольствием ходить в школу. Несмотря на то, что им уже становится трудно на уроках, и уже рождается сопротивление организма, который подсказывает ребёнку, что можно заболеть для того, чтобы не пойти в школу, театральные и другие кружки и клубы, студия пластики и внеклассные мероприятия побуждают детей посещать школу. Они спешат сюда не потому, что у них сегодня математика, а потому что у них театральный клуб.

Видите ли Вы какие-то методы и приёмы педагогики искусства, которые могли бы обогатить общеобразовательные уроки?

Все, кто занимаются в театре, имеют совсем другое качество подготовки по литературе. Это развивает умение говорить, которое основывается на умении читать. Хотя у нас есть дети, которые читают по слогам, но при этом великолепные актёры. Они воспринимают на слух.

Для меня, например, было бы очень интересно создать профильный театральный класс. И я, и наш руководитель театрального клуба, Ольга Андреевна Булак, считаем, что театром надо переболеть. Совсем не обязательно, чтобы потом все поступали в театральные ВУЗы и училища. Может быть, дети, которые позанимаются этим два профильных года, как раз туда и не пойдут, уже наиграются. Но это точно будет гуманитарный класс. Ребята будут заниматься в плане профилизации русским языком и литературой, попробуют себя во всём, что касается искусства.

Можно ли, на Ваш взгляд, оставить педагогику искусства и в частности театральную педагогику в зоне необязательного (дополнительного) образования?

Нет! Всю нельзя. Сейчас, к счастью, нам разрешают проводить уроки в музеях, если экскурсия связана с темой урока. А если не связана с программой – то только во второй половине дня. Кроме того, мы проводим уроки в наших собственных школьных музеях. Я уверена, что МХК нужно обязательно сохранить. Полное выведение уроков искусства в дополнительное образование, конечно, изменит ситуацию к худшему. Уроки Музыки и ИЗО в расписании ставятся таким образом, чтобы дать ребёнку передышку в умственной деятельности. А потом, мне кажется, такого вообще нигде в мире нету… Это будет что-то новенькое. У ребёнка ещё больше упадёт интерес к школьной жизни. И потом, как мы иначе вырастим гармоничную личность? Ребёнок должен в детстве всё попробовать и даже научиться каким-то азам искусств. Что касается музыки, то здесь всё зависит от преподавателя. А что касается рисования, то это просто такая деятельность, которую дети очень любят. Зачем же их лишать таких возможностей?

Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости развития педагогики искусства и внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?

Есть разные адаптационные программы, их может быть несколько. И в том числе должна быть программа по театральной педагогике. И у школ, у учителей, у директоров должна быть возможность выбора. Моя задача как директора – не мешать учителям заниматься тем, что они любят. И я могу с удовольствием предоставить свою школу в качестве площадки для эксперимента в области Педагогики искусства.

И другое – сейчас у нас хотят получить большое количество кадровых резервов из числа молодёжи. И это правильно. Но они у нас не умеют говорить и держаться. Они никогда не проходили никаких ораторских или актёрских курсов. Театральная педагогика, в том числе, учит стоять с микрофоном на сцене, запоминать наизусть большое количество текстов. Молодые люди, желающие стать директорами школ, не умеют написать эссе. А для того, чтобы его написать, нужно, в том числе, парочку чужих художественных текстов выучить. И вот в этом смысле театральная педагогика должна социализировать детей и молодёжь, в том числе будущих педагогов и руководителей образования, учить их презентовать себя, высказывать свои мысли.

Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.