Комментарий на статью "Искусство не для искусства"
Комментарий на статью "Искусство не для искусства"
Уважаемый Александр Александрович! Очень понравилась Ваша статья об арт-терапии и арт-профилактике. Полностью одобряю то, что проблема сохранения воспитательного потенциала искусства чрезвычайно важна и требует немедленного решения. Хочу с Вами поделиться своими «мыслями вслух».
На мой взгляд, заявленная Вами проблема была бы давно решена, если бы чиновничество и бюрократизм, которые царят в современном образовании и культуре, приостановили бы свое учердие и направили бы его не на то, чтобы определять, что, зачем и почему, а просто дали бы возможность педагогам и всем заинтересованным лицам постепенно, неуклонно, творчески реализовывать тот высочайшего уровня пласт психологической и педагогической науки, который уже накоплен и существует. Все, о чем Вы говорите, действительно уже было. А началось с Л.С. Выготского, который так много писал о важности детского творчества в общем психическом развитии ребенка. Вспомним «Школу радости» В.А. Сухомлинского с его «Забота о живом и прекрасном», «Мы слушаем музыку природы», «Комната сказки» и пр. Источники детского творчества он находил в природе, в людских взаимоотношениях, в искусстве. Описывая опыт творческого общения детей с окружающим, он отмечает: «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу» (В.А. Сухомлинский. Избр. произв. В 5 томах. Киев,1980. Том 3, с. 585). И вспомним Д.Б. Кабалевского и его художественно-педагогическую концепцию, которую он сформулировал еще в начале 70-х годов 20-го века как «Формирование музыкальной культуры детей как части их духовной культуры». Его «Музыка в школе» не успела принести плоды, как тут же стала ненужной и забытой. Где, в какой школе звучит теперь эта «Музыка»? Ау? Вспомним Е.А. Флерину, Н.А. Ветлугину, Н.П Сакулину, стоявших у истоков исследования детского творчества в разных областях. Вспомним и то, что был когда-то Институт художественного воспитания детей Академии педагогических наук РСФСР. Есть ли он?
Я более тридцати лет работаю в дошкольном детстве, мне есть, что вспомнить: и хорошего, и не очень. И я уверена, каждый раз, когда в этой области возникал крен, он был обоснован непрофессиональными, нетворческими решениями свыше. В то же время мне счастливится в том, что дошкольные учреждения, я думаю, большинство из них, где есть старые испытанные кадры, в плане творчества всегда были на голову выше школ. В том смысле, что им более или менее удается оставаться в радостном балансе интеллектуального и художественного. Несмотря ни на что (а это прежде всего непродуманные, алогичные запросы родителей на пресловутую подготовку к школе) дошкольники много времени живут встречами с искусством. Дети много поют, танцуют, рисуют и апплицируют. Педагоги реализуют с детьми и новые виды творчества: оригами, бисероплетение, лепка из соленого теста и т.п.
Я работаю в детском саду 1 категории – центре развития ребенка. Многие годы мы реализовывали замечательную программу «Развитие», созданную коллективом научных кадров под руководством Леонида Абрамовича Венгера. Главная цель этой программы – развитие интеллектуальных и художественных способностей. В ней подняты вопросы не только творчества детей, но и творчества воспитателей. У нас в учяреждении есть замечательные специалисты: воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, руководитель кружка по ручному труду. Многие годы усилия всех педагогов интегрируются, взаимодействуют, взаимодополняются. И вот выходят Федеральные государственные требования, а затем Федеральные государственные образовательные стандарты, и мне начинают объяснять, что мы, оказывается, работали всегда в предметной направленности, а теперь нужно работать, интегрируя 10 образовательных областей. Оказывается, надо не просто что-то рисовать (предмет, сюжет, орнамент), а надо еще что-то понаблюдать, рассмотреть, о чем-то побеседовать, вспомнить песенки, стихи, послушать музыку – одним словом осуществить интеграцию областей. Дорогие мои чиновники, меня этому научили еще тридцать лет назад в педагогическом училище, а в институте дали научное обоснование этому. Ребенок – существо целостное, правополушарное, Homo Sensitive, поэтому акцент а общении с ним всегда лежит на пересечении интеллекта и аффекта, а, следовательно, с использованием всего пласта народной художественной педагогики и лучших примеров современного классического музыкального, живописного, литературного и иного искусства (учитывая, что исторически современность понимается как время, отстоящее от нас в пределах не менее 200 лет). Это хорошо понимали лучшие исследователи дошкольного детства (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.). А выделенные достаточно нелогично и неточно образовательные области («Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка» и др.), что похоже на лермонтовское «смешались в кучу корни, люди…», сковывают прежде всего педагога. А он, скованный и зажатый бюрократическими шорами, вряд ли способен дать простор творчеству своих подопечных.
Нажимают и родители. Я всегда спрашиваю их как психолог: «Что движет Вами, когда отдаете ребенка, посещающего детский сад, еще и в школу раннего (?!) развития?». И мне отвечают: «Хотим, чтобы ребенок научился дисциплине, сидеть подольше, знать побольше, чтобы хорошо адаптировался к школе». Но ведь детский сад и так дает достаточно серьезную нагрузку – и интеллектуальную, и эмоциональную, при этом учитывает возрастные психологические особенности дошкольников.
Нет, не понимают. Не понимают того, что адаптация к школе подлинная может осуществиться только в стенах школы, мы только создаем «психологическую подушку» безопасности, которую иногда враз сметут первые три сентябрьских дня там, где считают, что ребенок уже должен уметь читать, писать, считать и прочее. Не понимают родители и того, что в «школах раннего развития» (или предшкольного обучения) чаще не комфортные для ребенка-дошкольника условия: не по росту мебель, не по силам время сидения, далеко туалет и нет места для игры и отдыха. Поэтому я приветствую тех родителей, которые до школы предпочитают отвести ребенка в музыкальную или художественную школу, в театральный кружок или кружок «Умелые руки». Погружение в творчество даст ребенку силы для того, чтобы научиться быть терпеливым и усидчивым, внимательным и умелым, но при этом не погасит его природных инстинктов.
Возвращаясь к Вашим тезисам, хочу сказать, что арт-профилактика (а по большей части и арт-терапия) нужна прежде всего голове нашей необъятной государственной Рыбы, которая давно гниет, но утверждает, что на самом деле ароматна и пахуча современными образовательными маслами в виде «новых» технологий, в основе которых идеи, заложенные в начале 20-го века выдающимися психологами и педагогами. Идеи, которые уже давно находят воплощение в практике многих учителей и воспитателей, которые не бросаются научными терминами, но делают день ото дня свое Большое дело. Им порой просто не дают развернуться, урезая и без того мизерный паек художественных дисциплин. Я видела сама, как деградируют рисунки детей в начальной школе, которые в детском саду создавали настоящие живописные шедевры.
Имея опыт консультирования с разными возрастными категориями, работая более 10 лет в области семейной групповой логопсихотерапии (средство преодоления логоневроза у детей и взрослых), очень хорошо понимаю место и роль искусства в воспитании и развитии не только дошкольников и школьников, но и взрослых. В своем дошкольном учреждении мы давно стимулируем родителей активно участвовать в совместном с детьми творчестве: художественные выставки поделок и рисунков, сочинение сказок и собственных книжек, участие в подготовке к праздникам (костюмы, атрибуты, декорации) и в их проведении (родители выполняют разные роли). «Вместе с папой, вместе с мамой» – наш девиз. От этого польза и детям и взрослым. Пройдя повторно на глазах у своего ребенка «школу творчества», родители вновь ощущают радость собственного преодоления. Мама или папа, которые «трясутся» от страха перед выступлением, вряд ли теперь будет скоропалительно требовать от ребенка спонтанного прилюдного выступления: «Ну-ка, спой (спляши, расскажи)». Они понимают теперь, что творчество – это труд, радостный, приятный, но все же труд. Труд преодоления самого себя.
В группах семейной логопсихотерапии мы видим, как сложно уже 9-10-летним взять и просто что-то нарисовать, сочинить сказку, придумать игру, разнообразить привычное упражнение. Но проходит первое удивление и даже страх – и вот уже появляется робкое желание и… все получается. Наша цель в связи с заиканием у детей и взрослых – восстановить их речевое общение. И главное в этом – научиться творчески воспринимать свою и чужую речь, речевые ситуации, всю свою жизнь. Ведь что-такое личностный рост? Это способность делать то, на что ранее личность не была способна. А чтобы понять, что я это могу, надо творчески отнестись к себе и представить, вообразить, что это возможно. И это становится возможным сначала с помощью других в тепличных условиях группы, а потом самостоятельно без поддержки.
Работая с дошкольными и подростково-взрослыми логопсихотерапевтическим группами, мы используем различные арт-методы и техники: библиотерапию, изотерапию, вокалотерапию, танцевальную терапию. Но ключом ко всему этому выступает телесно-ориентированная терапия – восстановление способности чувствовать свое тело, осознавать, что с ним происходит, анализировать свои позитивные и негативные психические состояния. Опора для красивой полноценной речи – позитвиные саногенные (оздоравливающие) состояния: состояние коммуникативного удовольствия и коммуникативной успешности в речевой ситуации.
Наш опыт убеждает, что общение с искусством торит дорогу к собственному творчеству. Поэтому на завершающем этапе группы наши выпускники создают творческие «аранжировки» используемого нами метода – семейной логопсихотерапи. Звучат стихи, сказки, песни собственного сочинения. И слушая это, мы радуемся не только этому, но и тому, что так же творчески участники наших групп начинают относиться и к собственной жизни. Наш девиз: «Жизнь – как творчество бытия с другими и с сами собой!» Мне кажется, у нас это, хоть иногда, но получается.
Как преподаватель педагогического института веду спецкурс «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда», гед также обращаюсь к методам арт-терапии, которые можно использовать в процессе логопедической коррекции. И с радостью вижу, что не все потеряно. Да, у студентов мало знаний по искусству, мало понимания, что такое культура и как приобщиться к ней. Но при этом есть большой интерес, желание и отклик попробовать себя в творчестве. И вот уже мои студенты деляться собственными стихами, уверенно рисуют на заданные темы, анализируют свои и детские рисунки, сказки. Мне кажется, это и есть арт-профилактика того, что будущие педагоги придут к детям не равнодушными и не пустыми, а принесут свое понимание и умение: как приобщить ребенка к творческому самовыражению. Ведь они уже сами это попробовали – это вкусно и приятно.
Спасибо, Александ Александрович за то, что поднимаете такие важные вопросы. Увас есть готовые ответы и решения. Ко всему этому хотелось бы нормального творческого, культурного и цивилизованного взгляда свыше. Возможно ли?
А.Ю. Кругликова, педагог-психолог высшей категории
МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» г. Таганрог,
канд. психол. наук, доцент кафедры русского языка,
культуры и коррекции речи Таганрогского государственного
педагогического института имени А.П. Чехова
Оставить комментарий