Детоводительство на получетвереньках

Детоводительство на получетвереньках

А. Мелик-Пашаев 

Кажется, все «вопросы педагогики» скоро сведутся к одному, шекспировскому: быть или не быть в России этой самой педагогике? Вернее – тому, что достойно называться педагогикой, а говоря по-русски – детоводительством?

Недавно казалось, что «не быть». Что тяжелая плита нового Стандарта без труда заглушит и без того глухое недовольство миллионов «заинтересованных лиц». Отдельные возражения добросовестных экспертов как-то не принимались во внимание. Сейчас, похоже, весы заколебались.

Началось с того, что московский учитель литературы Сергей Волков и группа его коллег распространили в Интернете открытое письмо высшим и просто высоким руководителям, в котором потребовали приостановить победное шествие документа, разрушающего отечественное образование, «заморозить» поспешные попытки ввести его в практику и собрать по этому вопросу представительное совещание педагогических работников, родителей и учеников.

Главным поводом для «разносной» критики стали следующие положения Стандарта. Всем старшеклассникам в обязательном порядке преподаются 4 предмета. Какие? Физкультура и ОБЖ (предметы нужные, но, понятное дело, не определяющие уровень образования); некий индивидуальный проект (проектный метод и без того вошел в практику, и не только в старших классах). И главный воспитательный заказ: «Россия в мире». Можно представить себе, как будет проходить, если уже не прошел, конкурс учебников по этой несуществующей дисциплине, какой беспристрастной и обстоятельной будет экспертиза – особенно если учесть, что в сентябре запланировано начало эксперимента!

Многие до сих пор верят, что умный учится на чужих ошибках, а глупый – на своих. Но мы не делаем ни того, ни другого. Сколько было трескотни о толерантности – а в результате выяснилось то, что и так было ясно: спец. уроки и гранты идут своим чередом, а преступления и погромы на национальной почве – своим. Неужели кто-то в самом деле верит, что на уроках по специально придуманному предмету воспитывается любовь к Родине? Может быть, погружение в отечественную и мировую историю, литературу, художественную культуру, географию позволит юноше лучше почувствовать и понять и Россию, и ее место в мире, и самого себя в ней, чем наскоро сшитый, урезанный и заведомо тенденциозный курс? И еще вопрос: в какой из стран, ради сближения с которыми мы кромсаем нашу систему образования, существует что-либо похожее на такую «квадригу» обязательных дисциплин?

Правда, кроме обязательной четверки. ученик выбирает еще по одному предмету из всех образовательных областей, а из какой-нибудь может взять целых два, только в сумме их должно быть почему-то не больше семи. Таким образом, каждый отдельно взятый предмет из любой области, кроме первых четырех, оказывается необязательным. Из предметного «меню» видно, что, оглядываясь на любимый ЕГЭ, ученик в отдельных случаях, может быть, сумеет получить худосочную подготовку по избранному узкому профилю. Но человека хотелось бы видеть не только в профиль, но и «анфас», что, пожалуй, еще важнее. А об этом придется забыть.

Но вернусь к учительскому письму. Тем, кто его не читал, интересно будет познакомиться хотя бы с таким фрагментом:

«Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:

  • объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
  • объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
  • объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни, выстраивать стратегию жизненного поведения.

И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности».

Сразу после появления письма «молчание ягнят» взорвалось потоком откликов. Уже на вторые сутки они исчислялись тысячами, а подписи согласия – десятками тысяч. Значительная, пожалуй, даже преобладающая часть этих откликов носила характер не столько профессиональной дискуссии, сколько социально-политического протеста (к сожалению, обоснованного): «хотите сэкономить на детях, а значит – на будущем; хотите растить биороботов для обслуживания газовой трубы, а приличное образование оставить только для богатых; своих-то детей вы в отечественных школах не учите» и т.д. А подобной реакции «никому не надо», особенно в предвыборный период. И вот, министр образования вдруг со всей решимостью заявляет, что не подпишет Стандарт в таком виде и без достижения всероссийского консенсуса. (Неужто благодаря письму Волкова он впервые увидел документ государственной важности, годами вызревавший в его ведомстве?) В том же духе высказался и премьер-министр. Радоваться, конечно, рано, но отсрочка «приведения в исполнение» – это уже шанс.

Ну, а что с художественным образованием? Последняя из предусмотренных образовательных областей называлась: Курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей). Понятно, сколько образовательных учреждений в такой ситуации выберет «Искусство». И вообще – что это за предмет такой – «Искусство»? Что-то вроде «лица кавказской национальности»? Разработчики, конечно, люди находчивые, они говорят: мы так написали, чтобы дать школам свободу! Где нет, к примеру, музыканта, а есть режиссер – пусть займутся театром, ведь и то, и другое – искусство! Так, может быть, наряду с ОБЖ и Физ-рой введем образовательную область «Наука», и делу конец? Где есть химик – пусть займутся химией, где географ – географией. Одно слово – «наука». Впрочем, шутки – шутками, а дело нешуточное. Настолько, что я тоже написал открытое письмо – специально о художественном образовании:

Уважаемый г-н Президент!

Почти год назад Вы подписали Перечень поручений о развитии гуманитарно-художественного образования в России. Как было не порадоваться – впервые руководитель нашего государства заметил самое больное место школы и одновременно ее возможную точку роста!

Со временем стало ясно, что радоваться нечему. Ни в профессиональном сообществе, ни в СМИ поручение Президента страны даже не обсуждается. Работники образования если и узнают о нем, то случайно. Те, кому даны распоряжения, ничего реального, во всяком случае – в области общего образования, не предпринимают, хотя, возможно, формальные отчеты вовремя ложатся на Ваш стол.

На деле идет обратный процесс: прямыми и косвенными, директивными и экономическими способами общее гуманитарно-художественное образование уничтожается, а сопутствующее этому пустословие о национально-культурной идентичности и преемственности, о толерантности, духовности-нравственности, творческой личности и о нашем великом будущем поражает своей безответственностью или утратой стыда. Потому что фактические действия ведут к тому, чтобы все перечисленное стало невозможным.

Общее гуманитарно-художественное образование – единственная образовательная область в светской школе, способная развивать человеческую душу, отзывчивость, чувство ценности всего живого и ответственности за него, постижение того, что жизнь имеет смысл. А если ничего этого с человеком не происходит, то чем компетентнее и успешнее он во всем остальном, тем опаснее и разрушительнее будет любая его деятельность, станет ли он химиком, каратистом, юристом, политиком или кем бы то ни было еще. Нет более верного пути к одичанию и расчеловечиванию общества, чем разрушение гуманитарной культуры и образования, и жуткие плоды этого процесса у всех на глазах. Если его не повернуть вспять, то от нашей культуры, этносов и государственности скоро останется лишь территория, которую еще какое-то время будут по привычке называть Россией. И если я едва ли увижу эти времена, то у людей Вашего возраста, уважаемый Дмитрий Анатольевич, есть все шансы до них дожить.

Готовящийся к введению в практику образовательный Стандарт для старшей школы делает размашистый шаг к такому будущему. Сочетание ЕГЭ по русскому языку и ограничения числа изучаемых предметов в корне подрывает позиции Литературы (той самой «великой» и «святой» русской литературы, которую мы привыкли выставлять перед всем миром как свидетельство нашей духовности и нравственности). Уникальный в мировой практике предмет «Мировая художественная культура», предназначенный приобщать целые поколения к высшим и вечным ценностям человечества, исчезает вовсе. Можно ли после этого без стыда читать, что одним из главных результатов освоения образовательной программы станет «сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания…» и т.д., и т.п.

Разрушительные последствия очередной реформы скажутся не только в гуманитарно-художественной сфере, хотя достаточно было бы и этого. Усечение и оглупление всего общедоступного образования еще больше противопоставит тех «патриотов», которые с младенчества обучают своих детей в других странах или имеют неограниченную возможность оплачивать образование в России, – и остальной «обслуживающий персонал», из которого будут рекрутироваться погромщики и наркоманы. У всякого, кто знакомится с текстом нового Стандарта, невольно возникает мысль о намерении постепенно сделать платным всякое минимально-приличное образование – намерении, которое пока прикрывается правильными словами о возможностях индивидуального выбора. А открыто признать экономическую подоплеку этого начинания значило бы возбудить справедливый гнев людей, которые видят, какие и на что тратятся суммы в России или некоторыми российскими гражданами за рубежом.

В отличие от многих, я верю и надеюсь, что все это – результат недомыслия, поспешности или отрыва от реальности, а не злого умысла. Поэтому хочу для начала, вместе с Вами, потребовать незамедлительного исполнения Поручения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о развитии гуманитарно-художественного образования в нашей стране. А также приостановки безрассудных реформ до проведения честного, широкого обсуждения с людьми, которые знают, чем живет школа, и испытывают ответственность за судьбу детей, за будущее страны. Таких людей много. Почему решения принимают не они?

В ответ на письмо я получил безусловную поддержку в Интернете и формальную отписку от некоего официального лица…

В феврале прошли Круглые столы Общественной Палаты, один – по проблемам дополнительного образования, другой – по духовно-нравственному воспитанию, и вопрос о злополучном Стандарте оба раза оказывался в центре внимания. Ему была посвящена одна из передач популярной телепрограммы «Тем временем» с участием хорошо известной нашим читателям З.Новлянской. Судьбы образования постоянно обсуждаются в некоторых печатных СМИ, на радио «Эхо Москвы» и т.д., и т.п. Противники Стандарта говорят о его концептуальной негодности, попутно приводя чудовищные по косноязычию цитаты из текстов. «Стандартизаторы» признают, что написали слишком сложно, понятно только глубоким специалистам, а не простым людям, и создают новый вариант с такой быстротой, с какой за ночь вырастают дворцы в волшебных сказках. Оппоненты отвечают: кто-кто, а специалисты как раз все сразу поняли, и т.д., и т.п.

К тому времени, когда наш медлительный журнал попадет в руки читателей, кое-что, наверное, изменится в обсуждаемых текстах. Меняется и сейчас, только изменения эти пока носят и, скорее всего, «до последнего» будут носить ситуативный и несущественный характер. Еще в советские времена среди художников ходила такая «байка». Приносит живописец в выставочный комитет картину, а в углу ее написана ничем не оправданная собачонка. Члены комитета помолчат-помолчат, а потом кто-нибудь непременно скажет: «Ну, а собачонка-то зачем?» автор быстро ее замазывает и повторно приносит картину: «Учел Вашу справедливую критику!». Вторично отказать как-то неудобно…

Может быть, такой «собачонкой» в первом варианте Стандарта была дискриминация русского языка и литературы. В мгновенно «исправленном» варианте сделана не очень внятная попытка частично восстановить права этих дисциплин. Зато «Искусство» вовсе исчезло из основного перечня, и лишь упоминается как некое «разрешенное» занятие, наряду с разными другими, в том числе с … хореографией. Хореография, выходит, и не искусство вовсе. Прямо оторопь берет: каков культурно-образовательный уровень деятелей, которые уполномочены определять будущее наших детей! И тех, кто наделяет их полномочиями. Но это отдельный вопрос. А пока попробуем все-таки поучиться на своих ошибках.

…Много лет назад в недрах прежнего Министерства образования готовилось некое концептуальное обновление основ преподавания всех предметных областей. В течение почти неограниченного времени и, по слухам, за весьма серьезное вознаграждение этим занимались люди, которые заведомо не могли (да и не хотели) ничего обновлять, зато в министерских коридорах были «своими». Когда в итоге их трудов получился соответствующий продукт, вдруг выяснилось, что в Министерстве прекрасно знают всех, кто может его исправить, а вернее – сделать заново, притом в кратчайшие сроки и бесплатно. Когда и эта работа завершилась, ее представили как некоторую доработку сделанного прежде, и в итоговых материалах по нашей художественной части даже «забыли» упомянуть человека, который возглавлял всю эту работу, – светлой памяти Веру Васильевну Алексееву.

Как же вести себя сегодня? Может быть стоит прислушаться к словам известного ученого и деятеля образования А.М.Абрамова. В одной из «образовательных» радиопередач он советовал не откликаться на «демократические» призывы присылать свои замечания и предложения к существующему тексту, потому что его пороки носят фундаментальный, а не частный характер, и никакими «ложками меда» исправить его нельзя. Поэтому не надо давать повод заявить через месяц-другой: получено 500 000 тысяч замечаний, большинство из них учтено, всероссийский консенсус достигнут, «собачка» ликвидирована, можно открывать выставку. И, конечно, нужно неотступно требовать созыва всероссийской учительской конференции с честными выборами представителей. А она, в свою очередь, выберет тех, кто будет создавать такое образование, которое позволит российским детям ходить в полный рост, а не «на получетвереньках», чему их, в частности, будут учить на ОБЖ.

Помимо невежественного и недальновидного обращения с художественной культурой, мне представляется нравственно недопустимым в проекте Стандарта то, что ограничение выбора лицемерно преподносится как его свобода. Наверное, и в самом деле не нужно принудительно учить «всему» того старшеклассника, который в этом не заинтересован, – достаточно установить разумный минимум, позволяющий всем гражданам России существовать в едином культурном контексте. Иначе говоря, школьник должен изучать не «не больше», а «не меньше» какого-то числа обязательных предметов. Но тот, кто ищет углубленного, творческого освоения определенной образовательной области, или тот, чья любознательность и способности требуют охвата широкого круга дисциплин, должны получить эти возможности в системе общего бесплатного образования. А сейчас авторы Стандарта говорят школьнику: из 5 пальцев мы тебе три точно оставим, а какие два отсечь – свободно выбирай сам. Хотели бы они опробовать на себе такую свободу?

Да, сегодня оптимальный вариант образования далеко не везде осуществим на практике, но давно известно, что гильотина – не средство от облысения; закреплять эту ущербность законодательно, да еще выдавая за реализацию права на выбор, и ставить пристойное образование в зависимость от имущественного статуса семьи – нравственное преступление, которое чревато такими последствиями, о которых не хочется думать и которые странно не предвидеть.

Каким же может быть прогноз развития ситуации? Бывалые люди обращают внимание, главным образом, на финансовую сторону дела. Точнее – на две разные ее составляющие. С одной стороны, «стандартизаторы» выполняют жесткий госзаказ по экономии на образовании; признаться в этом, по очевидным причинам, стыдно, да и страшновато, но и деваться некуда. С другой стороны, на Стандарт затрачены такие суммы, что, как говорится, «легче умереть», чем признать, что продукт непригоден. Такая позиция недостойна обсуждения: никакие затраченные средства, которых все равно не вернуть, не оправдывают интеллектуальную и творческую кастрацию будущих поколений. Если, к примеру, создана вредная для здоровья вакцина, то, как бы дорого она ни обошлась, нельзя «вакцинировать» ею детей (к тому же – «чужих», потому что свои «лечатся» в других странах или в иных условиях).

Бывалые люди говорят также, что в предвыборный период власти будут лавировать, чтобы не вызвать не ко времени гнев миллионов учителей и родителей. А потом… Потом все примут с небольшими поправочками. Но полтора–два года – не такой маленький срок, чтобы ничто не могло измениться.

Круг читателей нашего журнала невелик, но каждый из вас связан со многими коллегами и родителями учеников, чье образовательное будущее и личностное развитие находится под серьезной угрозой. Предполагаю, что если не все, то большинство из них согласны с тем, что говорилось выше. Только не растрачивайте попусту вашу энергию в бесконечных разговорах с «товарищами по несчастью»! После первого взлета общественного интереса и «протестной» активности неизбежно наступает спад – не позволяйте ему затянуться! Настойчиво просите всех единомышленников публично засвидетельствовать свою точку зрения. Пишите в думские комитеты по образованию и по культуре – там есть люди, способные понять вашу правоту и даже отстаивать ее. Пишите в Администрацию Президента и Премьер-министра, в Министерство образования, в федеральные печатные СМИ, на разные каналы телевидения и радио, на сайт «Эхо Москвы», на другие сайты, в поисках которых большинство из вас сориентируется гораздо успешнее, чем я. (Могу, тем не менее, назвать два: htpp://mama.ru и staruschkalarina). Нашим прямым оппонентам и высоким руководителям надо постоянно напоминать, что миллионы заинтересованных и компетентных людей отвергают эту затею.

И еще: не расхолаживайте себя тем, что «они» все равно сделают по-своему. Во-первых, «они» тоже разные, и не все хотят плохого; во-вторых, когда писем миллионы, с этим нельзя не считаться. Пожалуй, главное и бесспорно справедливое требование сейчас – это созыв всероссийской конференции и приостановка до ее проведения всяких попыток внедрения Стандарта в жизнь, в том числе и путем «точечных» экспериментов.

Сегодня весы колеблются. Положите свои песчинки на их правую чашу! Хотя бы для того, чтобы потом не упрекать себя.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.