Весенние этюды
Весенние этюды
Всегда ли, общаясь с другим человеком, мы бываем способны встать на его точку зрения? Понять, что он видит всё в жизни не так, или не совсем так, как мы? Что его желания, опасения, надежды отличаются от наших? Всегда ли мы хотим это понять? Конечно, далеко не всегда. А ребёнок поначалу и не подозревает, что у него есть какая-то «точка зрения», тем более – что она не единственно возможная и могут существовать какие-то другие. А для писателя, да и для всякого художника, это одна из главных способностей: «вжиться» в своего героя, увидеть мир его глазами и рассказать об этом так, чтобы читатель понял и героя, и то, как автор относится к нему…
Развитие этой способности – понимать точку зрения другого и выражать её словом – занимает одно из главных мест в программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Для того чтобы дети со всей ясностью осознали задачу, им предлагают сочинять тексты от имени героя, явно отличного от них самих – животного, растения, бытового предмета.
Когда авторы программы озаботились введением своего экспериментального курса в широкую практику, они много работали с учителями, передавая им непростое умение вести коллективные творческие этюды и оценивать индивидуальные сочинения детей на тему «Точка зрения».
Но авторов особенно радует, когда с этой трудной темой успешно справляются учителя, которые осваивают программу самостоятельно, пользуясь методическими пособиями, как, например, молодая учительница Юлия Николаева, работающая в школе «Образ» пос. Малаховка Московской области. Этюды её второклассников на тему «Разговор кота с сосулькой» вполне достойны быть помещёнными в нашей рубрике детского художественного творчества. Публикуем их с комментариями учительницы.
Разговор кота с сосулькой
* * *
Кот гулял на улице и увидел сосульку. Подумал, что она наверняка вкусная и захотел её съесть. Подкрался тихонечко и спросил сосульку:
– Можно я тебя лизну? – сказал кот и чихнул.
– Нельзя меня лизать, иначе горлышко заболит.
– Ну, можно я тебя всё-таки лизну, ты же такая красивая и, возможно, очень вкусная.
– Ну ладно, лизни…
Кот лизнул и сказал:
– Фу!.. Не вкусно!
Хотел раскрыть рот, но прилип…
Маша Макеева
• Замечательный характер у кота получился!
• «Сказал кот и чихнул» – отличная деталь, которая оживляет рассказ и заставляет улыбнуться.
• Конец неожиданный, удивила. Кота жалко. Кажется, что он маленький, хотя, конечно, очень любопытный и непослушный.
• Кажется, мы все нередко попадаем в такие ситуации…
* * *
Здрасте приехали! Меня зовут Филя. Я очень люблю играть в прятки. Однажды утром, это было весною, когда и не жарко, и не холодно, хозяйкина дочка вышла погулять и забыла закрыть дверь. Что ж мне было делать? Я выбежал из двери и побежал куда подальше! А потом я нашёл музыкальный инструмент. Люди зовут его сосулькой.
Уселся я под крышу и говорю ей:
– Как Вас зовут?
– Меня зовут Динь-Дон. А Вас?
– А меня зовут Филя.
Так мы с ней познакомились и разговаривали до тех пор, пока она не растаяла. Эх!..
Лиза Гуменник
• Лиза, чувство, что я познакомилась с Филей. Так живо ты создала его образ!
• Обороты речи («здрасте приехали», весна глазами кота «это когда не жарко и не холодно», «Эх!» в конце) раскрывают характер кота: небрежно-ворчливый, добродушный.
• Красивый образ: кот принял сосульку за музыкальный инструмент. Даже имя сосульке придумала!
• Сосулька и кот, видимо, воспитанные: обращаются друг к другу на «Вы».
• Хотелось бы разговор кота с сосулькой подлиннее: так интересно, о чём же они разговаривали!..
* * *
Жила-была кошка. Она просто жила. Однажды весенним утром она прохаживалась по любимым перилам и вдруг увидела… кого-то.
– Кто ты?
– Я сосулька, а ты кто?
– А я Трёхцветик.
– Аааааа?
– Так меня зовут.
– Теперь понятно.
– Ну, всё, пока!
– Ну пока… А почему ты уходишь?
– Просто я пить захотел.
– Понимаю… Тогда пока.
– Пока.
Света Иванова
• Одна деталь – «любимые» перила – и мы сразу понимаем, что кошка дома, что она всем довольна и ведёт себя по-хозяйски.
• И тем больше понимаем её изумление, когда рядом со своими любимыми перилами видит «кого-то» незнакомого.
• Получился настоящий живой диалог. Посмотрите, как различаются характеры кота и сосульки у Лизы и у Светы. У Светы герои менее изысканные, зовут друг друга на «ты», но тоже очень милы.
• Не хватило в рассказе весенних деталей и весеннего настроения.
• Кот и сосулька могли бы поговорить о чём-то весеннем.
* * *
Однажды кота выгнали на улицу за то, что он разбил вазу. Он неудачно шлёпнулся в лужу,
потому что его взяли за шиворот и выкинули из окна. Кот еле-еле выбрался из холодной глубокой лужи и пошёл, куда глаза глядят. Взобрался на крышу и уселся поудобнее. Ему было скучно и холодно. И вдруг он сказал:
– С кем бы мне поговорить?.. И что это такое висит на крыше? Ой, да это же сосулька!
Попробую я её полизать. Кот открыл рот и начал лизать сосульку.
– Эй ты, лохматое чудовище, хватит меня лизать!
– Ты кто? – удивился кот.
– Я сосулька!
– Какая сосулька?
– Которую ты лижешь!
– Почему ты кричишь на меня?
– Потому что нечего меня лизать!
– А ты сама мне попалась!
– Всё, пока! – сказала сосулька и замолчала.
Кот обиделся и ушёл.
Маша Вострикова
•Маша, как жалко кота, столько ему досталось… Я так надеялась, что сосулька его утешит! Весна – пора чудес.
•Кот знал средство от огорчения: поговорить по душам («С кем бы мне поговорить?»). Мы с вами знаем, что разделённое горе становится меньше, а разделённая радость – больше!
•В твоём рассказе весна похожа на осень: и лужи глубокие и холодные, и сосульки сердитые и недружелюбные…
• У тебя получился отличный диалог, видно, что разговаривают незнакомые и весьма невоспитанные особы (сравните с героями Лизы и Светы).
• Характеры получились! И сосулька, никогда, видимо, не видевшая котов, назвала его «лохматое чудовище».
* * *
Однажды хозяйка отпустила котёнка гулять.Погода была прекрасная! Мурзик сел на деревянный столик. Над столом была крыша, и, конечно-таки, были они – сосульки! Сочные, прозрачные… Котёнок стал пытаться развеселить их, но лишь самая красивая сосулька упала на землю… Мурзик не стал останавливаться и продолжал искать друга. И разговорился с одной из
сосулек о жизни: – Мне живётся хорошо, тра-ля-ля, тра-ля-ля, – говорит сосулька.
– Мне тоже, меня поят и кормят! – говорит котёнок.
Потом он попрощался и ушёл домой.
Лера Исаева
• Получилось показать сосульки глазами котёнка.
• «и, конечно-таки, были они – сосульки!» - симпатичный оборот речи.
• Отличная идея, что сосулька каждую свою реплику заканчивает перезвоном!
• Хотелось бы продолжения разговора, коротковат получился.
• Есть незаконченные мысли: что почувствовал или подумал котёнок, когда сосулька упала, как он искал друзей? И закончился рассказ тоже неожиданно.
* * *
Однажды любопытный кот Васька увидел на трубе сосульку и говорит:
– Сосулька, давай я буду тебя догонять, а ты убегать! Давай?
– Во-первых, я не умею бегать, а, во-вторых, сейчас весна.
– И что? Я люблю весну!
– И то! Если сосульки много говорят, то они быстро тают.
И сосулька замолкла.
– Ну давай поболтаем?
В ответ тишина…
– Поиграй со мной!
В ответ тишина…
Васька рассердился и ударил сосульку. Она упала и разбилась вдребезги. От неожиданности
котёнок испугался и убежал к себе в дом. Вот какой был глупый котёнок.
Катя Логинова
• Замечательная мысль: сосульки тают, когда разговаривают. Действительно, когда сосульки тают, мы слышим их песенку – капель!
• Законченная логичная работа с началом и концом. Хорошо!
• Внутри рассказа получился полноценный содержательный диалог.
• Немного неожиданный конец, но вполне согласуется с характером героя. Васька - игривый, любопытный и глупый котёнок.
* * *
Кот смотрел в окно и думал: «Вот бы хозяйка увидела, какая там весна наступила…» С этими мыслями он вышел на улицу. С водостока свисала большая сосулька. На неё светило солнышко, она была очень грустная, что тает! Кот был труслив, поэтому тихонько к ней подошёл, тронул носиком и тут же отскочил.
Сосулька вдруг сказала:
– Не бойся меня, я не опасная.
– Как ты сюда попала? – боязливо спросил кот. Тут солнце ушло за тучу.
– Я сосулечка…
– А почему ты такая грустная? – спросил кот.
– Я скоро растаю, и меня не будет…
Вдруг вышло солнышко, и сосульке стало совсем плохо.
– Сосулька! Ты куда?..
И она растаяла. А кот, не дождавшись ответа, пошёл домой.
Маша Щурок
• Ещё одно сочинение с грустным концом… Что же делать, если сосульки тают?..
• Получились целостные образы грустной сосульки и боязливого кота.
• Интересно с помощью появления солнышка показана переменная весенняя погода.
* * *
Однажды мартовским днём деревенский кот Васька забрался на подоконник и уставился на сосульку. Сосулька говорит:
– Привет!
– Не мешай мне думать!
– Ну что «думать»! Весна же!
– Не мешай!
– Ну почему ты такой?!
– Какой?
– Мммм… Слишком умный!
– Да я же кот учёный!
– Ну ладно… А ты любишь весну?
– Конечно! Когда приходит весна, мне в голову приходит много мыслей!
– Каких?
– Как поймать мышей…
– А… И мне нравится весна…
Тут сосулька чуть не заплакала.
– Что с тобой?
– Просто в конце весны…
– Что в конце весны?
– Я растаю!!!
Тут пришла девочка и забрала кота. Вот так они поговорили.
Маруся Маслёнкова
• Кот вышел с характером: высокого мнения о себе, но похоже, что на самом деле недалёкий.
• Получился полноценный диалог. • А весной действительно много мыслей приходит в голову! Интересное весеннее наблюдение.
• От учёного кота ждала каких-то более высоких, поэтических мыслей.
• Очень точно незаконченными фразами показала, что сосулька расстраивается, даже плачет.
• Изящно закончила разговор. Получилось вполне логично.
* * *
Однажды ранней весной кот залез на крышу. На крыше висела сосулька. И начался разговор. Конечно, кот начал первый, а сосулька потом поддержала.
– А знаешь, хорошо, что мы вдвоём!..
– А почему хорошо?
– Потому что я был один, а теперь я с тобой…
– Ну да, это весело.
– Конечно!
– А зачем ты сюда пришёл?
– Хотел посмотреть на весну!
Потом кот ушёл, а сосулька осталась висеть и ждать, когда кот придёт снова…
Карина Пачулия
• Карина, это действительно прекрасно, когда ты был один, а теперь – нет!
• Вроде про весну и немного сказано, а весеннее настроение чувствуется…
• Карина, у тебя получилось именно в диалоге раскрыть характеры кота и сосульки. Умница!
• Видимо, сосулька сразу не оценила общество кота…
* * *
Я сидела у камина, грелась.
На коленях кот.
Хорошо живётся вместе!
Я читаю, он уснёт.
Но однажды вечерком
Он сбежал на улицу
И увидел там сосульку,
Фыркнул и нахмурился!
Та сказала:
– Ну, привет! Как дела?
А он в ответ:
– Не мешай, гуляю!
Оттепель встречаю!
– А чего тебе мешать!
Мне бы таять и стекать!
И растаяла она в
Свете солнца у окна!
Соня Смирнова
• Соня описала разговор кота и сосульки в стихотворении. И у неё прекрасно получилось!
• В стихотворении две части: у камина и на улице. Эти части разные по темпу и ритму. Не знаю, было ли это задумано или случайно вышло, но вышло здорово!
• Как и Карине, Соне удалось показать характер кота в диалоге, репликой.
• Солнечное настроение создаётся, после прочтения хочется улыбнуться.
Первый дождь
* * *
Первый дождь – это не тот дождь, который идёт первого марта, а дождь, после которого наступает весна. Идёт дождь, на улице тепло, лопаются почки, за считанные минуты распускаются молодые почки на деревьях. В воздухе появляются новые запахи от распустившейся листвы. Цветы подняли свои головки. Вдалеке грянул гром. Сквозь звуки дождя слышны притихшие голоса птиц. Природа пробуждается. Наступила весна.
Ксюша Беликова
• Ксюша, чудесное определение первого дождя!
• Здорово, что ты описала не только то, что видим, но и запахи («распустившейся листвы»).
• Точно подмечено, что в дождь птицы «притихшие».
• Только мне кажется, что это не впечатления от одного дождя, а в целом от прихода весны.
* * *
Облака далеко-далеко. Когда на улице холодно, то дождь замерзает и получается снег. А когда на улице тепло, то дождь не замерзает. Сегодня на улице идёт снег, но уже совсем скоро станет тепло и пойдёт весенний дождь. Я хочу, чтобы весенний дождик был тёплым, ласковым, чтобы я протянула руки и почувствовала тёплые капли на своих ладонях.
Варя Вязьмина
• Варя, как хорошо ты передала ожидание весны как ожидание тёплого дождя! И само ощущение дождя…
• Кажется, я сейчас протяну руки и почувствую долгожданный дождик…
* * *
Снега и метели закончились,
Пришёл конец зиме!
Снег сбежал ручейками,
И птицы поют, как певцы.
Цветы расцветают,
На кустиках почки,
И солнце всё греет теплей.
И после уроков ребята
Бегут табуном во двор.
Земля оживает,
Просыпается лес.
Очень все рады весне!
Соня Савина
• У Сони получилось передать весеннее настроение. Написано ярко и эмоционально.
• Видимо, увлеклась и забыла, что тема – «Первый дождь», а не просто «Весна».
• Попробовала написать стихотворение. Хорошо! В следующий раз помни про рифму.
* * *
Я шла к подруге и просто молила природу обойтись без дождя, так как было пасмурно.
Я уже была на середине пути, как вдруг завыл ветер и полетели первые лучи солнца! У калитки меня ждала подружка с корзинкой. «Пойдём в лес до дождя», – сказала она.
Когда я и Юля оказались в самой чаще леса, начался ливень… Мы успели спрятаться в дупле сосны, накрылись пледами, которые взяли с собой, ели еду из дома и слушали, как на ветру играют молодые иголки и листья соседних деревьев.
Вернувшись домой, я радовалась первому весеннему дождику!
Лиза Семёнова
• Получилась почти сказка. Заманчиво посидеть в дупле в дождь!
• Скорее это рассказ о приключении, чем о дождике. Особенное настроение первого весеннего дождя ускользает от читателя…
• «…завыл ветер, и полетели первые лучи солнца» – необычное сочетание…
Оставить комментарий