Весенние этюды

 

Весенние этюды

Всегда ли, общаясь с другим человеком, мы бываем способны встать на его точку зрения? Понять, что он видит всё в жизни не так, или не совсем так, как мы? Что его желания, опасения, надежды отличаются от наших? Всегда ли мы хотим это понять? Конечно, далеко не всегда. А ребёнок поначалу и не подозревает, что у него есть какая-то «точка зрения», тем более – что она не единственно возможная и могут существовать какие-то другие. А для писателя, да и для всякого художника, это одна из главных способностей: «вжиться» в своего героя, увидеть мир его глазами и рассказать об этом так, чтобы читатель понял и героя, и то, как автор относится к нему…

Развитие этой способности – понимать точку зрения другого и выражать её словом – занимает одно из главных мест в программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Для того чтобы дети со всей ясностью осознали задачу, им предлагают сочинять тексты от имени героя, явно отличного от них самих – животного, растения, бытового предмета.

Когда авторы программы озаботились введением своего экспериментального курса в широкую практику, они много работали с учителями, передавая им непростое умение вести коллективные творческие этюды и оценивать индивидуальные сочинения детей на тему «Точка зрения».

Но авторов особенно радует, когда с этой трудной темой успешно справляются учителя, которые осваивают программу самостоятельно, пользуясь методическими пособиями, как, например, молодая учительница Юлия Николаева, работающая в школе «Образ» пос. Малаховка Московской области. Этюды её второклассников на тему «Разговор кота с сосулькой» вполне достойны быть помещёнными в нашей рубрике детского художественного творчества. Публикуем их с комментариями учительницы.

Разговор кота с сосулькой

* * *

Кот гулял на улице и увидел сосульку. Подумал, что она наверняка вкусная и захотел её съесть. Подкрался тихонечко и спросил сосульку:

– Можно я тебя лизну? – сказал кот и чихнул.

– Нельзя меня лизать, иначе горлышко заболит.

– Ну, можно я тебя всё-таки лизну, ты же такая красивая и, возможно, очень вкусная.

– Ну ладно, лизни…

Кот лизнул и сказал:

– Фу!.. Не вкусно!

Хотел раскрыть рот, но прилип…

Маша Макеева

• Замечательный характер у кота получился!

• «Сказал кот и чихнул» – отличная деталь, которая оживляет рассказ и заставляет улыбнуться.

• Конец неожиданный, удивила. Кота жалко. Кажется, что он маленький, хотя, конечно, очень любопытный и непослушный.

• Кажется, мы все нередко попадаем в такие ситуации…

* * *

Здрасте приехали! Меня зовут Филя. Я очень люблю играть в прятки. Однажды утром, это было весною, когда и не жарко, и не холодно, хозяйкина дочка вышла погулять и забыла закрыть дверь. Что ж мне было делать? Я выбежал из двери и побежал куда подальше! А потом я нашёл музыкальный инструмент. Люди зовут его сосулькой.

Уселся я под крышу и говорю ей:

– Как Вас зовут?

– Меня зовут Динь-Дон. А Вас?

– А меня зовут Филя.

Так мы с ней познакомились и разговаривали до тех пор, пока она не растаяла. Эх!..

Лиза Гуменник

• Лиза, чувство, что я познакомилась с Филей. Так живо ты создала его образ!

• Обороты речи («здрасте приехали», весна глазами кота «это когда не жарко и не холодно», «Эх!» в конце) раскрывают характер кота: небрежно-ворчливый, добродушный.

• Красивый образ: кот принял сосульку за музыкальный инструмент. Даже имя сосульке придумала!

• Сосулька и кот, видимо, воспитанные: обращаются друг к другу на «Вы».

• Хотелось бы разговор кота с сосулькой подлиннее: так интересно, о чём же они разговаривали!..

* * *

Жила-была кошка. Она просто жила. Однажды весенним утром она прохаживалась по любимым перилам и вдруг увидела… кого-то.

– Кто ты?

– Я сосулька, а ты кто?

– А я Трёхцветик.

– Аааааа?

– Так меня зовут.

– Теперь понятно.

– Ну, всё, пока!

– Ну пока… А почему ты уходишь?

– Просто я пить захотел.

– Понимаю… Тогда пока.

– Пока.

Света Иванова

Одна деталь – «любимые» перила – и мы сразу понимаем, что кошка дома, что она всем довольна и ведёт себя по-хозяйски.

И тем больше понимаем её изумление, когда рядом со своими любимыми перилами видит «кого-то» незнакомого.

Получился настоящий живой диалог. Посмотрите, как различаются характеры кота и сосульки у Лизы и у Светы. У Светы герои менее изысканные, зовут друг друга на «ты», но тоже очень милы.

Не хватило в рассказе весенних деталей и весеннего настроения.

Кот и сосулька могли бы поговорить о чём-то весеннем.

* * *

Однажды кота выгнали на улицу за то, что он разбил вазу. Он неудачно шлёпнулся в лужу,

потому что его взяли за шиворот и выкинули из окна. Кот еле-еле выбрался из холодной глубокой лужи и пошёл, куда глаза глядят. Взобрался на крышу и уселся поудобнее. Ему было скучно и холодно. И вдруг он сказал:

– С кем бы мне поговорить?.. И что это такое висит на крыше? Ой, да это же сосулька!

Попробую я её полизать. Кот открыл рот и начал лизать сосульку.

– Эй ты, лохматое чудовище, хватит меня лизать!

– Ты кто? – удивился кот.

– Я сосулька!

– Какая сосулька?

– Которую ты лижешь!

– Почему ты кричишь на меня?

– Потому что нечего меня лизать!

– А ты сама мне попалась!

– Всё, пока! – сказала сосулька и замолчала.

Кот обиделся и ушёл.

Маша Вострикова

•Маша, как жалко кота, столько ему досталось… Я так надеялась, что сосулька его утешит! Весна – пора чудес.

•Кот знал средство от огорчения: поговорить по душам («С кем бы мне поговорить?»). Мы с вами знаем, что разделённое горе становится меньше, а разделённая радость – больше!

•В твоём рассказе весна похожа на осень: и лужи глубокие и холодные, и сосульки сердитые и недружелюбные…

• У тебя получился отличный диалог, видно, что разговаривают незнакомые и весьма невоспитанные особы (сравните с героями Лизы и Светы).

• Характеры получились! И сосулька, никогда, видимо, не видевшая котов, назвала его «лохматое чудовище».

* * *

Однажды хозяйка отпустила котёнка гулять.Погода была прекрасная! Мурзик сел на деревянный столик. Над столом была крыша, и, конечно-таки, были они – сосульки! Сочные, прозрачные… Котёнок стал пытаться развеселить их, но лишь самая красивая сосулька упала на землю… Мурзик не стал останавливаться и продолжал искать друга. И разговорился с одной из

сосулек о жизни: – Мне живётся хорошо, тра-ля-ля, тра-ля-ля, – говорит сосулька.

– Мне тоже, меня поят и кормят! – говорит котёнок.

Потом он попрощался и ушёл домой.

Лера Исаева

• Получилось показать сосульки глазами котёнка.

• «и, конечно-таки, были они – сосульки!» - симпатичный оборот речи.

• Отличная идея, что сосулька каждую свою реплику заканчивает перезвоном!

• Хотелось бы продолжения разговора, коротковат получился.

• Есть незаконченные мысли: что почувствовал или подумал котёнок, когда сосулька упала, как он искал друзей? И закончился рассказ тоже неожиданно.

* * *

Однажды любопытный кот Васька увидел на трубе сосульку и говорит:

– Сосулька, давай я буду тебя догонять, а ты убегать! Давай?

– Во-первых, я не умею бегать, а, во-вторых, сейчас весна.

– И что? Я люблю весну!

– И то! Если сосульки много говорят, то они быстро тают.

И сосулька замолкла.

– Ну давай поболтаем?

В ответ тишина…

– Поиграй со мной!

В ответ тишина…

Васька рассердился и ударил сосульку. Она упала и разбилась вдребезги. От неожиданности

котёнок испугался и убежал к себе в дом. Вот какой был глупый котёнок.

Катя Логинова

• Замечательная мысль: сосульки тают, когда разговаривают. Действительно, когда сосульки тают, мы слышим их песенку – капель!

• Законченная логичная работа с началом и концом. Хорошо!

• Внутри рассказа получился полноценный содержательный диалог.

• Немного неожиданный конец, но вполне согласуется с характером героя. Васька - игривый, любопытный и глупый котёнок.

* * *

Кот смотрел в окно и думал: «Вот бы хозяйка увидела, какая там весна наступила…» С этими мыслями он вышел на улицу. С водостока свисала большая сосулька. На неё светило солнышко, она была очень грустная, что тает! Кот был труслив, поэтому тихонько к ней подошёл, тронул носиком и тут же отскочил.

Сосулька вдруг сказала:

– Не бойся меня, я не опасная.

– Как ты сюда попала? – боязливо спросил кот. Тут солнце ушло за тучу.

– Я сосулечка…

– А почему ты такая грустная? – спросил кот.

– Я скоро растаю, и меня не будет…

Вдруг вышло солнышко, и сосульке стало совсем плохо.

– Сосулька! Ты куда?..

И она растаяла. А кот, не дождавшись ответа, пошёл домой.

Маша Щурок

• Ещё одно сочинение с грустным концом… Что же делать, если сосульки тают?..

• Получились целостные образы грустной сосульки и боязливого кота.

• Интересно с помощью появления солнышка показана переменная весенняя погода.

* * *

Однажды мартовским днём деревенский кот Васька забрался на подоконник и уставился на сосульку. Сосулька говорит:

– Привет!

– Не мешай мне думать!

– Ну что «думать»! Весна же!

– Не мешай!

– Ну почему ты такой?!

– Какой?

– Мммм… Слишком умный!

– Да я же кот учёный!

– Ну ладно… А ты любишь весну?

– Конечно! Когда приходит весна, мне в голову приходит много мыслей!

– Каких?

– Как поймать мышей…

– А… И мне нравится весна…

Тут сосулька чуть не заплакала.

– Что с тобой?

– Просто в конце весны…

– Что в конце весны?

– Я растаю!!!

Тут пришла девочка и забрала кота. Вот так они поговорили.

Маруся Маслёнкова

• Кот вышел с характером: высокого мнения о себе, но похоже, что на самом деле недалёкий.

• Получился полноценный диалог. • А весной действительно много мыслей приходит в голову! Интересное весеннее наблюдение.

• От учёного кота ждала каких-то более высоких, поэтических мыслей.

• Очень точно незаконченными фразами показала, что сосулька расстраивается, даже плачет.

• Изящно закончила разговор. Получилось вполне логично.

* * *

Однажды ранней весной кот залез на крышу. На крыше висела сосулька. И начался разговор. Конечно, кот начал первый, а сосулька потом поддержала.

– А знаешь, хорошо, что мы вдвоём!..

– А почему хорошо?

– Потому что я был один, а теперь я с тобой…

– Ну да, это весело.

– Конечно!

– А зачем ты сюда пришёл?

– Хотел посмотреть на весну!

Потом кот ушёл, а сосулька осталась висеть и ждать, когда кот придёт снова…

Карина Пачулия

• Карина, это действительно прекрасно, когда ты был один, а теперь – нет!

• Вроде про весну и немного сказано, а весеннее настроение чувствуется…

• Карина, у тебя получилось именно в диалоге раскрыть характеры кота и сосульки. Умница!

• Видимо, сосулька сразу не оценила общество кота…

* * *

Я сидела у камина, грелась.

На коленях кот.

Хорошо живётся вместе!

Я читаю, он уснёт.

Но однажды вечерком

Он сбежал на улицу

И увидел там сосульку,

Фыркнул и нахмурился!

Та сказала:

– Ну, привет! Как дела?

А он в ответ:

– Не мешай, гуляю!

Оттепель встречаю!

– А чего тебе мешать!

Мне бы таять и стекать!

И растаяла она в

Свете солнца у окна!

Соня Смирнова

• Соня описала разговор кота и сосульки в стихотворении. И у неё прекрасно получилось!

• В стихотворении две части: у камина и на улице. Эти части разные по темпу и ритму. Не знаю, было ли это задумано или случайно вышло, но вышло здорово!

• Как и Карине, Соне удалось показать характер кота в диалоге, репликой.

• Солнечное настроение создаётся, после прочтения хочется улыбнуться.

Первый дождь

* * *

Первый дождь – это не тот дождь, который идёт  первого марта, а дождь, после которого наступает весна. Идёт дождь, на улице тепло, лопаются почки, за считанные минуты распускаются молодые почки на деревьях. В воздухе появляются новые запахи от распустившейся листвы. Цветы подняли свои головки. Вдалеке грянул гром. Сквозь звуки дождя слышны притихшие голоса птиц. Природа пробуждается. Наступила весна.

Ксюша Беликова

• Ксюша, чудесное определение первого дождя!

• Здорово, что ты описала не только то, что видим, но и запахи («распустившейся листвы»).

• Точно подмечено, что в дождь птицы «притихшие».

• Только мне кажется, что это не впечатления от одного дождя, а в целом от прихода весны.

* * *

Облака далеко-далеко. Когда на улице холодно, то дождь замерзает и получается снег. А когда на улице тепло, то дождь не замерзает. Сегодня на улице идёт снег, но уже совсем скоро станет тепло и пойдёт весенний дождь. Я хочу, чтобы весенний дождик был тёплым, ласковым, чтобы я протянула руки и почувствовала тёплые капли на своих ладонях.

Варя Вязьмина

• Варя, как хорошо ты передала ожидание весны как ожидание тёплого дождя! И само ощущение дождя…

• Кажется, я сейчас протяну руки и почувствую долгожданный дождик…

* * *

Снега и метели закончились,

Пришёл конец зиме!

Снег сбежал ручейками,

И птицы поют, как певцы.

Цветы расцветают,

На кустиках почки,

И солнце всё греет теплей.

И после уроков ребята

Бегут табуном во двор.

Земля оживает,

Просыпается лес.

Очень все рады весне!

Соня Савина

• У Сони получилось передать весеннее настроение. Написано ярко и эмоционально.

• Видимо, увлеклась и забыла, что тема – «Первый дождь», а не просто «Весна».

• Попробовала написать стихотворение. Хорошо! В следующий раз помни про рифму.

* * *

Я шла к подруге и просто молила природу обойтись без дождя, так как было пасмурно.

Я уже была на середине пути, как вдруг завыл ветер и полетели первые лучи солнца! У калитки меня ждала подружка с корзинкой. «Пойдём в лес до дождя», – сказала она.

Когда я и Юля оказались в самой чаще леса, начался ливень… Мы успели спрятаться в дупле сосны, накрылись пледами, которые взяли с собой, ели еду из дома и слушали, как на ветру играют молодые иголки и листья соседних деревьев.

Вернувшись домой, я радовалась первому весеннему дождику!

Лиза Семёнова

• Получилась почти сказка. Заманчиво посидеть в дупле в дождь!

• Скорее это рассказ о приключении, чем о дождике. Особенное настроение первого весеннего дождя ускользает от читателя…

• «…завыл ветер, и полетели первые лучи солнца» – необычное сочетание…

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2020
№4.
С. 44-47
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.