Размышления о проекте «Музицирование для всех»

И.Елесина,
преподаватель ДШИ № 7, г. Балашиха Московской области

Размышления о проекте «Музицирование для всех»

В последние три года в разных городах нашей страны состоялось в общей сложности уже тринадцать концертов проекта «Музицирование для всех». Это говорит о том, что новое направление музыкальной работы с детьми, инициатором которого яв­ляется замечательный музыкант, человек с неравнодушным сердцем, композитор Игорь Михайлович Красильников, успешно раз­вивается. А отличительной особенностью концерта данного проекта 20 октября 2018 г. ДШИ имени М.А.Балакирева было то, что он послужил итогом Всероссийского конкур­са «Музицирование для всех», впервые прове­дённого ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО».

По словам Красильникова, секрет успеш­ности этого проекта определяется, прежде всего, тем, что он стимулирует развитие дет­ского музыкального творчества. Во многих общеобразовательных школах появляются кружки коллективного инструментального музицирования, занятия в которых приносят неоценимую пользу в эстетическом и нрав­ственном развитии молодых людей.

Значение музыки для всестороннего раз­вития личности трудно переоценить. Занятия музыкой развивают моторику, простран­ственное и логическое мышление. Понимание музыкальной архитектоники облегчает по­нимание компьютера, столь же иерархичного и структурного. Кроме того, они развивают навыки общения, умение работать в команде и делать несколько дел сразу - думать, чув­ствовать, слушать, смотреть, играть.

Положение артиста на сцене приучает к мак­симальной собранности, и человек с подобным опытом никогда не растеряется на экзамене, со­беседовании или ответственном выступлении. Наконец, музыкальное образование расширяет кругозор и вводит ребёнка в многообразный мир художественной культуры.

Развивать способность к творчеству и вос­питывать музыкальный вкус можно разными способами. Главное - достичь цели: научить слушать, понимать и любить музыку! И если в этом соучаствуют профессионалы - компо­зитор, преподаватель, дирижёр, оркестровые музыканты, если эта работа выполнена на вы­соком качественном уровне и востребована, то можно ожидать ярких результатов.

Детский инструментальный ансамбль - яв­ление уникальное не только потому, что даёт возможность всем его участникам ощутить себя важной составляющей в многомерном звуковом пространстве, но и потому, что оно имеет важный воспитательный аспект. Дети, которые бывают незаметны в качестве солистов, могут «раскрыться» в коллектив­ном музицировании. Такая форма обучения приносит множество положительных эмоций, ведь радость всей команды переживается не­сравнимо ярче, чем радость одного человека.

А играть на одной сцене с профессиональ­ными музыкантами, участвовать в исполне­нии замечательных произведений, понимать свою ответственность за общее дело - само по себе удивительный опыт.

Вот почему так важен этот проект «Музи­цирование для всех»1 Он даёт возможность заниматься музыкой тем детям, которым по разным причинам не удалось посещать за­нятия в школе искусств и которые не имеют какого-либо инструмента дома. Подобное творчество - не просто клуб по интересам, это параллель традиционно сложившимся формам обучения, иначе говоря - всеобщий музыкальный ликбез.

Именно с этих позиций, как мне кажет­ся, следует рассматривать обширную му­зыкальную и педагогическую деятельность И.Красильникова, связанную с привлечением большого числа детей к коллективному му­зицированию.

Автор: 
Искусство в школе: 
2021
№4.
С. 64

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.