«Память поколений: История Великой Победы в камне и бронзе»

Пашкаева Эвелина,
студентка 2 курса факультета дизайна
 ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПКУ)»

«Память поколений: История Великой Победы в камне и бронзе»

В юбилейный год к 80-летию со дня победы в Великой Отечественной войне на базе факультета дизайна МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) состоялся II Всероссийский конкурс студенческих проектов «Бессмертный полк героев Отечества», который прошел в рамках Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании».

Мне показалось удивительным то, что в рамках отраслевой конференции есть такая секция. Перед нами темы, которые были предложены к исследованию: «Поисковое движение, как форма сохранения исторической памяти», «Эволюция санитарной сумки», «Художественные образы к рассказу К.Г. Паустовского «Струна» и др.  Стало понятно, что для студентов-дизайнеров это очень интересное направление исследования, поднята тема искусства как способа сохранения исторической памяти.

Средства искусства (скульптура, поэзия, живопись, музыка), отражая героизм и самопожертвование, заставляют задуматься о том, какой ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне. Мемориальные комплексы, памятники Героям Отечества вызывают особое чувство причастности к тому, что было сделано нашими предками. Мы затихаем, стоя у вечного огня, и скорбно склоняем голову, преклоняясь перед подвигом тех, кто шел навстречу смерти с верой в Отечество и во славу Отечества. Память о героях этой войны живёт в каждой семье, воспоминания о них – это ожившие странички истории.

Открывая мероприятие, к нам обратилась доцент кафедры конструирования одежды Герасименко Ирина Ивановна. Она поделилась с нами личной историей своей семьи. Рассказала о том, какие неизгладимые раны оставила после себя война в судьбах её родных. Затаив дыхание, мы слушали наставление нашего педагога, своим рассказом она напомнила всем сидящим в зале, как важно ценить жизнь, любить своих близких и дорожить там, что они рядом с нами. Об уязвимости человеческой жизни очень точно рассказал в своей песне «Бумажный солдатик» Булата Шалвовича Окуджава, советский и российский поэт, певец и ветеран Великой Отечественной Войны:

Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел,
ведь был солдат бумажный.

Поэт просит помнить о жертвах тех, кто отдал свои жизни ради мирного будущего.

Тема моей работы: «Память поколений: история Великой Победы в камне и бронзе». Выбрав эту тему, я решила, что будет интересно рассказать о том, как через скульптуру и мемориалы сохраняется память о настоящих человеческих ценностях – мужестве, отваге, любви к отечеству и готовности защищать его. Такие памятники не только увековечивают в камне имена погибших воинов, но и становятся местом, где новые поколения могут собираться, чтобы вспоминать о подвигах героев, обсуждать их значения и черпать вдохновение для собственных поступков.

Мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», находящийся в черте города Брест в Беларуси. 8 мая 1965 года стала единственной крепостью, которой было присвоено звание «Крепость-герой», поскольку сыграла ключевую роль в начале войны, когда немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза в июне 1941 года. Защитники крепости, несмотря на значительное превосходство врага, оказали ожесточенное сопротивление.

Памятник советскому Солдату-Освободителю «Алёша», установлен в Болгарии в городе Пловдив. 11-метровая железобетонная фигура советского солдата, смотрящего на восток. Его прообразом является подвиг сержанта 234 артиллерийского полка 228 стрелковой дивизии Алексея Ивановича Скурлатова, который в 1944 году восстанавливал телефонную линию Пловдив – София. Возобновление телефонной связи было важным элементом для поддержания взаимодействия между различными военными подразделениями и гражданскими учреждениями, а также для координации действий армий и эвакуации гражданского населения.

Монумент «Воин-освободитель» возведен в память о павших в боях за Берлин советским воинам на военном мемориале в Трептов-парке в Берлине. Он является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне и освобождения народов Европы.

23 августа в День 80-ой годовщины Победы в Курской битве в поселке Поныри состоялось торжественное открытие первой очереди мемориального комплекса «Курская битва», посвященного подвигу Советских солдат на Огненной дуге. Перед нами комплекс, который включает в себя не только памятники и скульптуры, но и захватывающие визуальные элементы, которые помогают посетителям глубже понять важность переломных событий в ходе войны - Курской битвы. Памятник был заложен 10 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974 года.

К 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье – 19 октября 1974 года состоялось открытие мемориала «Защитникам Советского Заполярья» («Алёша»).

Мемориальный комплекс «Невский пятачок» стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов. Одной из основных особенностей мемориала является его стратегическое значение. Это место – арена ожесточенных боев, где советские войска, несмотря на непрекращающиеся атаки противника и тяжелые условия, сумели удержать позиции и не дать врагу продвинуться дальше к Ленинграду. Мемориал был создан для того, чтобы подчеркнуть важность этих боев в общем ходе войны.

Мемориал «Саур-могила» посвящён освобождению Донбасса советскими воинами в 1943 году. Первый памятник на кургане появился после окончания Великой Отечественной войны, в 1959 году. Автор этого памятника словно хочет передать нам идею о беспримерном мужестве советских солдат, которые, несмотря на все тяготы и лишения, проявили стойкость и решимость в борьбе против фашизма. Он призван напомнить о величии человеческого духа, жертвах, которые были принесены ради мира и свободы.

15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был торжественно открыт памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 тысяч защитников Сталинграда. Однажды вместе со своими одноклассниками я была на экскурсии в музее «Сталинградская битва». Позже мы поехали на Мамаев курган, кажется, что вид монумента «Родина-мать зовёт!» навсегда останется в моей памяти. В тот момент дул сильный ветер, было ощущение, что памятник может ожить в любую секунду.

Первым источником вдохновения создания Ржевского мемориала Советскому Солдату стало стихотворение «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского:

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки…

Образ растворяющегося в стае птиц солдата берёт своё начало от стихотворения «Журавли» Расула Гамзатова:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...

Журавли, взлетающие в небо, кажутся мгновением жизни солдат, которая была оборвана и пролетела так быстро, но оставила за собой неизгладимый след в сердцах людей. Атмосфера ушедшего скорбного времени, запечатленная в этом образе, усугубляет воздействие на нас, молодежь,  заставляя осознать, сколько судеб, полных надежд и мечтаний, остались в прошлом. Страх и надежда переплетаются в нашем восприятии, когда мы осознаем, что за каждой утратой стоит человеческая жизнь, история, исполненная борьбы и стремления к миру.

Личные судьбы солдат, можно сказать, становятся символами героической истории тех мест, где велись ожесточенные сражения.

Перелистывая героические странички истории Великой Отечественной войны, отраженные в памятниках, мы сохраняем в своей памяти  подвиги героев. Они формируют наше восприятие истории. Важно не забывать, что монументальное искусство — это не просто отражение событий, но и призыв к размышлению о последствиях этих событий, это размышление о ценности мира и необходимости поддержки друг друга в тяжелые времена.

Список литературы

  1. Биткинова В. В. Образы русской культуры ХVIII-ХIХ веков в бардовской поэзии. – 2012.
  2. Голиков В.А. Подвиг народа: памятники Великой Отечественной войны, 1941-1945 //– 1980.
  3. Даудова Б. А. Тема Родины в произведениях Расула Гамзатова // Современная наука, общество, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 144-147.
  4. История Исторического музея в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. издание к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Государственный исторический музей. – URL: https://shm.ru/books/5765/ (дата обращения: 10.03.2025).
  5. Шраговиц Е. Загадки творчества Булата Окуджавы: глазами внимательного читателя, 2022.