Дело жизни. Памяти Надежды Лаврентьевой

А. Чепурнова

Дело жизни. Памяти Надежды Лаврентьевой

Время «оттепели», 60-е годы ХХ века, явиллсь в нашей стране временем больших надежд, романтических устремлений. Духовный подъём переживался во всех областях культуры. Именно тогда во исполнение политики советского правительства в области художественного образования и воспитания подрастающего поколения, на территории бывшего Советского Союза возникло большинство ныне действующих музыкальных и художественных школ. В 1967 году было принято решение об основании Детской художественной школы в городе Электросталь. Осуществить эту задачу предложили семье молодых художников, Самоходкину Геннадию Андреевичу и Лаврентьевой Надежде Николаевне, только что окончившим соответственно, Московский педагогический институт и Художественное училище имени М.И. Калинина. Со всей пылкостью и жаром молодой души, жаждущей творчества и созидания, они взялись за непростое дело – создание школы «с нуля». Для них это стало не просто работой, а делом их жизни. Личная жизнь художников-педагогов слилась с жизнью художественной школы.

Что такое школа? Как и любая школа, это прежде всего концепция и система обучения, основанная на специфике, традициях и требованиях современности. Это – учебный план и образовательные программы с подробно разработанными курсами последовательного ряда учебных заданий по предметам и годам обучения. Начинать было трудно, но их вдохновляло искусство, любовь к ученикам и друзья, которые все вместе и создали необыкновенный творческий коллектив. Вместе они разработали новые учебные программы, создали крепкую материально-техническую базу, оснастили классы-мастерские. Для работы спроектировали и сделали уникальные мольберты – очень удобные, вместительные и одновременно компактные. Натюрмортный фонд, некогда собранный ими по крупицам, позволяет сегодня ставить интересные, неповторимые постановки. С самых первых лет в школе родилась непрерывающаяся традиция летних выездных пленэров – в Суздаль, Углич, Юрьев-Польский, Болхов. Главным вдохновителем, инициатором всех идей была Лаврентьева Надежда Николаевна. Она сумела привить своим ученикам понимание живописи, видение цвета, чувство красоты. О Надежде Николаевне Лаврентьевой, удивительном художнике, педагоге и человеке, хочется рассказать в этой статье.

Она родилась в 1944 году в г. Ногинске Московской области. Талантливую девочку Надю, занимавшуюся в изостудии Дома пионеров, неутомимую фантазёрку, затейницу, любили и отмечали все учителя. Педагог студии Людмила Михайловна Куркова говорила: «Надя, если ты не станешь художником, я с тобой здороваться не буду». Не напрасно говорила – Наде было интересно всё. Её соглашались принять в художественную школу при Третьяковке, да отец побоялся отдавать дочь в интернат, в общежитие – не отдал, и после окончания средней школы она поступила в Московское художественное училище на живописное отделение, где вместе с академическими дисциплинами изучала традиционное народное искусство: Мстёры, Жостова, Палеха, древнерусскую иконопись. Диплом она защитила на «отлично»: большой жостовский поднос с бабами в хороводе экспонировали на ВДНХ. Выпускницу ждала работа по распределению в г. Горьком, но судьба распорядилась иначе. 23-летней Надежде и её супругу, 25-летнему Самоходкину Геннадию, предложили возглавить открывающуюся в Электростали художественную школу.


Геннадий Андреевич Самоходкин, директор и основатель Электростальской ДХШ,
и Надежда Николаевна Лаврентьева, жена и соосновательница школы

Эти первые годы были, пожалуй, самыми счастливыми. Были молоды сами педагоги, были юными ученики. И всё тогда было для них впервые: первые натюрморты, первые пейзажи, первые портреты. Первые тематические композиции, декоративные панно, скульптуры. Первые лекции по истории искусства, первые экскурсии в художественные музеи и поездки в Ростов и Суздаль. Первые просмотры, первые родительские собрания, первые выездные пленэры – в Абрамцево, в Рузу. Первые этюды. Купание, полевые цветы и земляника, росистые вечера на берегу Рузы, весёлые костры, песни… Это было давно… но это незабываемо. Были первые награды. Первые успехи и признания. Были первые новогодние вечера и спектакли, которые сочинял директор Геннадий Андреевич Самоходкин. Это было в ХХ веке, в начале 70-х годов.

Надежда оказалась изумительным педагогом, блестяще вела все предметы без исключения – от рисунка и живописи до лекций по истории искусства. Вместе с супругом, Г.А. Самоходкиным, участвовала в разработке всех учебных программ. Они всегда были вместе, плечом к плечу, словно сообщающиеся сосуды. Всю себя, не жалея, она отдавала постановочному искусству: красивая и методически верная постановка натюрморта – это 80 процентов успеха в обучении. Вот так – по нескольку сотен постановок в год, никогда не повторяясь. В натюрморт, «театр вещей», могли быть вовлечены шкаф, стол, ковёр, шуба, санки… Таков был принцип, провозглашённый ею и Г.А. Самоходкиным – ставить натюрморты интересные, красивые, творческие, чтобы самому хотелось их написать. Также педагогу, прежде чем давать задание детям, нужно было выполнить эту постановку самостоятельно, чтобы лучше понять все сложности и тонкости, с которыми придётся столкнуться ученикам. И Надежда Николаевна с упоением писала почти каждую свою новую постановку, находя при этом неожиданные ключи к решению живописных задач. Как ждали её уроков, как торопились в «художку» на уроки живописи – словно на интересный спектакль! Помнится, волнение и нетерпеливое ожидание в коридоре начала урока живописи. Там, за дверью мастерской, как чудо, ожидает нас новая постановка, новое интересное задание! Простая, выразительная и грамотная речь, очень красивые показы с комментариями, почему положен именно этот мазок, – такими запомнились уроки живописи. Дети слушали, замерев, и легко усваивали, как, в какой последовательности «вырастает» работа. При поступлении в вузы всегда отмечали учеников Н.Н. Лаврентьевой за отличную живопись.

Электростальская художественная школа считалась своего рода знаком качества. Её всё увлекало, она была исполнена живой творческой энергией, бившей, пульсирующей, фонтанирующей. Она всегда старалась привнести искусство в повседневный быт. Одну из стен в квартире расписала сюжетами в духе итальянской комедии, а пол в гостиной с помощью красок превратила в персидский ковёр. Созидательная энергия проявлялась во всём. Даже летом, на даче, она успевала и работать на грядках, и рисовать, и собирать соседских детей, чтобы вместе творить из старых вёдер и кроватных пружин конструкции в духе Татлина. Любимой затеей на школьных вечерах были спектакли: кукольные, актёрские, театр теней. Словом, за что бы ни бралась, всё получалось прекрасно.

Надя – талантливейший, остроумный художник; работала неутомимо, много. 1990-й год. Выставком Союза художников. Мэтры отбирают картины для коллективной выставки. По одному приглашают авторов, всё чинно, серьёзно. Портреты героев труда, пейзажи, натюрморты… Но тут вызывают Надежду Лаврентьеву – и тотчас раздаётся взрыв хохота, хорошего, искреннего. Она принесла на худсовет работу «Когда повеет вдруг весною», где среди мартовских луж на детской карусели флиртуют немолодые дворник с дворничихой, комичный и в то же время глубоко лиричный сюжет. Сейчас картина находится в фондах городского музея, а тогда выставком её отклонил – слишком выделялась она из общего привычного ряда и сосредотачивала на себе внимание. Надежда не боялась экспериментов. В своём творчестве ей удалось избежать опасности, нередко грозящей педагогам-художникам, – полного погружения в методику, из-за чего в собственном рисовании порой возникает робость, начинает сквозить ученичество. Нет, в её работах, несмотря на приверженность к классическому подходу в живописи, – свойственные Серебряному веку прозрачность и лёгкость. Её рисунки виртуозны и изящны. Она мастерски владела акварелью, умела раскрывать всё богатство этой непростой и капризной техники.

Тонко чувствующая и понимающая детей, Надежда Николаевна очень многим своим ученикам помогла сделать в жизни правильный выбор, определить направление в будущей профессии. Сегодня это взрослые художники, архитекторы, реставраторы, преподаватели, иллюстраторы, дизайнеры, художники - постановщики, иконописцы, а когда-то просто дети, робко делающие свои первые шаги в искусстве.

Поражала её особенная манера объяснять. Например, о кисточке, которую сама боготворила: что у неё есть «мысочек» и «пяточка», что работать надо «мысочком», «пяточки» не касаясь. Кисточка от этого расплющивается, и хорошего пятна не получится. На её уроках не случалось никаких проблем с дисциплиной. Она считала: да, это дети, ученики, но это и друзья – значит, необходимы и строгость, и доброта, то есть серьёзный материнский подход. Поэтому её так любили ученики и считали непререкаемым авторитетом. Удивительно, как удавалось Н.Н. сохранять дистанцию, быть очень требовательной и в то же время совсем своей, близкой, как мама. На выездных летних пленэрах всегда заботилась, чтобы дети вовремя сходили в баню, вдоволь ели свежих ягод и пили деревенское молоко; чтобы не только трудились, но и отдохнули, погуляли.

В искусстве и в личных отношениях она было принципиальна, пряма и честна и при этом не подавляла. Она не переносила пафоса, была иронична, не терпела обыденности, однообразия, серости, принуждения. Её статьи на профессиональные темы, написанные простым и очень симпатичным языком, публиковались в журналах «Художественная школа» и «Искусство в школе».

Известный, авторитетный художник-педагог, член Союза художников России, она возглавляла секцию живописи методического объединения педагогов художественных школ Московской области и Электростальской методической зоны. За 50 лет педагогической деятельности на базе своих авторских программ и методических разработок она провела множество семинаров и мастер-классов по академической живописи и пленэру. Не раз выступала на областных и республиканских конференциях, курсах повышения квалификации. За вклад в развитие культуры и искусства Н.Н. Лаврентьева была удостоена почётных званий «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Заслуженный работник культуры Московской области».

Надежда Николаевна посвятила жизнь искусству, художественной школе, детям, щедро одаривая всех своим ярким талантом. Всегда бодрая, с улыбкой, готовая помочь, подсказать и по-житейски, и по профессии, – такой запомнили её друзья, коллеги и ученики. Мужественно и терпеливо перенесла она страдания и мучительную болезнь, настигшую её в последний год. И теперь, когда её не стало рядом с нами, мы вспоминаем о ней и благодарим за то, что в нашей жизни был такой удивительный и светлый человек, как Надежда Николаевна Лаврентьева.

Благодарим редакцию Электростальской газеты «Молва» и лично Наталью Захаровскую за помощь и предоставленный материал.

Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 33-36.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.