Круглый стол по артпедагогике и артволонтёрству
Круглый стол по артпедагогике и артволонтёрству
Круглый стол по арт-педагогике и волонтерству - одно из тех событий, которые дают надежду на будущее нашего общества и страны.
Творчество (в самом широком смысле слова) - это естественное состояние человека любого возраста, оно делает жизнь осмысленной, независимо от того, сознает ли это он сам.
Человек, с детства лишенный творчества - это человек поистине больной с психологической точки зрения и кандидат в так называемые зоны риска. А общество не творческих людей - больное общество и кандидат в те же зоны, если не их "обитатель".
Что же сказать о физически, психически больном ребенке, или о раненом людьми и судьбой ребенке, да и не обязательно о ребенке! Там совместное творчество в атмосфере любви и уважения - это спасение человека. А расширение таких практик - путь к спасению всего общества.
Творчество возможно в любом деле, во всей жизни, но в детстве такой опыт лучше всего приобретается в искусстве.
Возможности арттерапии признаны, но терапия применяется тогда, когда ты уже болен. Зачем этого дожидаться? Если искусство так целительно, то нужна всеобщая артпрофилактика, то есть полноценное и общедоступное художественно-творческое общее образование (а государственная образовательная политика направлена в противоположную сторону!) В мире существует опыт, подтверждающий, что дети и юноши, которые занимаются художественным творчеством, на порядки реже попадают в те самые зоны риска (так мы красиво называем депрессию и деперсонализацию, наркоманию и алкоголизм, преступность и суицид). Нужно, чтобы родители, а не только власти и учительство, поняли, что здоровье и душевное благополучие их любимых детей в их долгой жизни гораздо больше зависит от этих якобы бесполезных занятий, чем от быстрой карьеры и больших денег.
В участниках Круглого стола меня удивило такое естественное желание делать добро и всесторонность понимания тонкостей,трудностей, опасностей такой работы, взаимных влияний всех, кто в нее включен, их ответственности. Дай Бог удачи!
Пресс-релиз
Круглый стол
«АРТ-ПЕДАГОГИКА И АРТ-ВОЛОНТЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
О мероприятии. Сегодня в России реализуется множество благотворительных и волонтерских программ для воспитанников детских домов и интернатов. Задаривая детские дома полезными вещами, праздниками, гастролями известных артистов, мы, вроде бы, делаем добро. Но как решается при этом главная проблема детей-сирот и детей с ОВЗ, - проблема их пассивности, несамостоятельности, зависимости от чужой помощи? Как не приучить детей к тому, что материальные блага достаются без вложенного труда? Как сделать, чтобы усилия благотворителей и волонтеров влияли на успешную социализацию детей-сирот и детей с ОВЗ?
Поиску ответов на эти вопросы посвящен Круглый стол в Общественной палате РФ. На нем будет представлена одна из инновационных практик социализации детей-сирот и детей с ОВЗ – «Арт-педагогика и арт-волонтерство», разработанная и реализуемая уже более 15 лет коллективом Московской международной киношколы.
Данная инновация предусматривает:
- производство фильмов и спектаклей совместными командами студентов творческих колледжей/вузов и воспитанников детских домов/интернатов;
- показ фильмов и спектаклей, созданных такими совместными командами, в домах ветеранов, «палатах милосердия», а также на открытых городских, межрегиональных и международных мероприятиях.
Совместное творчество способно восстанавливать серьезные «пробелы» в развитии/социализации детей, ведь область искусства затрагивает человека эмоционально, ценностно, коммуникативно, т.е. человека в его человеческой (а не узкофункциональной) сущности. Сценические и экранные виды искусства имеют особый потенциал, ведь в их основе необходимость общения, обмена, со-авторства, многопозиционного взаимодействия, живого столкновения с различными зрительскими аудиториями. Подобная творческая и коммуникативная среда может быть осмыслена как терапевтическая в отношении детей-сирот и детей с ОВЗ, ведь она способна выводить из вынужденной социальной изоляции.
Таким образом, воспитанники детских домов, привыкшие быть объектами благотворительности и добровольчества (получателями помощи), меняют свою социальную роль и сами становятся волонтерами (помощниками). Они оказываются со-авторами и со-исполнителями коллективного творческого продукта (совместного фильма, спектакля или концерта), а в качестве зрительских аудиторий выбираются одинокие старики в домах ветеранов, тяжело больные дети и т.д.
Данная инновация меняет и концепцию профессиональных/образовательных стандартов по целому ряду творческих специальностей. Происходит осмысление волонтерства и педагогики не как «факультативной» деятельности, но как сущностной составляющей творческих профессий.
Обсуждаемые вопросы:
- критерии эффективности благотворительных и волонтерских программ для детей-сирот и детей с ОВЗ;
- осмысление искусства и творчества в контексте педагогики и социальной арт-терапии;
- формирование новых профессиональных и образовательных стандартов «Арт-педагогика и арт-волонтерство»;
- запуск программ подготовки специалистов, взаимодействие организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- запуск пилотных программ развития арт-педагогики и арт-волонтерства в российских регионах, формирование сети партнерских детских домов и интернатов;
- источники поддержки, взаимодействие с НКО и социально ответственным бизнесом.
Оставить комментарий