Интеграция образования как условие эстетического воспитания школьников

Е. Подповетная, кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Приднестровский госуниверситет им. Т.Г. Шевченко» (ПМР)

Интеграция образования как условие эстетического воспитания школьников

Интегративный подход является необходимым условием разностороннего эстетического развития личности в образовательном процессе.

Как отмечал В.В. Ванслов, «ни один из видов искусства, отдельно взятый, не способен решить всю полноту задач эстетического воспитания и всестороннего развития человека, хотя каждый из них участвует в решении этих задач, имея свою конечную цель. Лишь вся совокупность отдельных искусств может развивать всю полноту человеческих потенций, сделать личность действительно многогранной, помочь совершенствованию всех сторон психики и богатства внутреннего мира человека» [2, 240].

Согласно Б.П. Юсову, интеграция - это взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии, «перевод», перенос, преображение одной художественной формы в другую художественную модальность: цвета - в звук, звука - в пространство, пространства - в мерность строки стихотворения, проведение определённого жанра искусства по всему диапазону полифонии в произведении [6,33].

В исследованиях последнего десятилетия широко освещены вопросы эстетического воспитания детей и подрастающего поколения в процессе интеграции основного и дополнительного образования (Л.П. Ильенко, Н.К. Карпова, И.Э. Кашекова, А.Н. Малюков, Е.В. Ремнева, Г.Н. Савельева, И.А. Синкевич, Т.В. Фуртаева и др.).

Изучение опыта образовательных учреждений Мурманской области в сфере эстетического воспитания показало, что традиционное представление о художественно-эстетическом, музыкальном образовании как освоении конгломерата знаний, умений и навыков постепенно теряет свою актуальность. Это говорит о необходимости расширения спектра задач обучения учреждений дополнительного эстетического образования. Так полноценное постижение музыкальной культуры, например, связано со способностью воспринимать музыку как живое, образное искусство, предполагает особое чувственно-эмоциональное восприятие музыки, наличие у школьника способности «открывать себя» через музыку.

В связи с этим возникает проблема интенсификации урока, повышения его насыщенности. Решению этой задачи способствуют современные образовательные технологии: полихудожественный подход; интегрированные технологии; использование аудио- и видеоматериалов на открытых занятиях, концертах для родителей. Собственное творчество детей позволяет добиться желаемого результата в процессе музыкально-эстетического образования, помогает им передать при исполнении музыкальный образ.

Анализ существующих интегрированных учебно-методических комплексов позволяет констатировать, что программы в основном ограничиваются уровнем межпредметных связей и рассчитаны на обучающихся младшего звена.

В ходе экспериментальной работы в образовательных учреждениях Мурманской области (общеобразовательная школа, детская музыкальная школы, детская школа искусств) разрабатывалась и апробировалась технология инновационной деятельности, направленная на интеграцию содержания эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое формирование личности подростков осуществлялось в следующих формах: интегрированные уроки в школе; приобщение к внеклассной и внешкольной эстетической деятельности; классные часы; музыкальные гостиные; факультативные занятия по эстетическому воспитанию подростков в общеобразовательных учреждениях; приобщение к проектной деятельности; итоговые или обобщающие для нескольких классов занятия с использованием межпредметных связей (комплексные).

Основное значение в решении педагогических задач в рамках исследования имела организация взаимодействия учителей предметов эстетического цикла, педагогов дополнительного эстетического образования и школьников V-VIII классов на интегрированных уроках и занятиях по эстетическому воспитанию.

Система занятий разработана на основе интеграции смежных видов искусств - музыки, литературы, изобразительного и театрального творчества, декоративно-прикладного искусства.

Приведём пример интегрированного занятия «Пейзаж в живописи, музыке и поэзии» для учеников Детской школы искусств.

Литературный материал: Н.М.Языков. «Две картины» (картина первая); Ю.А.Кремлёв.

Монография «Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества» (1949 г.); И.В.Гёте. «Природа»; Н.М.Языков. «Утро»; И.С.Никитин. «Утро» (по выбору); И.С.Никитин «Вечер ясен и тих».

Музыкальный материал: Ф.Лист«На Вал­ленштадтском озере» («Годы странствий», год первый); Ф.Шопен этюд с-moll, ор. 25, №12; В.Н.Салманов «Утро в лесу», «Вечер».

Наглядный материал: И.И.Левитан «Озеро»; В. Ван Гог «Море в Сент-Мари»; А.А.Рылов «В го­лубом просторе»; И.К.Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Радуга»; Ф.А.Васильев «Рассвет»; И.И.Левитан «Летний вечер. Река»; А.С.Андреев «Вечер тёплого дня».

Рабочий материал: бумагаА-4, карандаш, па­стель, гуашь, кисть, акварель– кисть, тушь– перо, цветные карандаши.

Ход занятия.

Учитель музыки. В поэзии чередование осени, зимы, весны и лета, смена дня и ночи означает нечто большее, чем обычную природную закономерность. Они обрели устойчивые образные ассоци­ации, за ними закрепились поэтические символы, связанные с пробуждением, расцветом и увяданием жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа пленяет и трогает милой прелестью настоянного на посевых травах летнего дня, мо­розного «ядрёного» воздуха, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с ранними туманами над водой.

Чтец читает стихотворение Н.М.Языкова «Прекрасно озеро Чудское…». Звучит произве­дение Ф.Листа «На Валленштадтском озере».

У. Ребята! Вы прослушали музыкальное произ­ведение для фортепиано. Какой характер мелодии? Какие впечатления вызывает у вас услышанная музыка?

Д. Спокойный, нежный характер. Ясная, кра­сивая мелодия.

У. На что похожи гармонические фигурации в сопровождении? Можно под эту музыку размыш­лять, мечтать?

Д. Эта музыка изобразительного характера. Она изображает плавный плеск водяных струй, игру и сверкание солнечных лучей, водяные брызги… Му­зыка передаёт переживания человека, вызванные картинами природы.

У. (Резюмирует высказывания детей.) Музыка не только изображает озеро, но и передаёт чувства человека, погружённого в созерцание пленитель­ного пейзажа. Особенно выразительно передаёт это состояние мелодия.

Это произведение написал выдающийся вен­герский композитор XIX века Ференц Лист. Он очень любил путешествовать. Однажды Лист посетил Швейцарию и был покорён красотой природы этой страны. Под воздействием этих впечатлений он написал программное произве­дение для фортепиано «Годыстранствий». Слово«программное» означает то, что произведения имеют названия, которые отражаются в заголов­ках. В это сочинение Ф.Листа вошли такие пьесы, как «На Валленштадтском озере», «У родника», «Пастораль», «Гроза». Это красочные картины природы, звукопись.

Педагог по ИЗО. Если бы захотели написать картину на эту музыку, какие краски вы исполь­зовали бы для этого?

Д. Светлые, голубые, зелёные тона.

Педагог по ИЗО демонстрирует репродук­ции картин «Озеро» И.И.Левитана, «Море в Сент-Мари» В. Ван Гога; «В голубом просторе» А.А.Рылова (по выбору).

Как вы думаете, какая взаимосвязь между сти­хотворением Н.М.Языкова, пьесой Ф.Листа и этими картинами? (Идёт дискуссия.) Образы воды, моря в разных аспектах – изобразительных и вырази­тельных, описательных и психологических – частое явление в поэзии, живописи и музыке XIX века. В это время в искусстве развивался жанр «марина». Слово «марина» означает «морской». В русской пейзажной живописи XIX в. замечательные марины писал художник Иван Константинович Айвазов­ский. За свою долгую жизнь он написал около шести тысяч картин. Ему принадлежат такие полотна, как «Девятый вал» (1850 г.), «Чёрное море» (1881 г.), «Волна» (1889 г.) и др. (Демонстрирует репродук­цию картины «Девятый вал» И.К. Айвазовского.)

Необъятное величие и буйная мощь морской стихии, огненные закаты, играющие на волнах лунного света, отвага борющихся с морем людей не­отделимы от личного чувства и настроения худож­ника. И.К.Айвазовский был живописцем Главного морского штаба и лично участвовал в ряде военных маневров Черноморского флота. Привязанность к морским пейзажам художник сохранил на всю жизнь. Он как никто другой сумел естественно передать морскую ширь, пронизанную светом, веч­но подвижную водную стихию. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагич­ность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству И.К.Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным.

Чтец. «Именно на картинах Айвазовского чув­ство находит то, что говорится ему прямо, ум оста­ётся в прекрасном dolce far niente (сладостное «ни­чегонеделание» – итал.), не помня о собственном существовании», – писал в сороковые годы славя­нофил и ценитель искусства Ф.Чижов. Н.В.Гоголь восхищался творчеством И.К.Айвазовского и мог бы, вероятно, сказать, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями».

Педагог по ИЗО. Художник был одарён пре­красной зрительной памятью, ярким воображе­нием, позволявшей ему работать с изумительной лёгкостью. Стены мастерской он стремился дер­жать пустыми, дающими простор видениям вообра­жения. Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря из них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

В зрелые годы творчества И.К.Айвазовского появляются так называемые «голубые марины» с их подчёркнуто цветной «атмосферой» (де­монстрирует репродукции картины «Радуга» И.К.Айвазовского. 1873 г.). Призрачные переливы света, смещая границы реального, преображаются в окутанные дымкой видения.

Чтец. И.Н.Крамской говорил о полотне «Чёр­ное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконеч­ный, а небо ещё бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю». Крамской изобразил её в своей собственной кар­тине «Неутешное горе». (Демонстрирует репро­дукцию картины И.К.Айвазовского «Чёрное море» и картины И.Н.Крамского «Неутешное горе».)

Педагог по ИЗО. Идея сверхчеловеческой «без­дны» передаётся композиционно – наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины. Какие краски использует художник в этой картине?

Д. Тёмные, мрачные.

Учитель музыки. Если бы вы были композито­рами, какой лад вы бы выбрали для произведения – минор или мажор? Какой характер мелодии – плавный или прерывистый?

Д. Выбрал бы мрачный характер музыки… Ми­норный лад, быстрый темп, широкую со скачками мелодию. (Звучит Этюд с-moll Ф.Шопена.)

Учитель музыки. Тематика художественного и музыкального произведений разная. Однако можно почувствовать внутреннее интонационное родство музыки Шопена и картины Айвазовского. Каким образом соответствуют настроение и образ, отражённые художником и музыкантом?

Д. Характеры музыкального и поэтического образов очень похожи: разбушевавшаяся стихия и стремительная мелодия…

Быстрые музыкальные фигурации и сгущён­ные краски картины передают страх, волнение человека.

Учитель музыки. Вы прослушали этюд до ми­нор великого польского композитора Фридерика Шопена. Его этюды раскрывают внутренний мир человека.

Большую часть жизни он провёл на чужбине – в Германии, Париже, Лондоне. Ф.Шопен писал: «Страдаю от какой-то глупой тоски, и, несмотря на всю мою отрешённость, я не спокоен: не знаю, что с собой делать». Тоску по родине углубляет назревающая драма отношений с Жорж Санд. В один из таких дней она не возвращалась домой, была сильная гроза. Это вызвало переживание композитора, которое он передал в музыкальных импровизациях этюда с-moll. Природа изобража­ется в нём как неотъемлемая часть души человека, его самых глубоких и значительных переживаний.

Чтец. «Сев за рояль, Шопен обычно играл до изнурения. Он чувствовал, что какая-то часть его жизни утекла вместе со звуками: он не хотел остановиться, и у нас не было сил его остановить! Волнение, сжигавшее его, охватывало и всех нас». (Фрагмент монографии Ю.А.Кремлёва «Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества», 1949 г.) Повторное прослушивание фрагмента Этюда с-moll Ф.Шопена.

Итак, морские пейзажи встречаются и в музыке, и в литературе, и в живописи. Однако большинство художников отображают в своих произведениях внутреннюю красоту природы, её спокойствие, степенность и величие, взывающие к нравственной чистоте. Одни черпают в природе силы для борьбы, другие задумываются о философских  противо­речиях бытия, в третьих она пробуждает светлое мироощущение.

Звучит фортепианная пьеса В.Н.Салманова «Утро в лесу».

Учитель музыки. Вы прослушали произведе­ние для фортепиано выдающегося отечественного композитора XX века Вадима Николаевича Салманова «Утро в лесу» (демонстрирует фотопор­трет В.Н.Салманова). Родители композитора не были профессиональными музыкантами. Однако его отец, инженер-металлург, был хорошим пиа­нистом и смог привить Вадиму любовь к классиче­ской музыке, которую он сохранил на всю жизнь. В.Н.Салманов гармонично претворял в своих со­чинениях также элементы русского фольклора. Какой характер этой музыки?

Д. Спокойный, мягкий… Плавная мелодия.

Педагог по ИЗО демонстрирует репродукцию картины Ф.А.Васильева «Рассвет». Дети на­ходят соответствия музыкальной и цветовой палитры художественных произведений.

Утро в классической и народной поэзии всег­да связано с образами весны, рождения жизни, произрастанием злаков, течением воды, что, как правило, окрашивается в светлые тона. В народе утро ласково называют зарей, зоренькой.

Чтец читает стихотворение «Утро» Н.М.Языкова или И.С.Никитина (по выбору). Звучит пьеса В.Н.Салманова «Вечер».

Учитель музыки. Это произведение для фор­тепиано написал тоже В.Н.Салманов. Какие ассо­циации вызывает у вас эта музыка?

Д. Мелодия грустная, нисходящая, как будто заходит солнце. Лад минорный. Это светлая грусть.

Педагог по ИЗО. Если бы вы были художни­ками, то какие краски использовали для создания картины на прозвучавшую музыку?

Д. Светло-голубые, сиреневые, золотистые и пурпурные цвета.

Педагог по ИЗО. Посмотрите, какие краски и цвета использовал и русские художники в вечер­них пейзажах. Соответствуют они услышанной музыке? (Демонстрирует репродукции картин «Летний вечер. Река» И.И.Левитана, 1890–1896 гг., «Вечер тёплого дня» А.С.Андреева, 2011 г.).

Д. Серебристо-серые, зелёные, голубовато-олив­ковые оттенки, тёплые золотисто-коричневые тона.

Педагог по ИЗО. Картину «Летний вечер. Река» написал великий мастер русского пейза­жа XIX века Исаак Ильич Левитан. Художнику удалось выразить на полотне гармонию, чистоту, свойственную природе. В картине чувствуется желание окунуться в умиротворяющую тишину и ощущается печаль автора – возвышенная и одухот­ворённая. Левитан был чужд всему чрезмерному, кричащему; не случайно практически никогда не писал он картины жаркого летнего зноя, предпо­читая такие состояния природы, когда солнечный свет нежно разливается. Эта картина написана под впечатлением поездок на Волгу.

Картина «Вечер тёплого дня» принадлежит со­временному художнику Александру Семёновичу Андрееву.

А сейчас давайте окунёмся в летние воспомина­ния. Рассматривая репродукции, вы можете себе представить звуки уходящего дня? Как затихает ветер и смолкают птицы, готовясь ко сну? Как лёг­кий ветер шевелит зелёные листья и со всех сторон перекликаются птицы. Когда громче слышен хор лягушек на берегу журчащей реки?

Дети находят ассоциации «природного» и музыкального звучаний.

Д. Послеполуденной жары солнце наконец клонится к горизонту, смягчая свой яркий свет и удлиняя тени. Летний вечер тёплый и уютный. В чистом небе ни облачка. В траве без умолка трещат кузнечики, порхают от цветка к цветку бабочки. Опускаясь всё ниже, солнце становится оранжевым, а над линией горизонта небо приоб­ретает нежно-розовый оттенок. Закат – настоящее украшение летнего вечера. Не только небо расцве­чивается изобилием тонов – от нежно-голубого до пылающего красного. Верхушки деревьев, про­текающая река так же покрываются сверкающей позолотой заходящего солнца. Чем ближе солнце к своей колыбели, тем прохладнее воздух и тише вокруг. Звуки становятся громче, голоса слышны дальше. Ярче ощущаются запахи. Лишь неумоли­мые сверчки хором продолжают свой концерт. Они будут петь до глубокой ночи, которая незаметно сменяет прекрасный летний вечер.

Чтец читает стихотворение Ивана Саввича Никитина «Вечер ясен и тих», 1851 г.

Вечер ясен и тих;

Спят в тумане поля;

В голубых небесах ярко пышет заря.

Учитель музыки. Величайший немецкий пи­сатель конца XVIII века Иоганн Вольфганг Гёте считал весь мир одухотворённым. В своей знаме­нитой статье «Природа» он признавал единство природы и человека, отдавая первенство послед­нему. Человек стремится постигнуть смысл жизни и законы природы, но она открывает человеку не все свои тайны.

Задание. Детям предлагается на выбор:

– сделать пейзажную зарисовку к произведению Ф.Листа«На Валленштадтском озере»;

– сделать зарисовку на стихотворение С.А.Есенина «Весенний вечер»;

– сочинить музыкальное произведение на кар­тину А.С.Андреева «Вечер тёплого дня».

Итак, в результате исследования были выявле­ны некоторые способы эстетического воспитания школьников в процессе интеграции образования:

– передача образов одного искусства изобрази­тельными и выразительными средствами другого;

– применение одного искусства для сопоставле­ния с другими видами искусства;

– использование художественных произведений для создания музыкально-образной атмосферы на уроке, что усиливает воспитательный эффект.

Результатом становится сформированность ассоциативного мышления детей, понимание искусства как формы художественно-образного осмысления мира, потребность и умение творче­ской реализации личностных представлений об окружающей реальности.

Это значительно обогащает эмоциональную сферу подростка, формирует культуру диалога с людьми как форму творческого обмена инфор­мацией и способа саморегуляции, что усиливает воспитательный эффект интеграции основного и дополнительного образования.

Сущность интегративного подхода к процессу эстетического воспитания заключается не только в усвоении искусствоведческих понятий и теорий, но и в развитии творческой личности ученика, фор­мировании представлений о взаимосвязи развития мира, искусства, науки и человека.

Эстетический воспитательный процесс в ус­ловиях интеграции предоставляет каждому под­ростку, наряду с общим образованием, условия для развития индивидуальных качеств и творческих способностей; он предполагает разработку интегрированных занятий и гибких учебных планов по эстетическому воспитанию школьников, а также осуществление дифференцированного подхода в дополнительном образовании.

Литература:

1. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразитель­ное искусство, 1988.

2. Когда все искусства вместе. Полихудожественное раз­витие учащихся различных возрастных групп: Посо­бие для учителя/ Под общ. ред. Б.П. Юсова. М., 1995.

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 18-21.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.