Экскурсионный день в музее

М. Велтистов, кандидат педагогических наук, педагог-организатор ЦНХО, г. Москва

Экскурсионный день в музее

Музейная педагогика является одним из важных направлений деятельности Центра непрерывного художественного образования, возглавляемого Академиком РАО и РАХ, народным художником России, лауреатом государственных премий СССР и РФ Борисом Михайловичем Неменским.

Благодаря контактам с директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Мариной Девовной Лошак, у наших педагогов появилась возможность посещения лучшего художественного музея столицы с правом приобретения бесплатных билетов. Проход в музей осуществлялся без очереди, что значительно экономило время слушателей. А главное, было организовано бесплатное проведение экскурсионных занятий и лекций в залах музея по определённой тематике. Экскурсии проводил автор статьи.

Лекции проводились в удобное для педагогов время, во второй половине дня, а время посещения музея составляло 2-3 часа. По договорённости с экскурсионным отделом приобретались специальные путёвки в определённый зал музея, не более чем для 15 человек.

Первая лекция была посвящена искусству Голландии XVII века. Возвышенная атмосфера музея, от гардероба до замечательной мраморной лестницы, по которой торжественно поднимаются зрители, создавала положительный настрой, способствующий усвоению новой информации и встрече с чем-то необыкновенным и чудесным.

Мы начали обзор с зала великого голландского художника Рембрандта ван Рейна, чьё имя всегда привлекает внимание посетителей. Вот перед нами картина под названием «Портрет старушки». Удивительная особенность Рембрандта - это умение тонко передавать черты стариков, проникать в их душевный мир. Лица на портретах светятся, словно освещённые внутренним человеческим светом на фоне полумрака, темноты и бесконечности. Рембрандт - мастер светотени, великолепно умеющий направить внимание зрителя на самое главное в портрете: выражение глаз, мимику и руки человека.

Известно, что гениальный художник всю жизнь писал самого себя. Все помнят юношеский автопортрет Мастера, задорно смеющегося, широколицего, круглощёкого молодого человека с Саскией на коленях и торжественно поднятым кубком! На голове чёрная бархатная шляпа с белыми перьями.

Но Рембрандт не только портретист, это многогранный гений. Его интересовало всё: антикварные древности, животный мир, старинные вещи и экзотика, изображение нищих и калек, бедных стариков-евреев, религиозные сюжеты.

Будучи глубоко верующим человеком, Рембрандт великолепно знал Библию. Перед художниками-педагогами предстала одна из интереснейших картин Мастера на сюжет из Ветхого Завета «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Рассказ о том, как был наказан жестокий визирь Аман, решивший сгубить весь еврейский народ в Персии. Эсфирь, что в переводе с древнееврейского означает «чёрная звезда», спасая свой народ, обратилась к царю Артаксерксу, раскрыв злые планы Амана.

Рембрандт разделил светом и тенью всю сцену на два плана: платье Эсфири светится, словно сотканное из звёзд и жемчугов, напоминая сказочные галактики. Царь поднял клинок, а перед ним на подносе катится по кругу яблоко, символизирующее конец жизни визиря. Аман, наклонив голову, ждёт исполнение приговора. Сумеречная тень легла на его фигуру.

Особенно интересно было педагогам узнать об особенностях красок, которыми пользовался великий Мастер. Он добавлял в краски мелко растёртый янтарь, что и сегодня, спустя столетия, создаёт впечатление, что его картины сверкают, словно подсвеченные.

Уходя из зала Рембрандта, мы посмотрели и его картину «Изгнание торгующих из Храма». Христос плетью разгоняет нечестивых торговцев, сжимающих в руках золотые монеты. Гневное лицо Христа контрастирует с испуганными лицами торговцев.

Мастер умер в нищете на чердаке, в бедном еврейском квартале Амстердама; из всего его богатства у него осталось лишь 3 костюма. Но нам он оставил самое большое богатство - свои гениальные картины, в которых борьба добра и зла, света и тени, сопереживание судьбам бедняков и нищих, великие библейские откровения. Они создают особое состояние у зрителей, когда происходит возвышение и очищение человеческой души, называемое в философии и психологии искусства катарсисом.

Именно классическое искусство оказывает максимально положительное воздействие на психику современного зрителя, тонко воздействует на подсознание, облагораживая человеческие чувства. Б.М. Неменский считает, что благодаря приобщению к шедеврам живописи человек может подняться на новую ступень в своём духовном развитии. И мы в этом убедились, знакомясь в музее с голландским искусством.

Перед нами предстал целый мир необыкновенно тонкого, лирического восприятия окружающей природы. Серебристые облака над равнинами; пасущиеся коровы, бредущие по лугам; извилистые речушки; морские заливы, корабли на рейде; ветряные мельницы, крутящиеся на фоне печального северного неба. Живопись и колорит голландских художников отражали как природные, так и бытовые условия жизни людей в XVII веке в Голландии, добившейся к этому времени вершины благополучия и процветания.

Голландия становится в это время владычицей морей, отнимая первенство у Испании, обретая независимость. Корабли везут в страну товары из самых отдалённых уголков мира. Тут и пёстрые восточные ковры из Индокитая, и волшебный бирюзовый фарфор под названием «миллион цветов», необыкновенные экзотические раковины, разноцветные причудливые перья тропических «райских» птиц. Амстердам становится центром торговой жизни всей Северной Европы.

Особенность голландской живописи заключается в реалистическом восприятии мира, в интересе к бытовым проблемам, к народным традициям и праздникам. Художников-педагогов особенно привлекли голландские натюрморты. Они выполнены мастерски, с великолепным знанием природных материалов: раковин, перьев, металла, стекла и хрусталя, тканей. Всё это соединяется с изображением экзотических фруктов: винограда, персиков, плодов манго.

Каждый предмет в натюрморте имеет свой «зашифрованный» символический смысл. Например, лимон, особенно с очищенной корочкой, это символ умеренности - хотя на заднем плане картины могут быть шикарные кубки, волшебные раковины. Роскошь контрастирует с умеренностью; детский портрет, нарисованный сангиной в натюрморте Юриана ван Стрека «Суета сует», контрастирует с черепом, подчёркивающим бренность существования человека в мире. Пиры, удовольствия, развлечения проходят, остаётся прекрасным и вечным только Искусство! Поэтому в натюрморте присутствует знаменитая книга греческого поэта Софокла «Электра», воспевающая великое искусство.

Во время нашего посещения музея проходило знаменательное событие в художественной жизни столицы: были впервые привезены 40 офортов серии «Капричос» знаменитого испанского художника Франсиско Гойи и их творческое «перевоплощение» не менее известным испанским художником Сальвадором Дали. Нам с художниками-педагогами удалось попасть на эту выставку, столь актуальную для современного зрителя.

В аннотации к своему самому знаменитому офорту «Сон разума рождает чудовищ» Гойя писал, что только в соединении с разумом воображение способно создавать прекрасное. В отсутствии разума появляются чудовища.

Толчком к созданию офортов для Гойи послужило его неожиданное заболевание, когда после сильных головных болей и головокружения художник полностью потерял слух. Он очень остро переживал свою болезнь, а страдания и пороки людей, окружающих его, стали восприниматься художником значительно острее. В «Капричос» художник отразил все пороки жизни современной ему Испании, когда ещё действовали суровые законы инквизиции. Неравнодушный взгляд, карикатурное видение, злая насмешка над окружающей действительностью, бичевание пороков всех мастей - вот в чём суть «Капричос».

Название «Капричос» означает «Причуды». Все эти причуды облачены в фантастические формы: тут и ведьмы на мётлах, и безумные старухи-сводницы, и уродливые мужчины и женщины, соревнующиеся друг с другом в глупости, в компании ослов и обезьян. Создаётся ситуация абсурда, когда всё переворачивается вверх ногами, становится сюрреалистичным. Может, поэтому мастер сюрреализма, знаменитый испанский художник Сальвадор Дали так увлёкся офортами Гойи, своего великого предшественника?

На выставке мы наблюдали своеобразный диалог этих двух художников. Сальвадор Дали сделал мир Гойи цветным и изобразил в нём самого себя, как участника далёких событий Испании конца XVIII и первой половины XIX века, соединив этот мир с миром века XX!

Великие художники, любящие свою родину и сопереживающие её бедам, создали в гротесковой манере уникальный мир причуд, которые и для нас, современных жителей России, очень актуальны. Разве вокруг нас нет глупости, вульгарности, пошлости, тщеславия, злобы, равнодушия, ненормальных человеческих отношений? Порою кажется, что прогресс пошёл вспять, а средневековые жестокие традиции возвращаются в наш сегодняшний мир. Мы видим, как терроризм, насилие, обман, всевозможные пороки становятся реальностью. Нестабильность и несправедливость в кризисное время порождают такие явления.

Выставка оказала большое влияние на зрителей: ведь педагог искусства, работая с детьми, должен уметь передавать юным художникам как раз противоположные чувства: солидарности, сочувствия, доброты, внимательному отношению к окружающему миру.

Среди многочисленных офортов особенно интересен автопортрет художника в цилиндре. Спокойное, сосредоточенное, решительное лицо с мужественными и волевыми чертами. Пронзительный взгляд гениального человека, который смотрит на нас сквозь века!

Именно офорты, благодаря возможности печатать их на бумаге во многих экземплярах, принесли славу Франсиско Гойе. Художник прорезал иглой стальные металлические пластины, покрытые воском. Все изображения на пластинах создавались в зеркальном порядке, чтобы при печати создавалось реальное изображение. После работы с иглой специальной кислотой убирался воск, наносилась типографская краска, и начинался процесс печати.

Офорты попали во все страны, некогда покорённые Испанией: в Мексику, страны Латинской Америки. Жители далёких континентов глазами свободного испанского художника увидели пороки инквизиции, увидели злые карикатуры на пороки общественной жизни и религиозные догматы...

     

Так прошёл экскурсионный день в музее. И вот перед нами снова та прекрасная лестница, по которой мы поднимались для просмотра шедевров искусства. Вновь мы, спускаясь, проходим мимо памятника А.С. Пушкину. Около бюста поэта всегда лежат свежие цветы. Торжественная и приподнятая атмосфера, многочисленные отклики благодарных посетителей в книге отзывов музея.

Мы подходим к книжному киоску, где продаются альбомы по изобразительному искусству, многочисленные открытки, раритетные вазы с картинами любимых художников, всевозможные сувениры на память о чудесном музее. В киоске мне удалось приобрести раритетный альбом с офортами Гойи под названием «Капричос. Гойя. Дали».

Вот в чёрной бархатной коробочке светится медаль, посвящённая столетию со дня открытия музея в 1912 году. На медали профиль Ивана Васильевича Цветаева, первого директора музея. А совсем недавно Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова в свой 95-летний юбилей была награждена Знаком Милосердия. Ирина Александровна - человек-легенда, сделавшая музей центром художественно-педагогической и интеллектуальной деятельности в России.

Когда мы уходили из музея, окружённого высокими голубыми ёлками, сквозь которые засверкали весенние солнечные лучи, а сквозь облака стали пробиваться кусочки бирюзового неба, возникли в памяти прекрасные строки нашего гениального поэта: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал»! Так и Франсиско Гойя пробудил в нас любовь к свободе и к его великой испанской Родине, стране благородного рыцаря Дон Кихота.

И мы верим, что добро и красота победят. А встреча с шедеврами, созданными великими мастерами прошлого, помогут сегодня педагогам-художникам в их нелёгкой миссии - передачи опыта Культуры новым поколениям.

(Цветные иллюстрации к статье помещены на 2-3-ей страницах вклейки.)

Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 54-57.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.