Размышления об инклюзии в образовании

И. Князькина, О. Князькина, ГБОУ школа №1391, г. Москва

Размышления об инклюзии в образовании

Если обратиться к дословному переводу, «инклюзия» - это вовлечение, включение. Мы вовлекаем и включаем в образовательный процесс детей, непохожих на других. Термин «инвалиды» теперь стал «неполиткорректным», поэтому педагогическое сообщество усиленно ищет обходные пути, как покрасивее назвать детишек, страдающих физическими или психическими отклонениями.

Таких отклонений, увы, очень много. Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: с расстройством поведения и общения; с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно-двигательного аппарата; с отсталостью умственного развития; с задержкой психического развития; комплексные нарушения. Таких детей принято называть мудрёной аббревиатурой: дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья).

Получается коллизия, которой страдают все «инновации», особенно в образовании. Медицинская статистика утверждает, что здоровых детей практически нет. У каждого что-то «барахлит». Это естественно: плохая экология, нездоровый климат мегаполисов, пищевые добавки, генетика. Получается, что все современные дети в той или иной степени имеют ограниченные возможности здоровья. А уж если взять зрение, детишек с «единицей» практически не осталось. И в условиях безумной компьютеризации перспективы вырисовываются, увы, неутешительные.

Поэтому все принципы, на которых основывается программа обучения детей с ОВЗ (психологическая безопасность, помощь в приспособлении к окружающим условиям, единство совместной деятельности, мотивирование ребёнка к учебному процессу), по большому счёту должны относиться ко всем детям.

Естественно, что разновидности «ограничений» в здоровье должны учитываться. Ребёнок, прикованный к инвалидному креслу, и ребёнок с ограниченным слухом всё-таки по-разному адаптируются в детской среде, в образовательном пространстве. Поэтому однозначного ответа на вопрос, к каким категориям детей может быть отнесено понятие «инклюзия», у нас нет.

Во все времена в человеческих сообществах были люди, отличные от других. Детская природа на протяжении эпох не меняется. Дети порой, увы, очень жестоки и нетерпимы. И то, о чём взрослые «научились молчать», дети «ляпают» со всей своей ранящей прямотой. И будут «ляпать» всегда, потому что дети, особенно подростки, переживают «болезни роста». И их «колючесть», агрессивность никуда не уйдут. Они во все времена будут обзывать детей с ОВЗ (каждый педагог в своей практике с этим сталкивался), во все времена будут слёзы, обиды и т.д. Потому что в семьях не прививается терпимость; потому что культурно-образовательный уровень семей различный; потому что Интернет «кишит» агрессией; потому что СМИ пропагандируют «успешных, богатых и красивых»; потому что пресловутый ЕГЭ устремляет к «заоблачным 100 баллам»; потому что современный мир - это мир, где «выживает сильнейший», мир жесточайшей конкуренции, в том числе и в образовании, Бесконечные рейтинги школ, бесконечные «фабрики звёзд», бесконечные «шоу» выбрасывают за борт детей-инвалидов. Хотя с высоких трибун говорятся красивые слова: «инклюзия», «доступная среда».

Мы считаем, что принципы инклюзивного образования уже давно придуманы, и нет необходимости вновь и вновь «изобретать велосипед»:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут;

Только нам, например, неясно, почему эти принципы называются «инклюзией»? Разве не ко всем детям они должны относиться? Главное ведь не в принципах как таковых, главное, чтобы они не превращались, как многое в нашем образовании, в «красивые слова» для отчётности. Лучше поменьше кричать об инклюзии и побольше делать реальных дел для человека. Не для Министерства, не для Департамента, а для ЧЕЛОВЕКА.

Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 39.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.