Анимация
Современный словарь-справочник по искусству
АНИМАЦИЯ (от лат. «оживление», «одушевление») — вид экранного творчества, основанный на покадровой съемке рисованных, живописных или объемно-кукольных фигур, передающей последовательные фазы движения. Проекция этих изображений на экран создает эффект оживления персонажей. Камера или компьютер фиксируют мир, созданный воображением художника, не существующий в реальном пространстве и времени. Принцип анимации был найден задолго до изобретения кинематографа. Днем рождения плоскостной рисованной мультипликации считают 30 августа 1877 г., когда было запатентовано открытие фр. инженера и художника Э. Рейно — аппарат для рассматривания движущихся изображений. Первые представления «Оптического театра», как назвал свои сеансы Рейно, начались в 1892 в парижском Музее Гревен. Разновидности рисованной А.: графическая, теневая, силуэтная; могут использоваться фотовырезки, перекладки, плоскостные марионетки. Дальнейшее развитие плоскостной А. было связано с усовершенствованием кинотехники («Магическое вечное перо», режиссер С. Блэктон, США, 1907; «Фантасмагория», режиссер Э. Коль, Франция, 1908).
Первооткрывателем художественных принципов объемной A. (кукольной, барельефной, использующей покадровую съемку трехмерных предметов или живых персонажей) был B. Старевич. В апреле 1912 г. в московском кинотеатре «Художественный» А. Ханжонков организовал премьеру его фильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей».
Шутки ради, для домашнего пользования Старевич снял первый отечественный графический фильм — новогоднюю сатирическую шутку «Петух и Пегас». В этой пародии использованы эмблемы двух крупнейших конкурирующих компаний рус. кинорынка (фр. братьев Пате и «Ханжонков и К°»): кляча с крыльями проглатывает помятого галльского петуха. Метод рисованной А. применен Старевичем в игровой экранизации «Ночи перед Рождеством» (по Н.В. Гоголю, 1913).
Необычную технику А. изобрел наш соотечественник А. Алексеев, удостоенный титула «Эйнштейн анимации». В 1933 г., в Париже, под впечатлением «Механического» балета Ф. Леже (1924) он смастерил «игольчатый» или «щетинный» экран: его стержни по-разному выдвигаются и освещаются, что создает особый изобразительный эффект. В фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского Алексеев сотворил из образов-призраков, духов шедевр ожившей гравюры — зыбкий, дымчатый мир нечистой силы, собирающейся на шабаш.
Художественные решения А. самые причудливые: ожившая живопись (возникающая мазок за мазком непосредственно под аппаратом), сыпучие материалы, плавящиеся и мнущиеся вещества (в т.ч. пластилин), проволока, компьютерная графика и т.д. и т.п. (см. анимационный фильм; Дисней; Художник анимационного фильма).
в раздел : словарь терминов / таблица
Оставить комментарий