Десятилетие «Жар-птицы»
Десятилетие «Жар-птицы»
Десять лет назад Новосибирская студия «Поиск» организовала в одном из детских оздоровительных лагерей Первый Всероссийский фестиваль «Жар-птица» - фестиваль анимационных фильмов, создаваемых детьми. И вот – первая и, пожалуй, самая красивая юбилейная дата: Десятилетие.
В 2003 году на фестиваль съехались 17 студий. На десятом их было 54. И не только потому, что участники рассказывают другим, как там хорошо. Еще и потому, что работники «Поиска» во главе с многолетним руководителем студии и директором фестиваля Петром Анофриковым без устали ездят по городам и весям, рассказывают и показывают, как несложно устроить у себя анимационную студию, сколько радости это приносит детям и какими ощутимыми могут стать их творческие достижения.
На фестивале «Жар-птица» создается неповторимая, трудовая и легкая атмосфера всеобщего сотрудничества. Здесь не борются за места, не подозревают в чем-либо друг друга и недоступных членов какого-нибудь закрытого жюри, не заражают детей духом соперничества и тщеславия. Здесь все – педагоги, дети, приглашенные мастера - сотрудничают и учат друг друга. А вечерами смотрят фильмы, слушают выступления музыкантов и бардов, проводят беседы о литературе…
Опытные аниматоры в условно-свободное время ( по-настоящему свободного нет, хотя купаться успевают!) часами работают – кто с детьми, кто с начинающими руководителями, осваивают разнообразные технологии и поэтику анимации. Ведь если в первый раз можно приехать на фестиваль без своего фильма, то на второй нужно уже что-то привезти, показать и обсудить. В результате наблюдаешь воочию творческий рост новых студий – иногда стремительный и удивительный, когда на второй-третий раз созданный фильм уже входит в число лучших.
Как же отбираются эти лучшие, если фестиваль – не конкурс, не соревнование? Дело в том, что соревноваться не нужно, но содержательная оценка необходима, без этого ни педагоги, ни сами дети не будут знать, на что ориентироваться, как отличать «хорошее» от «плохого». А значит – над чем работать, как расти.
Порядок таков. Ежедневно с утра идут просмотры нескольких десятков фильмов. После этого так называемый Совет мастеров, в который входят режиссеры, художники, киноведы, психологи, ведет открытое обсуждение фильмов дня со всеми руководителями студий. Одновременно так называемый Совет подмастерьев, состоящий из детей - представителей разных студий, под руководством кого-то из мастеров, проводит свое обсуждение. (Кстати, оценки этих Советов бывают в большинстве случаев очень близкими). В конце недели каждый из Советов отбирает 10 наиболее понравившихся фильмов, а окончательный выбор десятки, без распределения мест внутри нее, делается в результате общего голосования всех судий-участниц.
При этой системе никто не жалуется на предвзятость оценки и, главное (чего обычно не бывает на конкурсах), каждый понимает, почему фильм оценивается так или иначе, что специалисты и коллеги считают его сильными или слабыми сторонами, и может сознательно отнестись к этим оценкам.
Цель фестиваля формулируется просто: «Главное, чтобы все расстались друзьями!». И постоянно напоминаются слова писателя Шергина, которые процитировал когда-то многолетний член Совета мастеров, замечательный режиссер аниматор Л. Носырев, и которые стали девизом «Жар-птицы»: «Прибыльное это дело для души – на чужой успех любоваться».
А. Мелик-Пашаев, участник девяти из десяти фестивалей «Жар-птица».
Оставить комментарий