Клуб в посёлке Молзино

Н. Лаврентьева, художник, заслуженный работник культуры РФ, педагог детской художественной школы, г. Электросталь

Клуб в посёлке Молзино

Мои заметки о работе в изостудии «Мозаика»

Не могу не рассказать о ребятах моей студии в деревне Молзино Ногинского района Московской области. Очень уж интересная ситуация сложилась в этом Доме культуры. Он достался местным жителям от советских времён, когда общественные здания строили громоздкими, крепкими (из железобетона) и не обязательно красивыми, вот как наш молзинский. До наших дней этот бывший клуб, а ныне Дом культуры, сохранил в целости не только фасад, но и коллективы, творческие и спортивные, населяющие его и процветающие. Деревенские ребятишки благодаря этому занимаются сразу во всех студиях, секциях и кружках и от того производят очень занятное впечатление о себе. Они дружны, знают всё друг о друге, как младшие о старших, так и старшие о маленьких. Знают, у кого какая в доме собака, кто пропустил занятия, потому что катался на горке, у кого сегодня день рождения, кто плохо вёл себя на русском и т.д. Ребята любознательны и охотно ездят на различные культурные мероприятия, раскрепощены, но неразвязны, а многие из них выступают на сцене в спектаклях и концертах.

В общем, прямо-таки «дворянское» воспитание. Конечно, не все дети такие воспитанные, но ко мне в студию ходят именно такие, и мне с ними интересно.

Рассказы о юных художниках

Зайка из «Мозаики»

На первом занятии дети (8-9 лет) учились рисовать чёрным фломастером разнообразные виды линий и штрихов. Я им показала, как изобразить кирпичики, сучочки и годовые кольца на струганных досках, рыбью чешую, черепицу на крышах, змеиную кожу, волну простую и древнегреческую, решётки, шахматное чередование клеток и т.п. Дети работали с огромным увлечением, воспринимая каждый рисунок как открытие. В дальнейшей работе мы часто обращались к этим нашим упражнениям.

Интересно было наблюдать, с какой гордостью и в то же время желанием помочь и научить, дети сообщали пропустившим занятие ученикам о своих достижениях, полученных на первом занятии.

Теперь я с ребятами могла перейти к кон­кретному рисованию, так как у нас в руках был один из простей­ших элементов изо­бразительной грамоты. Дети нарисовали ка­рандашом зверька, рас­положив его, по моей просьбе, на всём разме­ре листа (А 4). Надо ска­зать, что они с большим волнением, сравнимым с первым выходом на сцену театра, как бы бо­ясь самих себя, увели­чивали свои рисунки.

Конечно, картинки получились корявые, «мультяшные», статичные. В разговорах мы определились, как дополнить изображение, чтобы как можно больше рассказать о наших героях. Так зайке пришлось добавить шляпу и чёрный бантик - он стал интеллигентнее, умнее; мишке пририсовали ложку и бочку (видимо, с мёдом), а на свободном месте добавили большую пчелу. Если ребёнок затруднялся с выбором героя, я предлага­ла ему порисовать с картинки из детской книжки или с игрушки, выполненной в реалистическом стиле. У нас появились рисунки рыбки, собачки, лошадки. Главное, чтобы рисунки были хорошо скомпонованы на листе, взяты в характере. Моё вмешательство было минимальным, так как хо­телось сохранить детскую непосредственность и неповторимость.

В «фас» и в «профиль»

Изучали, как нам рисовать «человечков». Оста­новились на рисовании головы. Рисовать положе­ние «фас» было несложно. Открытием оказалось, что портрет становится другим, если изменить при­чёску, поиграть с ней. Оказывается, можно за­кудрявить её и разлохма­тить, можно причесать и разгладить волосы, до­бавить или убрать чёлку, заплести косички или совсем убрать волосы и сделать лысину. На гла­зах у детей я преобража­ла круглую рожицу то в девочку, то в старичка. А ещё поработала в портре­те над губами. В резуль­тате головка то пела, то улыбалась, то плакала. Дети подхватили игру и выполнили в своих аль­бомах несколько таких головок. Итогом этих ве­сёлых упражнений стала большая работа «Хор», выполненная масляной пастелью.

В «Хоре» мы благо­получно обошлись без изображения человека в профиль. Но вот ма­ленькая Полина нача­ла композицию «Бело­снежка и семь гномов». Не зная, как повернуть своих гномов лицом друг к другу, всех их изобра­зила в «фас». Картинка получилась «неповорот­ливая», скованная. Стали всей группой изучать профильное изображение головы человека. Артём предложил попозировать в профиль, а все ребята охотно начали, внимательно вглядываясь, его рисовать. Они увидели, что в таком положении головы очень хорошо видно ухо, острый подборо­док, выступающий бугорок Артёмкиного носика. Конечно, детские рисунки были пока что лишь неуклюжей схемой, но как расширились компози­ционные возможности детей. Наша первая работа с натуры просто потрясла детское сознание. То и дело звучало: «Попозируй мне!» или «Давай по­позирую». Такое же изумление наступило, когда мы с Тимуром рисовали с натуры руку, держащую «древко»—копьё в композиции «Богатырь и Змей Горыныч». Так постепенно, в игре, дети открывали для себя не только изобразительную грамоту, но и осваивали профессиональные понятия: «фас», «профиль», «позирование» и т.п.

Почему лицо зелёное?

Почти на каждом занятии детей ожидали откры­тия. Особенно ребят восхитила работа с красками.

Мы начали с изучения красочных смесей. Про­стейшие смеси белого и красного давали неж­нейшие розовые оттенки и вызывали искренний восторг у детей. Восторг сопровождал всё испол­нение многочисленных цветовых поисков. На бу­маге под дружное «Ох!» и «Ах!» появлялись то нежно-зелёные, то би­рюзовые, то дивные ли­лово-фиолетовые цвета. Маше так понравились красочные таблицы, что дома она продолжила этуработу и собрала довольно большую коллекцию цветовых оттенков. Выполненные таблицы часто помогали нам в работе над цветовой композицией.

Ангелина делает композицию «Русалочка» к сказке Андерсена. Нарисовала Русалочке хвост, волосы и задумалась: «Какого цвета у неё лицо?» Решили написать нежно-зелёного цвета. Тут же завязывается спор: «Почему лицо зелёное?». Ар­тём, подумав, возражает: «Ведь это сказка, значит, лицо может быть любым».

Откуда мышка в ложке,
или Новая история Кота в сапогах

Мы рисуем героев любимых сказок. Люба на­рисовала по чёрному фону белой ручкой «Кота в сапогах». Нарисовала как надо — крупно, на весь лист - шляпу, усы, сапоги и .„шпагу. У ног - мышь. Спрашиваю Любу: «А зачем Коту шпага? Он

же не кровожадный, не убийца, он умный, хитрый, всего добивается смекалкой и хитростью». Дети тотчас включаются в расследование. «Он же мышь съел!» — возмущается Тимур. «Он защищался!» — возражаю я. «Да я так просто шпагу нарисова­ла», — оправдывается Люба и покорно замазывает шпагу чёрной краской. Какой же прибор или «ин­струмент» вручить Коту? Начинается поиск всей группой. Я подсказываю: «ложку или вилку, он же добытчик, в том числе и добытчик пропита­ния». Люба послушно пририсовывает Коту в лапу большую ложку-поварёшку. А что мы положим на ложку? Все дружно предлагают: «конфетку!», «колбаску!». И вот наступает композиционная кульминация. «Мышку!» — заключаю я. Люба ре­шительно замазывает мышку, бывшую у ног Кота, и рисует новую, большую, прямо на ложке-пова­

 

рёшке, как раз около мордочки храброго котика. Сюжет сразу стал объёмным, выразительным. Вот только поля композиции остаются пустыми. Вместе вспоминаем сказку, наследные дела трёх братьев, и Люба быстро заполняет оставшееся про­странство рисунком ослика и мельницы.

Этот эпизод открывает особенности работы с малышами. Мы видим, как при активном, твор­ческом руководстве педагога дети включаются в правду и логику тех событий, которые они ри­суют, избавляются от навязчивых, трафаретных решений; формируется образное мышление юных художников.

О разноцветной пицце, дружбе и Алабае.

Каждое занятие происходят всякие незаметные, но неожиданные открытия в жизни этих юных созданий. Хочется рассказать о мальчике Паше, который оставил о себе интересные наблюдения.

Паша большой для своих одиннадцати лет мальчик. В нашей студии завёлся обычай на пере­мене угощать друг друга конфетами или сушками, и Паша больше всех ждал этой самой перемены. Он откровенно, бесхитростно вопрошал «А скоро будет перемена?» и, вздохнув, продолжал свою работу. И в работе с красками он так же обнаруживал свой неподдельный интерес ко всякого рода съедобным продуктам. Начал он выполнять цветовой круг и его восторженные вскрикивания стали будоражить всех детей. Он смешивал из трёх основных цветов два цвета и добавлял к ним понемногу чёрной краски. Получившийся результат он сопровождал восхищённым «Вот это да! Сок апельсиновый полу­чился!» После некоторого сосредоточенного молча­ния он вдруг взрывался: «Ух ты! А у меня пицца вышла». Это неумелый художник неровно смешал оранжевую и чёрную краски - вот и вышла «пиц­ца». Ребята заинтересованно заглядывали к нему на работу и одобрительно соглашались: «Правда, на пиццу похоже». А Паша продолжал свой экс­перимент и создавал то кока-колу, то клубничное мороженое, то какао. Не мальчик, а фантаст!

К сожалению, заниматься в студии Павел вско­ре прекратил. И вот по какому печальному поводу. Он выполнял большую тематическую композицию, где надо было изобразить, какая между зверями бывает удивительная дружба. Можно было приду­мать композицию на тему вражды между зверями. Как, например, ненавидят друг друга кошки и со­баки. Но Паша выбрал дружбу.

Он сказал, что у него есть большая собака по­роды алабай, и он изобразит, как петух клюёт из миски собачью еду, а собака на это спокойно смот­рит. Они живут на одном дворе и привыкли друг к другу. Мальчик с усердием работал над своей кар­тиной. С любовью, тщательно прорисовал любимо­го пса, ярко расписал петуха, долго соображал, чем петух прельстился в собачьей миске. Мы решили, что неважно чем, но чтобы было красиво и вкусно выглядело. К концу работы Павел изрядно устал, уже не очень старался и будку нарисовал кое-как. Я всё равно похвалила неопытного художника, так как картинка вышла правдивой и понятной. Однако Павел перестал ходить на занятия. О при­чине его отсутствия мне рассказал Егор, Пашин друг. Паша ходит в большой печали, у него собака любимая померла. Не ту прививку ей сделали - вот она заболела и умерла. «А на картинку, которую я нарисовал, я даже смотреть не могу», - печально вздыхал Павлик. Вот какая грустная и неожидан­ная история приключилась с моим маленьким уче­ником. Может быть, грусть у него всё же кончится, он вернётся к нам, и мы снова будем вместе что-то фантазировать краской на бумаге.

 

ВНИМАНИЕ!

Началась подписка на второе полугодие 2017 года.

Подписка на журнал «Искусство в школе» осуществляется:

  1. На почте по Объединённому каталогу «Пресса России» (зелёного цвета).

Индексы: 73230, 73189;

  1. На почте по каталогу «Почта России». Индекс: П5015
  2. on-lineна сайте Почты России - https://podpiska.pochta.ru
    (прямая ссылка на наше издание размещена в апреле месяце).
  3. На сайте журнала «Искусство в школе» - www.art-inschool.ru
  4. В научной электронной библиотеке eLIBRARY(РИНЦ) - www.elibrary.ru

 

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 45-48.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.