Клуб в посёлке Молзино
Н. Лаврентьева, художник, заслуженный работник культуры РФ, педагог детской художественной школы, г. Электросталь
Клуб в посёлке Молзино
Не могу не рассказать о ребятах моей студии в деревне Молзино Ногинского района Московской области. Очень уж интересная ситуация сложилась в этом Доме культуры. Он достался местным жителям от советских времён, когда общественные здания строили громоздкими, крепкими (из железобетона) и не обязательно красивыми, вот как наш молзинский. До наших дней этот бывший клуб, а ныне Дом культуры, сохранил в целости не только фасад, но и коллективы, творческие и спортивные, населяющие его и процветающие. Деревенские ребятишки благодаря этому занимаются сразу во всех студиях, секциях и кружках и от того производят очень занятное впечатление о себе. Они дружны, знают всё друг о друге, как младшие о старших, так и старшие о маленьких. Знают, у кого какая в доме собака, кто пропустил занятия, потому что катался на горке, у кого сегодня день рождения, кто плохо вёл себя на русском и т.д. Ребята любознательны и охотно ездят на различные культурные мероприятия, раскрепощены, но неразвязны, а многие из них выступают на сцене в спектаклях и концертах.
В общем, прямо-таки «дворянское» воспитание. Конечно, не все дети такие воспитанные, но ко мне в студию ходят именно такие, и мне с ними интересно.
Рассказы о юных художниках
Зайка из «Мозаики»
На первом занятии дети (8-9 лет) учились рисовать чёрным фломастером разнообразные виды линий и штрихов. Я им показала, как изобразить кирпичики, сучочки и годовые кольца на струганных досках, рыбью чешую, черепицу на крышах, змеиную кожу, волну простую и древнегреческую, решётки, шахматное чередование клеток и т.п. Дети работали с огромным увлечением, воспринимая каждый рисунок как открытие. В дальнейшей работе мы часто обращались к этим нашим упражнениям.
Интересно было наблюдать, с какой гордостью и в то же время желанием помочь и научить, дети сообщали пропустившим занятие ученикам о своих достижениях, полученных на первом занятии.
Теперь я с ребятами могла перейти к конкретному рисованию, так как у нас в руках был один из простейших элементов изобразительной грамоты. Дети нарисовали карандашом зверька, расположив его, по моей просьбе, на всём размере листа (А 4). Надо сказать, что они с большим волнением, сравнимым с первым выходом на сцену театра, как бы боясь самих себя, увеличивали свои рисунки.
Конечно, картинки получились корявые, «мультяшные», статичные. В разговорах мы определились, как дополнить изображение, чтобы как можно больше рассказать о наших героях. Так зайке пришлось добавить шляпу и чёрный бантик - он стал интеллигентнее, умнее; мишке пририсовали ложку и бочку (видимо, с мёдом), а на свободном месте добавили большую пчелу. Если ребёнок затруднялся с выбором героя, я предлагала ему порисовать с картинки из детской книжки или с игрушки, выполненной в реалистическом стиле. У нас появились рисунки рыбки, собачки, лошадки. Главное, чтобы рисунки были хорошо скомпонованы на листе, взяты в характере. Моё вмешательство было минимальным, так как хотелось сохранить детскую непосредственность и неповторимость.
В «фас» и в «профиль»
Изучали, как нам рисовать «человечков». Остановились на рисовании головы. Рисовать положение «фас» было несложно. Открытием оказалось, что портрет становится другим, если изменить причёску, поиграть с ней. Оказывается, можно закудрявить её и разлохматить, можно причесать и разгладить волосы, добавить или убрать чёлку, заплести косички или совсем убрать волосы и сделать лысину. На глазах у детей я преображала круглую рожицу то в девочку, то в старичка. А ещё поработала в портрете над губами. В результате головка то пела, то улыбалась, то плакала. Дети подхватили игру и выполнили в своих альбомах несколько таких головок. Итогом этих весёлых упражнений стала большая работа «Хор», выполненная масляной пастелью.
В «Хоре» мы благополучно обошлись без изображения человека в профиль. Но вот маленькая Полина начала композицию «Белоснежка и семь гномов». Не зная, как повернуть своих гномов лицом друг к другу, всех их изобразила в «фас». Картинка получилась «неповоротливая», скованная. Стали всей группой изучать профильное изображение головы человека. Артём предложил попозировать в профиль, а все ребята охотно начали, внимательно вглядываясь, его рисовать. Они увидели, что в таком положении головы очень хорошо видно ухо, острый подбородок, выступающий бугорок Артёмкиного носика. Конечно, детские рисунки были пока что лишь неуклюжей схемой, но как расширились композиционные возможности детей. Наша первая работа с натуры просто потрясла детское сознание. То и дело звучало: «Попозируй мне!» или «Давай попозирую». Такое же изумление наступило, когда мы с Тимуром рисовали с натуры руку, держащую «древко»—копьё в композиции «Богатырь и Змей Горыныч». Так постепенно, в игре, дети открывали для себя не только изобразительную грамоту, но и осваивали профессиональные понятия: «фас», «профиль», «позирование» и т.п.
Почему лицо зелёное?
Почти на каждом занятии детей ожидали открытия. Особенно ребят восхитила работа с красками.
Мы начали с изучения красочных смесей. Простейшие смеси белого и красного давали нежнейшие розовые оттенки и вызывали искренний восторг у детей. Восторг сопровождал всё исполнение многочисленных цветовых поисков. На бумаге под дружное «Ох!» и «Ах!» появлялись то нежно-зелёные, то бирюзовые, то дивные лилово-фиолетовые цвета. Маше так понравились красочные таблицы, что дома она продолжила этуработу и собрала довольно большую коллекцию цветовых оттенков. Выполненные таблицы часто помогали нам в работе над цветовой композицией.
Ангелина делает композицию «Русалочка» к сказке Андерсена. Нарисовала Русалочке хвост, волосы и задумалась: «Какого цвета у неё лицо?» Решили написать нежно-зелёного цвета. Тут же завязывается спор: «Почему лицо зелёное?». Артём, подумав, возражает: «Ведь это сказка, значит, лицо может быть любым».
Откуда мышка в ложке,
или Новая история Кота в сапогах
Мы рисуем героев любимых сказок. Люба нарисовала по чёрному фону белой ручкой «Кота в сапогах». Нарисовала как надо — крупно, на весь лист - шляпу, усы, сапоги и .„шпагу. У ног - мышь. Спрашиваю Любу: «А зачем Коту шпага? Он
же не кровожадный, не убийца, он умный, хитрый, всего добивается смекалкой и хитростью». Дети тотчас включаются в расследование. «Он же мышь съел!» — возмущается Тимур. «Он защищался!» — возражаю я. «Да я так просто шпагу нарисовала», — оправдывается Люба и покорно замазывает шпагу чёрной краской. Какой же прибор или «инструмент» вручить Коту? Начинается поиск всей группой. Я подсказываю: «ложку или вилку, он же добытчик, в том числе и добытчик пропитания». Люба послушно пририсовывает Коту в лапу большую ложку-поварёшку. А что мы положим на ложку? Все дружно предлагают: «конфетку!», «колбаску!». И вот наступает композиционная кульминация. «Мышку!» — заключаю я. Люба решительно замазывает мышку, бывшую у ног Кота, и рисует новую, большую, прямо на ложке-пова
рёшке, как раз около мордочки храброго котика. Сюжет сразу стал объёмным, выразительным. Вот только поля композиции остаются пустыми. Вместе вспоминаем сказку, наследные дела трёх братьев, и Люба быстро заполняет оставшееся пространство рисунком ослика и мельницы.
Этот эпизод открывает особенности работы с малышами. Мы видим, как при активном, творческом руководстве педагога дети включаются в правду и логику тех событий, которые они рисуют, избавляются от навязчивых, трафаретных решений; формируется образное мышление юных художников.
О разноцветной пицце, дружбе и Алабае.
Каждое занятие происходят всякие незаметные, но неожиданные открытия в жизни этих юных созданий. Хочется рассказать о мальчике Паше, который оставил о себе интересные наблюдения.
Паша большой для своих одиннадцати лет мальчик. В нашей студии завёлся обычай на перемене угощать друг друга конфетами или сушками, и Паша больше всех ждал этой самой перемены. Он откровенно, бесхитростно вопрошал «А скоро будет перемена?» и, вздохнув, продолжал свою работу. И в работе с красками он так же обнаруживал свой неподдельный интерес ко всякого рода съедобным продуктам. Начал он выполнять цветовой круг и его восторженные вскрикивания стали будоражить всех детей. Он смешивал из трёх основных цветов два цвета и добавлял к ним понемногу чёрной краски. Получившийся результат он сопровождал восхищённым «Вот это да! Сок апельсиновый получился!» После некоторого сосредоточенного молчания он вдруг взрывался: «Ух ты! А у меня пицца вышла». Это неумелый художник неровно смешал оранжевую и чёрную краски - вот и вышла «пицца». Ребята заинтересованно заглядывали к нему на работу и одобрительно соглашались: «Правда, на пиццу похоже». А Паша продолжал свой эксперимент и создавал то кока-колу, то клубничное мороженое, то какао. Не мальчик, а фантаст!
К сожалению, заниматься в студии Павел вскоре прекратил. И вот по какому печальному поводу. Он выполнял большую тематическую композицию, где надо было изобразить, какая между зверями бывает удивительная дружба. Можно было придумать композицию на тему вражды между зверями. Как, например, ненавидят друг друга кошки и собаки. Но Паша выбрал дружбу.
Он сказал, что у него есть большая собака породы алабай, и он изобразит, как петух клюёт из миски собачью еду, а собака на это спокойно смотрит. Они живут на одном дворе и привыкли друг к другу. Мальчик с усердием работал над своей картиной. С любовью, тщательно прорисовал любимого пса, ярко расписал петуха, долго соображал, чем петух прельстился в собачьей миске. Мы решили, что неважно чем, но чтобы было красиво и вкусно выглядело. К концу работы Павел изрядно устал, уже не очень старался и будку нарисовал кое-как. Я всё равно похвалила неопытного художника, так как картинка вышла правдивой и понятной. Однако Павел перестал ходить на занятия. О причине его отсутствия мне рассказал Егор, Пашин друг. Паша ходит в большой печали, у него собака любимая померла. Не ту прививку ей сделали - вот она заболела и умерла. «А на картинку, которую я нарисовал, я даже смотреть не могу», - печально вздыхал Павлик. Вот какая грустная и неожиданная история приключилась с моим маленьким учеником. Может быть, грусть у него всё же кончится, он вернётся к нам, и мы снова будем вместе что-то фантазировать краской на бумаге.
ВНИМАНИЕ!
Началась подписка на второе полугодие 2017 года.
Подписка на журнал «Искусство в школе» осуществляется:
- На почте по Объединённому каталогу «Пресса России» (зелёного цвета).
Индексы: 73230, 73189;
- На почте по каталогу «Почта России». Индекс: П5015
- on-lineна сайте Почты России - https://podpiska.pochta.ru
(прямая ссылка на наше издание размещена в апреле месяце). - На сайте журнала «Искусство в школе» - www.art-inschool.ru
- В научной электронной библиотеке eLIBRARY(РИНЦ) - www.elibrary.ru
Оставить комментарий