Резолюция I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого

Резолюция I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики
памяти Л.А. Сулержицкого

Участники I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого[1] (26.11.12-30.11.12) приняли решение обратиться к деятелям образования и культуры, к органам управления образованием и культурой с предложениями о механизмах реализации государственной образовательной политики.

Для участников конференции актуально понимание образования как «всеобщей культурно-исторической формы становления собственно человеческого в человеке», а педагогики искусства – как «работы с особой человеческой реальностью в направлении духовно-нравственного становления личности во всех измерениях этой личности: духовном, душевном, телесном»[2].

Государственные программные документы отвечают вызовам времени и учитывают потребность общества в человеке самостоятельном, инициативном и ответственном. На сегодняшний день механизмы реализации государственной образовательной программы находятся в стадии уточнения и разработки. В частности, ведутся поиски форм и методов управления процессом образования, а также принципов организации образовательной среды. В этой связи важным является отбор и моделирование конкретных образовательных практик и методик.

Обзору, описанию и аналитическому отбору конкретных тактик и методик была посвящена конференция[3].

Опыт работы конференции показал, что задачи современного образования могут быть решены только при конструктивном взаимодействии:

  • органов управления культуры и образования всех уровней и деятелей культуры и образования;
  • учреждений науки и практики (от Российской Академии Образования до сельской школы и любительского театра);
  • взрослых и детских сообществ.

По итогам работы конференции участниками и экспертным советом конференции были сформулированы следующие инициативы.

1. Инициатива в области организации художественно – творческой образовательной среды

1.1. Рассматривать учреждения образования и культуры как социокультурные центры, способствующие возникновению различных творческих детско-взрослых сообществ, для чего:

  • разработать разнообразные принципы и формы взаимодействия учащихся, учителей и родителей, выпускников и общественности;
  • разработать юридическую и экономическую базы функционирования единых детско-взрослых сообществ в сфере культуры, искусства, образования, науки и социальной сфере.

1.2. Рассматривать принципы, формы и методы Педагогики Искусства как универсальный механизм реализации системно–деятельностного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности массовой школы.

1.3. Сохранить урок Искусства в базовом компоненте общего образования, как самостоятельный предмет:

  • определить урок Искусства как интегрированное пространство всех видов искусства; Рассматривать урок Искусства как пространство развития и становления духовно-нравственных смыслов, ценностей и самоопределения личности;
  • рассматривать урок Искусства как обеспечивающего равные права учащимся, ориентированным на гуманитарное и художественно-эстетическое образование;
  • рассматривать урок Искусства как базовую ступень для определения индивидуальной траектории развития в системе дополнительного образования.

1.4. Сохранить систему и учреждения дополнительного образования, в качестве содержательной составляющей общего образования (обеспечивающей пространство личностного развития, индивидуального выбора, углублённого изучения отдельных дисциплин, возможность проектного подхода и социализации в продуктивной творческой деятельности, партнёрских отношений между старшими и младшими участниками творческой деятельности). Рассматривать учреждения дополнительного образования (ЦДТ, ДЮЦ и т.п.) в качестве сетевых центров особых форм образования:

  • иновационных форм общего образования, основанных на индивидуальных образовательных траекториях, мастерских и т.д.;
  • предпрофильного и профильного образования;
  • интеграции общего и дополнительного образования на основе развития внеурочной деятельности.

1.5. Выстроить систему продуктивного взаимодействия различных ступеней художественно – творческого образования (от начального общего до высшего профессионального) для обеспечения преемственности образовательных программ и непрерывности образования. Инициировать участие специалистов в области Искусств и образования к совместной деятельности в творческих и образовательных проектах.

1.6. Способствовать продвижению идей и методов педагогики искусства, в том числе театральной педагогики в общественное сознание. А именно:

  • cпособствовать широкому освещению творческих акций и проектов образовательных учреждений;
  • способствовать формированию дискуссионного поля, посвящённого проблемам педагогики искусства и театральной педагогики в СМИ и интернет-среде;
  • способствовать появлению в СМИ аналитических материалов, посвящённых проблемам педагогики искусства и театральной педагогики;
  • обратиться к российскому общественному радио и телевидению с предложением о тесном сотрудничестве в области освещения проблем и событий в сфере педагогики искусства и театральной педагогики.

1.7. Cоздать условия для развития Всероссийских и региональных лабораторий, клубов, фестивалей детского театрального творчества и театральной педагогики.

2. Инициатива в области научно – методического сопровождения

2.1. Определить значение техник и методик театральной педагогики в образовательном процессе, отметив их универсальные и интегрирующие возможности. В том числе:

  • способствовать организации методических центров по проблемам изучения и внедрения методов театральной педагогики в систему образования на базе уже сложившихся структур кафедры эстетического образования и культурологии и лаборатории интерактивных театральных проектов МИОО (Москва) и кафедры… Смольного института;
  • способствовать организации единого информационного пространства для изучения феномена театральной педагогики в различных сферах образования, искусства и культуры (в области арттерапии и компенсирующего обучения; в области дошкольного, начального школьного, среднего общего образования; в области предпрофильного, профильного и дополнительного образования; в области развития студийного движения и театров, где играют дети; в области Вузовского и послевузовского образования; в области развития профессиональных театров для детей, а также праздничных и игровых форм культуры; фестивального и клубного движения, музейной педагогики и образовательных путешествий);
  • опираясь на значение методов педагогики искусства, и в частности театральной педагогики, разработать и внедрить оценочные критерии качества образовательной среды на соответствие новым ФГОС, в том числе для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров;

2.2. Разработать программы научного психолого-педагогического сопровождения практик педагогики искусства

  • на всех уровнях: от детского сада до послевузовского образования;
  • по всем направлениям: от компенсирующего до специального профессионального образования.

3. Инициатива в области нормативно – правового обеспечения

3.1. Внести изменения в нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность, с учетом нормативных документов, регламентирующих аналогичную деятельность в смежных областях: искусстве, науке, социальной работе. В том числе, позволяющие:

  • обеспечить возможность равноправного существования малых учреждений и холдингов, реализующих образовательные и культурные программы, обращённые к детям (в ведомствахобразования и культуры);
  • рассмотреть вопрос о возможности включения в штатное расписание образовательных учреждений необходимых должностей из штатных расписаний социальных учреждений, учреждений науки, культуры и искусства;
  • разрешить возможность расширения форм образовательной деятельности для всех видов образовательных учреждений, учитывая конкретную специфику и потребности каждого отдельного образовательного учреждения (в том числе узаконив такие формы как индивидуальные и малогрупповые занятия, мастер-классы привлечённых специалистов, подготовку индивидуальных и групповых проектов, репетиции, творческие мастерские, оргдеятельностные игры, межвозрастные исследовательские и творческие маршруты и др.);
  • при определении нормативов объемов и форм работы с детьми учитывать специфику конкретной художественно - творческой деятельности и традиции организации художественного образования (от начального до профильного, от компенсирующего до работы с одаренными детьми).

3.2. Создать условия и организационно-правовую базу для материально-технической, информационной, методической поддержки различных профессиональных сообществ, содружеств и ассоциаций деятелей детского театра и театральной педагогики силами Министерств и ведомств культуры, образования и социальной политики, а также благотворительными организациями и меценатами;

3.3. Создать гибкие экономические и хозяйственные условия для реализации художественно – творческой деятельности в сфере дополнительного образования. В том числе: · разрешить создание смешанных платно – бесплатных групп и коллективов, делегировав право определения формы обучения руководителю, и рассматривать бесплатное обучение как поощрение для учащихся, проявляющих ответственность, самостоятельность и инициативность при участии в реализации творческих проектов в студийных образовательных структурах;

  • при формировании учебных и творческих групп и режима их обучения исключить возможность влияния вида и формы оплаты образовательных услуг.

3.4. Способствовать разработке программ поддержки специалистов, учащихся и творческих коллективов, реализующих принципы и подходы педагогики искусства в художественно-творческой деятельности, не разделяя их по ведомственному признаку на учреждения образования, культуры, искусства, социальной сферы и т.д. В том числе:

  • сохранять и расширять систему надбавок молодым специалистам, и специалистам повышающим свою квалификацию в разных формах и системах непрерывного образования;
  • разработать гибкую систему грантов для учащихся, педагогов, творческих и педагогических проектов, творческих и образовательных коллективов и учреждений;
  • разработать особые правовые статусы для творческих и образовательных коллективов и учреждений, реализующих инновационные и прорывные проекты и представляющих свои регионы в пространстве России и Россию в мировом сообществе.

4. Инициатива в области подготовки кадров

4.1. Способствовать включению предметов «основы театральной педагогики» и «основы риторики, речевых коммуникаций и художественного слова» для преподавания на всех отделениях и факультетах педагогических Вузов и в творческих Вузах на факультетах и отделениях, готовящих специалистов в области методической и педагогической деятельности, специалистов с правом преподавания, как в системе основного высшего образования, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.

4.2. Способствовать созданию в высших учебных заведениях образования и культуры новой специальности режиссер – педагог образовательного пространства[4].

4.3. Способствовать созданию в образовательных учреждениях рабочих мест для режиссёров-педагогов, координирующих развитие целостной открытой художественно-творческой образовательной среды всей школы и внедрение инструментария педагогики искусства и театральной педагогики в различных сферах образовательного процесса.

Важно отметить, что в интересах успешной реализации государственной образовательной политики, предложенную систему мер желательно осуществлять комплексно.

Первая Конференция школьной театральной педагогики проходила в инновационно–экспериментальном режиме, объединила различные группы научных, педагогических и творческих сообществ и представила разнообразные формы научной, методической и художественно - творческой деятельности.

Участники конференции отметили необходимость первой встречи после длительного перерыва в расширенном формате. Они отметили также необходимость проведения регулярных встреч на базе наиболее крупных центров педагогики искусства и театральной педагогики, а в дальнейшем – в самых разных территориях России.

Участники конференции наметили несколько проблемных направлений, которые сегодня наиболее остро нуждаются в осмыслении и отработке и пришли к выводу, что в ближайшее время целессобразно проводить конференции по каждому из этих направлений отдельно, уделяя каждой из проблем пристальное внимание.


[1] См. Приложения № 1 (Положение о Конференции) и Приложение № 2 (Аналитико – статистическая справка о Конфененции).
[2] В.И. Слободчиков «Речь на закрытии конференции»
[3] См. Приложение № 3 (Программа Конференции).
[4] См. Приложение № 4 (Справка о профессии dram-teacher в контексте Российского образования).

Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.