«Живописность» прозаического произведения

С. Макарова, кандидат филологических наук, г. Москва

«Живописность» прозаического произведения

Литература как искусство слова отличается не только художественной самодостаточностью, но и явным тяготением то к выразительным, то к изобразительным видам искусства. Конечно, в истории отечественной поэзии было немало авторов, увлекавшихся живописью, писавших прекрасные стихотворения, в основе которых описательные, изобразительные принципы: М.В. Ломоносов, К.Н. Батюшков, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, русские футуристы. И всё-таки следует признать, что стихотворные произведения в большей степени стремятся к экспрессивности, выразительным искусствам, прежде всего к музыке, в то время как прозаические произведения - во всём многообразии жанров (рассказ, повесть, роман, очерк, цикл произведений) - предполагают описательность, изобразительность, эпичность.

В данной статье мы попытаемся наметить те грани прозаического текста, которые связаны с «живописным» началом, изобразительными элементами. Материалом для анализа послужат два величайших произведения русской классики XIX в.: поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Сформулируем вопросы для анализа заявленной темы, сориентируем учащихся на взаимодействие видов искусства, междисциплинарные связи. Ведь предложенные материалы могут быть одинаково успешно использованы как на уроках литературы, так и в курсе мировой художественной культуры, а отдельные идеи и элементы — на уроках изобразительного искусства. Можно ли проиллюстрировать пейзажную зарисовку из стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева? Безусловно. Можно ли говорить о выразительности художественных деталей, подобно живописи, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Бесспорно. Межпредметные связи работают, обогащая современных учащихся и помогая им с профессиональной ориентацией.

Итак, Н.В. Гоголь, общавшийся со многими русскими художниками, нередко сам бравшийся за карандаш, знавший А.А. Иванова и его шедевр «Явление Христа народу», написавший статью о картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» [1, 113-120], Гоголь не мог не привнести в свои литературные сочинения изобразительные элементы. В поэме «Мёртвые души» буквально с первых страниц читатель зримо представляет описываемое Гоголем. Всё выпукло, фигурно, объёмно, перспективно: въезд Чичикова в губернский город NN, двор гостиницы, трактирный слуга. В описаниях есть и художественные детали, и линии, и цвет: трактирный слуга «выбежал проворно, с салфеткой в руке, весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повёл проворно господина вверх по всей деревянной галдарее показывать ниспосланный ему Богом покой» [2, 6].

В поэме Гоголя присутствуют многие жанры изобразительного искусства, в частности пейзаж. Картина заросшего сада в имении Плюшкина, описание усадеб других помещиков... Везде Гоголь «живописует» словом, изображает природу и встроенные в неё объекты труда, предметы жизнедеятельности человека. Вот нелепая усадьба Манилова, представленная Гоголем в единстве с пейзажными зарисовками: «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом...» [2, 20].

Говоря о пейзажах в литературных произведениях, учащихся необходимо, конечно, ориентировать на содержательный смысл этого художественного приёма, как и других элементов текста. Что подсказывает пейзажная зарисовка и изображение усадьбы Манилова? Духовную пустоту помещика-мечтателя, его непрактичность и претенциозность, стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле, нелепые фантазии и в конечном счете — «маниловщину». В качестве дополнительного задания учащимся можно предложить проиллюстрировать данный фрагмент текста или другие пейзажи в поэме. В представленной статье предлагаются рисунки московских школьников, сделанных к урокам литературы и в дальнейшем продолживших обучение в художественных учебных заведениях.

В числе других живописных жанров в поэме Гоголя «Мёртвые души» используется интерьер, который, подобно пейзажу, тоже углубляет характеристики героев произведения, их интересы, ценности, образ жизни. Например, описание комнаты Коробочки подчёркивает бережливость помещицы, её склонность к накопительству, скаредность и ограниченность. Она сама - Коробочка, и её комната — тоже коробка для всевозможных вещей и предметов: «.комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате.» [2, 43]. Учащихся можно попросить изобразить эти предметы, соотнести с жизнью помещицы, разобраться с художественными деталями интерьера: зачем все эти вещи нужны Коробочке? Как чисто внешнее, описательное (живописное) помогает разобраться с внутренним, сущностным (психологией человека)?

Конечно, наряду с пейзажем и интерьером, Гоголь в поэме обращается к жанру портрета. Портреты есть почти всех героев произведения, они психологичны, характерны, выразительны и вскрывают самые главные черты того или иного персонажа. Так, Ноздрёв не только через действия, но и портретно представлен «разбитным малым», проходимцем, скандалистом: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» [2, 62]. Портрет Ноздрёва учащиеся могут дополнить поступками героя, событиями сюжетных линий. Как лживо Ноздрёв играет с Чичиковым в шашки, как беззастенчиво врёт губернским чиновникам о давней дружбе с «миллионщиком», как бесцеремонно ведёт себя на балу у губернатора! Перед нами «брызжущий здоровьем» наглец с добротными щеками и бакенбардами разной длины, регулярно страдающий в драках и потасовках.

Во всех живописных жанрах, воссоздаваемых словом, писателю дорога экспрессивность художественной детали. Что такое художественная деталь? Подробность, имеющая экспрессивное значение. Художественные детали в «Мёртвых душах» даны в изобилии, они углубляют характеры героев и не допускают двойственности в интерпретации литературного текста. Нередко художественные детали у Гоголя даже гиперболизированы. Вот как писатель изображает господский дом помещика-кулака, «медведя» Собакевича: «Деревянный дом с мезонином, красной крышей и тёмно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. /.../ Двор окружён был крепкою и непомерно толстою деревянной решёткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности» [2, 92]. К художественным деталям господского дома ученики могут добавить портретные детали, детали интерьера, в результате чего вырастет образ помещика-мизантропа с мёртвой душой, знающего исключительно свои личные интересы и совершенно закрытого к проблемам и судьбе России.

Разговор о живописном начале в «Мёртвых душах» Гоголя можно продолжить, попросив учащихся сделать сообщение на тему «Роль картин в поэме Гоголя». Действительно, безвкусные картины висели в губернской гостинице; в домах трёх помещиков - Коробочки, Собакевича, Плюшкина - тоже были картины, причём самые разные. Конечно, очень интересно выяснить, зачем в литературном произведении Гоголь использует живописную «подсветку»? Другими словами, каковы содержательные функции этого приёма? Вчитаемся: в доме Плюшкина был «длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку» [2, 114]. Почему в доме Плюшкина висели именно эти картины? Они - свидетели духовной гибели жадного помещика, он кричит, тонет, его богатства «чернеют» и пропадают, как и он сам! То есть живописная «подсветка» в виде картин помогает Гоголю раскрыть внутренний мир героев и служит определённой «подсказкой», раскрывающей их главные черты характера и жизненные ценности.

Наконец, многое о произведении могут сказать иллюстрации художников. Гоголю повезло, так как «Мёртвые души» иллюстрировали выдающиеся художники XIX-XX вв.: А.А. Агин, П.М. Боклевский, Кукрыниксы, М.Шагал. Это разные творческие индивидуальности и художественные решения, но все они раскрывают комический талант Гоголя, «мертвенность» душ гоголевских героев, гротескный характер многих эпизодов произведения. Очень важно то, что современные учащиеся не боятся вступать в своеобразную полемику с известными иллюстраторами и создают новые версии гоголевских героев и эпизодов произведения. В рамках данной публикации представлены работы П. Турищевой, студентки Государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, для которой было важно минимизировать некоторые гиперболы Гоголя и художников-иллюстраторов (на уроках можно обратиться к видеозаписи мастер-класса «’’Мертвые души” Н.В. Гоголя и изобразительное искусство», расположенного на сайте www.litermuz.ru).

Итак, в поэме о России 1830-х годов Н.В. Гоголь дал грандиозную картину жизни поместного дворянства и развития крепостнических отношений, зарождения капиталистического миропорядка в лице Чичикова и его стремления стать «миллионщиком». Приговор Гоголя - бескомпромиссный: Россия 1830-х годов, провинция, Петербург, помещики, крепостные крестьяне, чиновники - «мёртвые души». Россия возродится, российский народ необыкновенно талантлив и трудолюбив, но эпоха 1830-х годов губительна для России, бюрократическая система тормозит развитие страны и творческие силы народа. Все эти безрадостные выводы и надежды на оптимистичные перспективы Гоголь формулирует не только словом, но и посредством многочисленных изобразительных, живописных приёмов, что усиливает лирико-эпический характер произведения и его жанровую специфику: это не роман, а поэма, поэма о России, её прошлом, настоящем и будущем, о её богатствах, бедах, нравах, проблемах, традициях, истории, людях. Потому изображать, «живописать» Гоголю пришлось много и сложно.

Многие другие прозаические произведения отечественной классики XIX-XX вв. - безоговорочно «живописные», особенно если это сочинения о судьбе России, её исторических и общественных тенденциях. И здесь нельзя не вспомнить о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866), в котором изображается Петербург 1860-х годов, нравственно-религиозная, общественно-социальная жизнь России после реформы 1861 г.

Российская столица переполнена «бедными людьми», которые приехали в Петербург в поисках перспектив и счастья, стремительно нарастают капиталистические отношения. Власть капитала столь сильна, что процветают не только ростовщичество и обман «деловых людей» (старуха-процентщица Алёна Ивановна, «предприниматель» И.И. Клопшток, мошенник Кох, владелец распивочной Душкин, «успешный» подлец-адвокат П.П. Лужин и др.), но и аморальное поведение, разврат, пьянство, безбожие, самоубийства. Российская столица 1860-х годов потеряла нравственные и религиозные ориентиры настолько, что в петербургских газетах публикуют статьи студентов о допустимости убийств в случае социальной необходимости (статья Родиона Раскольникова «О преступлении», в которой он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» и допустил «кровь по совести»).

Психологическая атмосфера в послерефор-менной столице искажена и ненормальна; для воссоздания её ужасов и кошмаров Достоевский самым настойчивым образом обращается к цветописи, лексике цветообозначения, которая в романе приобретает символическое значение. Учащимся обязательно нужно дать задание ещё до чтения романа, чтобы во время работы над текстом они подчёркивали, выписывали и систематизировали цвета, а после этого в абстрактном стиле и с обязательным соблюдением количественных пропорций изобразили цветовую гамму романа. Ведь в произведении Достоевского есть не только педалируемый в школе жёлтый цвет. Это целая цветовая гамма, представленная в строгих количественных соотношениях и имеющая символическую нагрузку.

Итак, что необходимо разобрать с учениками, говоря о «живописном» начале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и функциях лексики цветообозначения? Конечно, как и в «Мёртвых душах» Гоголя, в сочинении Достоевского есть портреты, интерьеры, пейзажи, живописная «подсветка» — на этот раз в виде картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», о которой Свидригайлов говорит Раскольникову как о воплощении идей страдания, жертвенности, да такой силы, что как у «юродивой»!.. Вместе с тем роман, образы, художественные детали буквально «раскрашены», «расцвечены» Достоевским. Это сделано так необычно, как ни в каком другом произведении. Послереформенный Петербург настолько преступный и безбожный, что меньше всего в романе задействованы цвета, связанные с идеей спасения, возрождения, счастья, с настроениями радости и благополучия. Крайне редко в романе встречаются голубой, синий цвет: голубая вода в Неве, когда Раскольников после убийства смотрит на великолепную панораму дворцового Петербурга; голубые глаза Сонечки Мармеладовой, способной пожертвовать собой ради больной Катерины Ивановны и её маленьких детей; синяя скатерть в комнате Сонечки. Голубой, синий цвета символически ассоциируются с надеждой, светлым будущим.

Иногда Достоевский обращается к зелёному цвету: общий драдедамовый платок в семье Мар-меладовых, в который закутывались в поисках душевного уюта то Катерина Ивановна, то Сонечка; в первом сне Раскольникова - зелёного цвета купол храма; девушка с зелёным зонтиком вместе с матерью подали Раскольникову двугривенный, когда он в полубезумном состоянии ходил по Петербургу, заражённый собственным преступлением. Скорее всего, это цвет спасения, но на страницах произведения он упоминается всего лишь несколько раз.

На идейной и количественной антитезе в «Преступлении и наказании» представлены цвета, передающие преступность, болезненность Петербурга. В романе в основном изображается район Сенной площади: узкие пыльные улицы, нищие люди, серые фасады зданий, тёмные лестницы — всё это давит на психику человека, делает его беснующимся и раздражённым. Изображая улицы, здания, лестницы и подъезды Петербурга, Достоевский использует тёмные оттенки, серый цвет: в доме серого цвета жил следователь Порфирий Петрович; Раскольникову пришёл вызов из конторы на бумаге серого цвета - это цвет урбанистической цивилизации, капиталистического мира.

Передавая вонь, пыль, грязь Петербурга 1860-х годов, Достоевский активно использует и жёлтый цвет - цвет психологической раздражённости, социального неблагополучия. Жёлтого цвета в «Преступлении и наказании» так много ещё и потому, что Петербург представлен в восприятии Раскольникова, взявшего на себя одновременно и роль циничного Наполеона, и образ жертвенного Мессии. Раскольников хочет проверить себя, к какому «разряду» людей он относится, «тварь ли он дрожащая или право имеет»; его нервы как натянутые струны, они вот-вот сорвутся, поэтому и город ему видится агрессивным, больным, злобным. Жёлтого цвета меховая кацавейка старухи-процентщицы, обои и мебель в её квартире; жёлтые обои в каморке Раскольникова; перстень с жёлтым камнем у Лужина; в казённом кабинете Порфирия Петровича мебель жёлтого цвета; в районе самоубийства Свидригайлова дома ярко-жёлтые... Это цвет социальной безысходности, нравственного разврата, фатальной предопределённости.

И всё-таки роман называется «Преступление и наказание», это произведение о психологии убийцы, о воздействии преступления на внутренний мир молодого человека, поэтому закономерно, что в романе больше всего красного цвета. Это очень напряжённый, раздражающий цвет, который пронизывает текст произведения от названия и до эпилога, сообщая ему тревожную и дисгармоничную тональность: во время убийства в квартире старухи-процентщицы «.стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нём стальными гвоздиками. /.../ Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего он (Раскольников - С.М.) принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки» [3, 79-80]. Красный цвет в романе - везде и во всём: у Дунечки - сестры Раскольникова - золотое колечко с красными камушками; у Мармеладова - красное лицо; в Петербурге - закат солнца красного цвета и т.д. Красный цвет - цвет «конца», обречённости, «заката».

Цветопись в романе Достоевского настолько интересна и многозначна, что с учащимися, конечно, необходимо не только иллюстрировать «Преступление и наказание», но и выявить содержательный смысл лексики цветообозначения, ведь некоторые цвета повторяются, варьируются, объединяют образы, контрастируют с другими цветами. Смысловая нагрузка цветописи огромна: цветом Достоевский нередко противопоставляет образы (голубые глаза Сонечки Мармеладовой - и тёмные глаза Родиона Раскольникова). Цветом в романе выражается авторская оценка или поступка, или образа (изобилие жёлтого - в связи с образом старухи-процентщицы; богатство зелёного цвета - перед и во время первого сна Раскольникова, когда он пытался вернуться к миру детства, нормальной жизни). Благодаря цвету Достоевский углубляет характеры героев: «почти чёрные» глаза Дунечки, «слишком голубые» глаза развратного Свидригайлова. Группами цветов Достоевский создаёт психологическую обстановку, эмоциональную атмосферу в романе.

Следовательно, Петербург Достоевского — тёмный, серый, жёлтый, красный. Очень редко в эту цветовую гамму встраиваются зелёный, голубой, белый цвета. И всего лишь единственный раз в романе «звучит» рыжий цвет: мимо шляпы рыжего цвета сложно пройти безучастно, но у Раскольникова шляпа именно рыжего цвета, ведь он Наполеон, Мессия! Может быть, поэтому так трагичен его путь, столь ужасна судьба и так изуродован внутренний мир.

Конечно, на лексику цветообозначения в романе Достоевского накладывается символика, которая, впрочем, лейтмотивно пронизывает всё произведение также и на уровне образов, сообщая ему полифоническую, многоголосную структуру. Например, закат солнца, так часто изображаемый автором, символизирует некий конец, итог; петербургские лестницы - это социальные ступени иерархической лестницы; порог - тот рубеж, который нужно переступить; крест - символ веры; топор - знак острого, убийственного, смертельного.

Очень интересными могут быть работы учащихся, связанные с иллюстрацией романа Достоевского именно с соблюдением цветовой гаммы и символики произведения. Символические образы можно попросить каким-то способом сгруппировать, противопоставить, соотнести с другими деталями и персонажами. То есть возможных вариантов заданий очень много, как и их творческих воплощений. Ученики могут не быть художниками, но изобразить свои впечатления от романа Достоевского линией, цветом, композицией они в состоянии. Подобные задания обогатят учащихся на всю жизнь, потому что они сами почувствуют природу «Преступления и наказания» Достоевского, его фактуру и структуру.

Таким образом, «живописное» начало литературного произведения предполагает наличие пейзажных зарисовок, интерьера, портрета, художественных деталей, картин художников разных стран и эпох, лексики цветообозначения, образной символики. Прозаический текст в большей степени тяготеет к приёмам изобразительности, экспрессии линий и ракурсов, описательности композиции, так как задачи эпических произведений сводятся к изображению жизни страны, общества, человека. В прозаических произведениях пластика слова начинает перерастать в «живописную» пластику, содержательно обогащаясь и художественно трансформируясь при этом. Думается, приобщение учащихся к размышлениям на заданную тему сделает их значительно глубже, интереснее, профессиональнее.

Литература:

  1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.7. М., 1984.
  2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.5. М., 1984.
  3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.5. М., 1982.

Искусство в школе: 
2016
№4.
С. 34-38.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.