Спектакль, на который можно пойти с детьми

Спектакль, на который можно пойти с детьми

В январе 2016 года на сцене музыкального театра юного актёра «Орфей» г. Балашиха состоялась премьера одноактного мюзикла Санкт-Петербургского композитора Сергея Плешака «Рай для простака» (по мотивам сказок лауреата Нобелевской премии 1978 г. И. Зингера о чудаках из польского местечка Хелм). Спектакль явился дипломной работой студентки V курса факультета му зыкального театра Наталии Божко (мастерская В. Рябова). Н. Божко на протяжении многих лет руководит школьными театрами, поставила более 10 спектаклей, которые были отмечены жюри различных фестивалей и конкурсов. В своей работе с детьми она стремится воспитывать духовный потенциал ребёнка, его творческую активность, нравственные ценности.

Сотрудничество Н. Божко с С. Плешаком продолжается уже не первый год; в течение последних четырёх лет ею были поставлены такие мюзиклы композитора, как «Адам и Ева», «Путешествие маленькой птички», «Снежная королева». Однако дипломный спектакль стал первой работой режиссёра с профессиональными актёрами и музыкантами. Исполнителями главных партий стали: артистка Московского театра оперетты Зоя Старовойтова (Рая) и выпускник Театрального института им. Б. Щукина Федор Андреев (Лакиш).

Приятно отметить, что в качестве музыкального сопровождения спектакля была выбрана не фонограмма, а живой звук, создаваемый инструментальным трио (фортепиано, ударные и синтезатор).

Небольшой 50-минутный спектакль чётко делится на 2 части, отделённые друг от друга инструментальным номером, во время которого происходит смена декораций и костюмов действующих лиц. Этот номер, как и развёрнутое вступление к спектаклю, был создан композитором уже значительно позже самого мюзикла по просьбе Н. Божко, задумавшей дополнить драматургию новыми сценами. Указанные номера имеют общую интонационно-ритмическую основу, схожую инструментовку (в них появляется звучание металлофона) и отличаются только ладовой составляющей.

Характерной для большинства мюзиклов системы лейтмотивов в «Рае для простака» нет. Развитие действия влечёт за собой появление новых музыкальных тем; при этом объединяющим звеном становится наличие в большинстве номеров спектакля интонаций еврейской музыки. Более целостной с точки зрения музыкального развития является первая часть, имеющая две неоднократно повторяющиеся темы: тему «зова Раи», исполняемую хором, и вальсовую тему появления Раи, переходящую в конце первой части в партию Лакиша. Появление Раи во второй части спектакля сопровождается новым музыкальным материалом.

Мюзикл воспринимается слушателями достато чно легко благодаря выраженной номерной структуре, а также преобладанию песенных и танцевальных жанров. Чётко оформленные каденции, ферматы на паузах при смене музыкального материала – музыкальных жанров подтверждают логику номерной структуры.

Хочется обратить внимание и на двукратное появление эпизодов рок-музыки. Причём если в конце первой половины спектакля это было задумано самим композитором, то во второй части мюзикла такое стилевое решение предложила музыкальный руководитель спектакля Т. Хроменко, тем самым подчеркнув гротесковую ситуацию изображения ангелов в раю простыми жителями Хелма, когда соседи решили разыграть Лакиша и инсценировать его попадание в Рай.

В заключение отметим, что ещё одним из основных персонажей в спектакле, наряду с Лакишем и Раей, является хор (в постановке Н. Божко – вокальный ансамбль) – жители Хелма. Композитор использует в партии хора унисонную или аккордовую фактуру, подчёркивая единство настроения и намерений жителей. Однако среди жителей выделяются и некоторые персонажи (например, продавщица свечей, кровельщик Яша), и таким образом хор персонифицируется. Заканчивается мюзикл зажигательным свадебным танцем. Яркая завершающая точка спектакля получилась благодаря интересному хореографическому решению, максимально используемым возможностям инструментального трио (с привлечением дополнительных бубна, коробочки и треугольника) и, конечно, вдохновенной игре актёров.

Это жизнерадостный, весёлый спектакль, очень своевременный и нужный в ситуации пропаганды отрицательных ценностей, которую мы видим сегодня; прекрасный спектакль для семейного просмотра, на него можно пойти с детьми. И взрослым, и детям нужно видеть на сцене положительные примеры того, как важно бороться за своё счастье, как важно протянуть руку помощи. Часто мы слышим и читаем, что люди не замечают, что происходит с их соседями, не помогают, и происходят трагедии, которых можно было бы избежать, если бы соседи относились друг к другу так, как община в спектакле отнеслась к Лакишу. Главное, о чём говорится в спектакле, – успеть дать тепло и любовь близким, пока дверь не закрылась, и это нужно каждому, но особенно важно для подрастающего поколения.

Е. Крылова, организатор фестивалей детских музыкальгных театров 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 19.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.