Классная драма, или О том, как британский проект Class Act живёт в России

М. Крупник, магистр искусства, независимый арт-менеджер, переводчик, г. Москва

Классная драма, или О том, как британский проект Class Act живёт в России

Что же такое Class Act?

Если коротко, Class Act – театральный проект для подростков, позволяющий ребёнку погрузиться в процесс создания спектакля в команде профессионалов, где взрослые уважают его и общаются на равных.

«Главное – это процесс, – говорит в Дуглас Макселл (драматург, один из создателей проекта Class Act); очевидно, что существуют важные обра зовательные преимущества, связанные с этим проектом: развитие грамотности, творческого подхода, стремления к результату, навыков общения и др., но я думаю, что дети больше ценят возможность самостоятельности и авторства. На каждом этапе они – авторы. Их идея, их слова, их видение. Все профессионалы-взрослые идут за ними, за их желанием и выбором».

История проекта.

В Великобритании история проекта насчитывает уже более 25 лет. В 1990 году Jane Ellis (специалист по образовательным программам театра Траверс и Jenny Wilson (преподаватель драматургии) придумали драматургический проект для учеников старших классов школ Эдинбурга. В первый раз профессиональные драматурги из Траверса стали работать с подростками, помогая им написать собственные короткие пьесы. Профессиональные актёры, режиссёры, художественно постановочная часть и пиар-служба театра Траверс помогали молодым авторам перенести их пьесы с бумаги на сцену.

В 1993 году проект был переименован в Class Act. В 2001 году проект становится национальным, а в 2004 – международным. По инициативе переводчика и театрального эксперта Татьяны Осколковой и руководителя отдела искусств Британского Совета в России Анны Гениной он появился в России и был апробирован в нескольких городах: 2004 – Тольятти, 2005 – Самара и Москва, 2006 – Москва. В 2006 году гала-представление Class Act состоялось на фестивале Современной британской драматургии в Театральном центре имени Вс.Мейерхольда. В 2008 году – в Шотландии проект распространяется на г.Глазго. В Шотландии в проекте работают ведущие драматурги, такие как David Harrower, David Greig, Nicola McCartney, Douglas Maxwell и Gregory Burke, а также известные актёры и режиссёры.

Проект является регулярной программной деятельностью театра Траверс и поддерживается рядом благотворительных фондов и организаций (The Andrew Lloyd Webber Foundation, The Cross Trust, The Dr David Summers Charitable Trust & Edinburgh Airport Community Board).

В год выбирается 5-6 школ, которые участвуют в проекте, драматурги посещают школы 1 раз в неделю на протяжении 8-10 недель и занимаются со школьниками в рамках обязательного для них факультатива.

Готовые пьесы собираются в сборник, который печатается ко дню представления. Проводится репетиционный период и постановка пьес, сопровождаемая пиар- и рекламной кампанией и продажей билетов. Юные авторы обязательно участвуют в репетиционном процессе, общаются с режиссёрами и актёрами, знакомятся с внутренней технологической стороной создания театрального представления, дают интервью журналистам и, конечно же, с родителями и друзьями смотрят спектакль. Таким образом, подросток проходит полный цикл создания спектакля от идеи в голове до финальных аплодисментов зрительного зала.

Судьба проекта в России

Хочется сразу сказать, что, к сожалению, до сих пор ни один театр в России не взялся вести подобную работу с подростками как программную и регулярную. Эта, если можно так сказать, технология использовалась и продолжает использоваться различными творческими группами, продюсерами и театрами как разовая проектная работа. Варьируются целевые аудитории, иногда вводится определённая тематика или жанр.

Если кратко говорить об истории те хнологии в России, то можно выделить несколько крупных проектов, которые работали, а некоторые продолжают работать на протяжении многих лет:

  1. «Театр в классе» (Тольятти), работал с 2004 до 2011 года под руководством драматурга Вадима Леванова и его учениц Ольги и Дарьи Савиных, которые стремятся перезапустить проект в этом году.
  2. «Класс мира» (Москва, Сочи), проект в 2007-2014 гг. проводился творческим объединением «Игра 3000» Марии и Андрея Поповых. Особенностью проекта были: конкурсный отбор участников (всероссийский детский конкурс), работа с детьми с особенностями, работа с разными жанрами и видами искусства: театр, кино, мюзикл.
  3. «Классная драма» (Москва, Пермь, Можайск, Воронеж, Казань), с 2011 по 2013 год проходил под эгидой Фестиваля театра для детей «Большая перемена». В 2012 году совместно с Театром.doc проект был проведён в «Можайской воспитательной колонии» УФСИН России. В 2015 году совместно с Творческой лабораторией «Угол» проект был проведён в Казани .

Был опыт тематического проекта, посвящённого изменению климата и экологии, – «театр климатического действия» (Climate Act), который был реализован Посольством Великобритании в России в 2008-2009 гг. в партнёрстве с Центром драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина (Москва) и театром «Особняк» (Санкт-Петербург).

В России, в силу разных причин, пришлось отказаться от долгосрочной, растянутой во времени системы работы британцев и сжать проект до 14-16-дневного интенсива, где первые 6-10 дней отдаются драматургической мастерской и оставшиеся 6-7 дней отводятся на репетиционный период и показы. В этом формате есть свои плюсы и свои минусы.

 

Плюсы:

Минусы:

Проект выключает школьника из привыч­ной среды, снимает с уроков и добивается мак­симального погружения в процесс (работа идет по 3-4 часа ежедневно).

У участников оста­ётся немного времени между занятиями, чтобы продумать собственную идею и развить её вглубь.

Создаётся комфорт­ная среда для творчества, атмосфера неформально­го общения и свободы.

Невозможно исклю­чить влияние и вмеша­тельство в работу под­ростка родителей и учи­телей вне проектных занятий.

Наличие партнёрско­го театра позволяет не только изучить сцену, на которой будет пред­ставлен спектакль, но и встретиться с мастера­ми разных театральных профессий.

Ограничения сцены и возможностей театра мо­гут повлиять на творче­ский процесс подростка (но, как правило, этого не происходит, так как фантазия побеждает).

 

Некоторые британские коллеги, в частности Никола Мак Картни – нередкий гость и эксперт российских проектов, стали задумываться о том, чтобы перенять «русский интенсивный метод» и применить его в Шотландии. С управленческой точки зрения, соединить все ресурсы проекта наболее короткий период несколько проще и для участвующих профессионалов, и для детей, и для принимающего проект театра.

Отдельно необходимо отметить, почему мы упо­мянули влияние учителей и родителей на ребёнка вне проектных занятий. Подросткам до определён­ной степени характерны конформные сюжеты по­ведения, доверие авторитету старших и педагогов; очень часто это мешает отстаивать собственную идею, выбор или решение. По этой же причине мно­гие подростки берут известные им сюжеты из книг, анимационных лент и фильмов, телевизионных се­риалов в качестве основы своей работы на проекте, не доверяя себе и тому, что их собственная идея может быть интересной, ценной и востребованной. Проект стремится научить юного автора преодолевать эти творческие страхи, чтобы увереннее и сознательнее делать выбори в творчестве, и в жизни.

Упражнения.

Хотелось бы немного приоткрыть секреты проекта и, в частности, его драматургической ма­стерской – первого и одного из важнейших этапов проекта.

В шотландской технологии выбор драматурга определяется его авторским опытом и стилем, так как нет утверждённого списка упражнений и техник работы с детьми. Каждый драматург в первую очередь делится своим личным творческим опытом, находками и открытиями, совершёнными в работе над собственными идеями или в ходе адап­тации к сцене произведений других авторов.

В России это также происходит. Однако существу­ет и комплекс упражнений, который нам достался от драматургов Траверса и Николы МакКартни, от Сельмы Димитриевич (Великобритания), которая вела семинары на подготовительном этапе проекта «Театр климатического действия», от семинаров театра Роял Корт (Лондон, Великобритания) по технологии вербатим и т.д., включая актёрские и режиссёрские упражнения разных школ.

Подготовка драматургической мастерской каждый раз происходит заново. Каждая команда обсуждает, как эффективнее и комфортнее для детей выстроить программу так, чтобы в финале появились тексты пьес.

Есть блоки разминок, есть общетеоретические обсуждения, есть упражнения на формирование героя, разработку конфликтов и сюжета, развитие и проработку диалогов. В работе используются устные и письменные упражнения, не исключается и этюдный метод. Например, есть уже классиче­ское упражнение на развитие сюжета и работу с неожиданными поворотами и обстоятельствами: «Сделай хуже!».

«Сделай хуже!» – это замечательная игра для начала занятий. Она расширяет понимание участ­ников о том, как строится сюжет и как он может развиваться. Одному из участников предлагается рассказать другому (или группе), что он/она делали утром после пробуждения и до прихода на мастер-класс. Во время этого рассказа другого участника просят прерывать рассказчика в любой момент словами «сделай хуже» или «хуже». Как только рассказчик слышит эти слова, он должен изменить последнее действие или обстоятельство рассказа в худшую сторону. Участники меняются ролями каждые несколько минут.

Это упражнение позволяет собрать внимание группы, поговорить о законах удержания зри­тельского внимания и регулирования уровней напряжения внутри сюжета, а также о неожидан­ных изменениях и новых обстоятельствах в ходе развития сюжетной линии. В связи с этим упраж­нением можно поговорить о примерах использо­вания этого сюжетного приёма в драматургии и кинематографе.

Ещё одним полезным и любопытным упражне­нием на развитие сюжета является «15 почему». Вы вносите некое исходное событие, например «на детской площадке во дворе нашли трехногую со­баку». Далее просите участников на листе написать 15 «почему» и 15 «потому что», оставляя место для формулирования вопроса и ответа. Задавая вопрос к исходному событию, отвечая на него и задавая следующий вопрос к данному ответу, участники за­полняют лист. Далее с полученным текстом можно работать  по-разному. Можно прочесть историю в ответах от исходного события до конца, а можно прочесть историю от последнего ответа к исходно­му событию. Это позволяет поговорить и о логике развития событий, и о композиции развёртывания сюжета или любого процесса.

Тщательная, подробная работа в драматур­гической мастерской, алхимия создания из раз­розненных идей, героев, реплик, обстоятельств нового текста пьесы – одно из самых интересных и захватывающих интеллектуальных приключений, которое вы только можете себе представить.

Принципы проекта.

Напоследок хочется остановиться, пожалуй, на самом главном – на принципах проекта. Один из ключевых принципов формата Class Act – ува­жение. Не абстрактное, а абсолютно конкретное уважение на каждом шаге проекта. Уважение в общении, в обсуждении идей, в работе с текстами и языком, входе репетиционного и постановочно­го периодов. Уважение и доверие к подростку со стороны профессионалов и организаторов.

Также британцы выделяют ещё несколько важ­ных принципов, которые работают и учитываются в проекте:

1) поиск и содействие развитию новых драма­тургов;

2) формирование новой качественной аудитории для театра;

3) личностное, социальное и эмоциональное развитие подростков;

4) развитие грамотности и заинтересованности в дальнейшем образовании.

Ещё одним принципом, может быть, как при­знаются британские коллеги, вторым по значи­мости после уважения, является радость, созна­тельная радость от участия в проекте для всех его участников.

Часто бывает так, что участие в проекте стано­вится для подростка первым опытом серьёзного и равноправного разговора со взрослыми, когда его/её внимательно выслушивают, а идею или пред­ложение разбирают и анализируют со всей серьез­ностью и обстоятельностью на самых различных уровнях. Школьники, таким образом, участвуют в создании общественно-ценного произведения театрального искусства. Именно искусства. И британские, и российские коллеги призывают всех участников проекта не забывать об этом.

Таким образом, проект позволяет подростку вос­принимать театр как доступное и интересное про­фессиональное поле, где можно работать, а также повлиять на воспитание благодарного театрального зрителя и способствовать решению воспитатель­ных и образовательных задач по коррекции моти­вации и самооценки подростков.

Проект имеет широкое назначение: он на­правлен как на обычных школьников, развитие их творческих способностей и коммуникативных навыков, так и на неблагополучных подростков, неуспевающих в школе, с заниженной самооцен­кой и сниженной мотивацией к учебе и участию в социально полезной деятельности.

Благодаря проекту подростковая аудитория не остаётся за бортом интересов современного театра. Проект помогает воспитанию поколения новых зрителей и потенциальных профессионалов, которые в будущем могли бы внести свой вклад в развитие современного театрального искусства.

На протяжении более 25 лет существования про­екта Class Act в Шотландии была получена опре­делённая статистика. Работа в неблагополучных районах с трудными подростками показала, что после участия в проекте у детей росла успеваемость и показатели образовательной и социальной успеш­ности в школе. Кроме того, большее количество учащихся выбирало продолжение обучения в кол­леджах, а некоторые в дальнейшем действительно стали драматургами и работают в театре. Однако большая часть стала просто зрителями, возвраща­ющимися в театр, однажды подаривший им неза­бываемый опыт и впечатления.

Материалы по проблеме:

Class Act Handbook by Douglas Maxwell. Источник http://www.traverse.co.uk/engage/class-act/

Несколько статей: Ильмира Болотян. Театр на­чинается с драматурга http://magazines.russ.ru/october/2006/9/bo13.html, Дина Годер. Продукт эпохи http://www.gazeta.ru/culture/2006/06/02/a_653757.shtml

Антологии современной британской драматургии, вы­пущенной издательством НЛО в 2008 г. http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/Novye-molodye-rasserzhennye-s-beregov-Al...

Проекты творческого объединения «КультПроект» http://kultproject.ru/;

2013 г. Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева, проект «Первый акт» с участием драматургов Вя­чеслава Дурненкова и Марии Зелинской – http://kultproject.ru/index.php?id=863, они же в проекте 2013/2014 гг. в Красноярском ТЮЗе – http://www.ktyz.ru/project/view/7#about иhttp://kultproject.ru/index.php?id=851; они же в про­екте Олега Липовецкого в Национальном театре Карелии – http://mincultrk.ru/kultura/kulturnaya_zhizn/dramaturgicheskaya_laborato..., http://www.ug.ru/news/13190, http://www.sampo.tv/video.php?id=8942

2014г. Проекты в Кронштадте и Санкт-Петербурге – http://ptj.spb.ru/blog/kogda-drama-stanovitsya-klassnoj/, несколько проектов реализовано в Куль­турном центре ЗИЛ – театральная смена летнего лагеря в 2013 г. – http://cao.mos.ru/presscenter/news/detail/840800.html?pdf_file=y, http://ria.ru/culture/20130819/957132720.html, и в 2015г.

Театральная лаборатория для подростков «ГРАНИ» http://zilcc.ru/news/1735.html, http://www.m24.ru/videos/78535, в 2015 г. состоялся документаль­ный театральный проект «Новые люди» Большого Драматического Театра (Санкт-Петербург) – http://art1.ru/news/bdt-zapuskaet-dokumentalnyj-proekt-novye-lyudi/

Подробнее о возрождении проекта «Театр в классе» https://planeta.ru/campaigns/teatr_v_klasse

Несколько ссылок на проекты: http://www.igra3000.ru/chelovek/events/class-mira.htm, 2007 г. - http://tvkultura.ru/article/show/article_id/42787/, http://tvkultura.ru/article/show/article_id/42571/, 2010 г.- https://www.youtube.com/watch?v=wRpzRntksGo

Страницы проекта: https://www.facebook.com/TeensDramaProject/ и http://vk.com/teensdramaproject

Подробнее о проекте http://www.teatrdoc.ru/proj.php?id=10

Страницы организации: https://vk.com/ugol_kazan иhttps://www.facebook.com/ugolart;

Статьи о проекте:

http://www.kzn.ru/news/49737-s-16-po-29-avgusta-vpervye-v-kazani-projdet..., очёмговоритсявспектакле,

http://www.kazan.aif.ru/culture/person/klassnaya_drama, http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/fakty-i-kommentarii/16046-klassn...,

http://ptj.spb.ru/blog/vkazhdoj-muzyke-bax-vkazhdom-rebenke-bog/,

http://www.business-gazeta.ru/article/139313

О проекте: http://www.kommersant.ru/doc/1104628 и http://info.vedomosti.ru/friday/article/2009/01/30/14304

О проекте http://www.vodokanal.spb.ru/pre 

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 15-18.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.