Драма в образовании

Манон ван дер Уоттер, доктор философии, профессор университета Вилас Фиппс (штат Висконсин), директор театра для молодёжи, зав. кафедрой славянских языков, литературы и междисциплинарных театральных обучающих программ

Драма в образовании

(фрагменты)

Современная педагогика отмечает социальное, эмоциональное, терапевтическое воздействие на учащихся театральных методов или драмапедагогики (Drama Metods). Метод драмы всегда включает процесс и результат. И в нашем случае результат – не обязательно продукт.

Нас интересуют театральные методы как инструмент обучения, образования. В основе – ориентация на процесс и действие. Основные инструменты: разум, тело и голос. Разум в широком смысле – не только рацио. И голос в широком смысле – как возможность высказаться, не обязательно вербально.

Театральные методы обладают такими ресурсами:

  • вовлечение заброшенных;
  • новые образовательные средства;
  • общение с партнёрами;
  • особая образовательная среда;
  • постановка новых задач перед успешными учениками.

Отличия драма-педагогики от театра:

  • ориентация на процесс, а не на результатспектакль;
  • импровизация, а не следование написанной пьесе;
  • участие всех присутствующих, а не деление на актёров и зрителей;
  • лидер – учитель-фасилитатор, а не режиссёр, то есть лидер-проводник, тот, кто помогает ученикам реализовать их собственное содержание.

Основание для развития направления – все дети могут играть.

* * *

Немного о соотношении театра, эмоций и разума. Есть исследования по нейропсихологии, которые изучают связь драма-образования и развития интеллекта. Они опираются на практику прошлого. Но отдельный предмет «Драма» – достижение XX века. Этот предмет развивает аффективные, психомоторные и когнитивные способности, навыки, компетенции.

Основные задачи драма-педагогики:

  • творческое, в том числе эстетическое, развитие;
  • развитие критического мышления;
  • развитие социальных навыков;
  • развитие коммуникации;
  • развитие ценностей.

Занятия по программам драма-педагогики помогают узнать себя и вступить в культурный диалог с другими.

Говард Гарднер (американский психолог, из­вестный как автор понятия «множественный интеллект», специалист в области клинической психологии и нейропсихологии) говорил о том, что национальные меньшинства, дети из малооб­разованных слоёв населения, все группы риска, которые в школе 1942 года составляют меньшин­ство, к концу века станут большинством. И он был прав. И он полагал, что для этих групп иной путь в педагогике просто практически невозможен.

Даниэль Колеман (Daniel Coleman) в 1995 году писал, что новое поколение во всех смыслах более проблемно: агрессивно, подавлено и т.д. Что этому поколению традиционные методы, опирающиеся на рационализм, не помогут, а поможет только развитие эмоционального интеллекта. Только че­рез развитие эмоционального интеллекта можно способствовать сегодня становлению порядочного человека.

Исследования 2006 года показали, что абсолют­ное большинство подростков думают о суициде, страдают униполярной депрессией (то есть такой депрессией, когда глубокое уныние не сменяется фазами эйфории). Именно униполярная депрессия является источником всех физиологических нару­шений молодого поколения. Техники драмы очень нужны таким детям, потому что дают им:

• уверенность;

• любопытство;

• интенциональность (проще – устремлённость, наличие цели, энергию желания достичь опреде­лённой цели);

• самоконстроль;

• умение соотнести себя с другими;

• коммуникативность;

• сотрудничество.

Основные показатели наличия эмоционального интеллекта, это развитые способности:

• самосозидания;

• самоконтроля;

• самомотивации;

• эмпатии;

• построения отношений.

Говард Гарднер писал о множественных интел­лектах как о потенциальных возможностях. Он утверждает, что каждый ребёнок обладает различ­ными интеллектами, но возможность развить их и воспользоваться ими зависит от среды. Оттого, насколько она помогает, и даже просто позволяет это сделать.

Виды множественного интеллекта:

• теоретический (математический);

• вербальный (лингвистический);

• визуальный (пространственный);

• музыкально-ритмический;

• физический (кинестетический);

• межличностный (коммуникативный);

• внутриличностный;

• природный (пантеистический).

К сожалению, в современной школе, как прави­ло, работают только с первыми двумя.

Но дело вовсе не в том, чтобы привесить к каждому ученику бирочку, на которой будет обо­значено, какой интеллект у него наиболее сильно развит. Дело в том, чтобы развить все виды, по­могая ребёнку опираться на то, что и так развито.

Михай Чиксентмихайи написал книгу «Найти поток». Это книга о том, что когда человек полно­стью погружён в деятельность, счастлив ею, то он отчасти теряет чувство времени и пространства. Он не замечает, сколько времени прошло, сколько препятствий удалось преодолеть, сколько сил от­дано. Он находится как бы в состоянии длительного инсайта, который интегрирует интеллект и эмо­ции. Чтобы ученик мог «найти поток» в учебной деятельности, задача, поставленная передним, не должна быть слишком простой.

Ричард Дэвидсон (на русский язык переведена книга «Как эмоции управляют мозгом») возглавля­ет Центр изучения эмоционального благополучия. Он, в отличие от Гарднера, сторонник теории, что после 18-ти лет человек не теряет способности учиться и меняться. Он также считает, что эмо­циональный интеллект значит в жизни человека больше, чем рациональный. Он пишет о том, что у каждого человека в определённом отрезке его развития есть свой эмоциональный стиль, но этот стиль может и меняться. Исследования Дэвидсона основаны на изучении томографии мозга. Его тео­рии и открытия тесно связаны с практиками ла­маизма и буддизма, которыми он занимался. Свои научные работы он начинал с медитации. И именно томография мозга доказывает, что эти практики работают и приносят реальные результаты.

…Мы встречалась с ним и обсудили вопрос о том, что проблему можно материализовать драматиче­ским способом и потом работать с трансформацией игры. Это непсихо-драма, потому что не ставит задачу излечения. Это социальная практика – она помогает человеку увидеть проблему с разных сторон. У Дэвидсона есть школа для 3-5-летних детей. Оказывается, уже в таком возрасте у детей много физических и ментальных проблем. И у нас есть центр драма-педагогики для 3-5-летних детей. Сейчас две эти школы сотрудничают,  развивая два направления: решение проблем через визуализа­цию и драму.

Я преподаю также драму в образовании студен­там педагогического вуза. Это предмет, обязатель­ный для всех учителей от I до XII классов. В группе по 16 студентов. А в потоке примерно 100 человек. Они занимаются 1 семестр по 2 занятия в неделю. Лекций нет, есть упражнения. Одно занятие – только для студентов. И оно носит теоретический характер. Другое занятие – более практическое, и на нём у каждого студента есть партнёр-ребёнок (дошкольник). Эти классы для детей бесплатные. И срединих – многие из проблемных семей. Стар­шие студенты становятся моими ассистентами в младших студенческих группах.

Главное в этой деятельности – включение и многообразие. Драма-педагогика работает со всеми детьми без исключения, без различий пола, воз­раста, конфессии, национальности, социального статуса и половой ориентации. И в программе ин­ститута я учу своих студентов, как использовать драму в преподавании любых предметов. Важно, что для драма-педагогики, в общем-то, ничего не нужно, кроме собственного тела. По окончании курса каждый студент должен сам сделать лабора­торию с детской группой по какой-то теме.

* * *

Другое направление, которым мы занимаемся, – прикладной театр. Театр для определённых групп населения. Это активизирующий театр. Спектакли этого театра создаются самими студентами. И по­том с этими спектаклями студенты идут в школы и в группы риска: несовершеннолетние мамы, дети с посттравматическим синдромом, ит.д. Там театр работает с их темой.

На международном уровне такой театр работает в неспокойных, проблемных регионах. Есть такой театр в Калькутте. Я занималась в группе Жанны Санскрити, и именно это подвигло меня к дальней­шей работе. В России я участвовала в программе «Театр –  детям Беслана». Тут фасилитаторская позиция театрального педагога ключевая.

Искусство не исцеляет, но меняет. Ницше гово­рит о том, что только искусство знает, как отчаяние от абсурдности жизни можно преобразовать в то, с чем можно жить.

автор методики работы в проблемных группах и регионах – Августо Боаль (1931-2009), бразиль­ский театральный режиссёр, писатель и обще­ственный деятель. Его основной труд называется «Театр угнетённых». Августо Боаля волнует проблема, как вернуть людям их голос, возможность влиять на собственную жизнь. Нужно понимать, что самое опасное, что может произойти в такой работе, – это возбудить группу на насильственные социальные действия, а потом покинуть её. Этого не должно быть, это безответственно. Изменения должны быть внутренними.

Совсем другой аспект театральной педагогики – создание спектаклей для детей и молодёжи. С 80-90-х годов в Америке есть курсы для учителей, которые занимаются эстетическим развитием де­тей и готовят их к встречам с искусством театра. В Америке театр часто сам отправляется в школу. Раньше театры делали для учителей подборки игр и упражнений, которые предшествовали встречам с тем или иным спектаклем. Это были методические пособия – книжки. Но скоро стало понятно, что это просто ещё один учебник. Учителя, конечно, любят именно пособия, и запрос на них велик. Но сегодня у театров есть желание идти какими-то иными пу­тями. Например, делают 20-ти-минутные ролики о спектакле, о том, как он создавался. Педагог из театра идёт в школу до спектакля и готовит детей к встрече. Например, разучивает с ними песню из спектакля. А потом сразу после спектакля прохо­дит творческое занятие.

Некоторые театры очень страдают: для того, чтобы продать спектакли школе, надо слишком сильно под неё подстраиваться. Но на самом деле всегда можно что-то придумать, чтобы школа была довольна, но театр делал так, как считает необхо­димым. Например, когда мы делали спектакль для малышей «Падающие девочки», то проблема была в том, что школа настаивала: дети любят локаль­ные цвета, и всё для них должно быть мягким и милым. Но мы придумали такой вход в спектакль и выход из него, что всё это перестало быть пробле­мой. Вообще всё решает грамотный вход и выход. Когда работали с подростками, то делали спек­такль, где очень жёсткие проблемы решали через негативное проживание опыта взаимодействия в танце фламенко. Театральная педагогика позво­ляет прожить негативный опыт в игре, в сфере воображения, и тем уберечься от его последствий в реальной жизни.

В спектакле Моники Меркс детей заранее учили танцевать фламенко, а во время спектакля соеди­няли с незнакомым партнёром. У них происходил совместный танец. И им было трудно. А потом они оставались вместе до конца спектакля, вместе вос­принимали и переживали всё, что там происходи­ло. А там родители, кланы, навязывали девушке нелюбимого жениха. Насильно выдавали замуж. И дети получали опыт переживания навязанного партнёра. Они соотносили ситуацию героини со своей, получали опыт такого проживания.

 

 

 

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 13-15.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.