Драма в образовании
Манон ван дер Уоттер, доктор философии, профессор университета Вилас Фиппс (штат Висконсин), директор театра для молодёжи, зав. кафедрой славянских языков, литературы и междисциплинарных театральных обучающих программ
Драма в образовании
Современная педагогика отмечает социальное, эмоциональное, терапевтическое воздействие на учащихся театральных методов или драмапедагогики (Drama Metods). Метод драмы всегда включает процесс и результат. И в нашем случае результат – не обязательно продукт.
Нас интересуют театральные методы как инструмент обучения, образования. В основе – ориентация на процесс и действие. Основные инструменты: разум, тело и голос. Разум в широком смысле – не только рацио. И голос в широком смысле – как возможность высказаться, не обязательно вербально.
Театральные методы обладают такими ресурсами:
- вовлечение заброшенных;
- новые образовательные средства;
- общение с партнёрами;
- особая образовательная среда;
- постановка новых задач перед успешными учениками.
Отличия драма-педагогики от театра:
- ориентация на процесс, а не на результатспектакль;
- импровизация, а не следование написанной пьесе;
- участие всех присутствующих, а не деление на актёров и зрителей;
- лидер – учитель-фасилитатор, а не режиссёр, то есть лидер-проводник, тот, кто помогает ученикам реализовать их собственное содержание.
Основание для развития направления – все дети могут играть.
* * *
Немного о соотношении театра, эмоций и разума. Есть исследования по нейропсихологии, которые изучают связь драма-образования и развития интеллекта. Они опираются на практику прошлого. Но отдельный предмет «Драма» – достижение XX века. Этот предмет развивает аффективные, психомоторные и когнитивные способности, навыки, компетенции.
Основные задачи драма-педагогики:
- творческое, в том числе эстетическое, развитие;
- развитие критического мышления;
- развитие социальных навыков;
- развитие коммуникации;
- развитие ценностей.
Занятия по программам драма-педагогики помогают узнать себя и вступить в культурный диалог с другими.
Говард Гарднер (американский психолог, известный как автор понятия «множественный интеллект», специалист в области клинической психологии и нейропсихологии) говорил о том, что национальные меньшинства, дети из малообразованных слоёв населения, все группы риска, которые в школе 1942 года составляют меньшинство, к концу века станут большинством. И он был прав. И он полагал, что для этих групп иной путь в педагогике просто практически невозможен.
Даниэль Колеман (Daniel Coleman) в 1995 году писал, что новое поколение во всех смыслах более проблемно: агрессивно, подавлено и т.д. Что этому поколению традиционные методы, опирающиеся на рационализм, не помогут, а поможет только развитие эмоционального интеллекта. Только через развитие эмоционального интеллекта можно способствовать сегодня становлению порядочного человека.
Исследования 2006 года показали, что абсолютное большинство подростков думают о суициде, страдают униполярной депрессией (то есть такой депрессией, когда глубокое уныние не сменяется фазами эйфории). Именно униполярная депрессия является источником всех физиологических нарушений молодого поколения. Техники драмы очень нужны таким детям, потому что дают им:
• уверенность;
• любопытство;
• интенциональность (проще – устремлённость, наличие цели, энергию желания достичь определённой цели);
• самоконстроль;
• умение соотнести себя с другими;
• коммуникативность;
• сотрудничество.
Основные показатели наличия эмоционального интеллекта, это развитые способности:
• самосозидания;
• самоконтроля;
• самомотивации;
• эмпатии;
• построения отношений.
Говард Гарднер писал о множественных интеллектах как о потенциальных возможностях. Он утверждает, что каждый ребёнок обладает различными интеллектами, но возможность развить их и воспользоваться ими зависит от среды. Оттого, насколько она помогает, и даже просто позволяет это сделать.
Виды множественного интеллекта:
• теоретический (математический);
• вербальный (лингвистический);
• визуальный (пространственный);
• музыкально-ритмический;
• физический (кинестетический);
• межличностный (коммуникативный);
• внутриличностный;
• природный (пантеистический).
К сожалению, в современной школе, как правило, работают только с первыми двумя.
Но дело вовсе не в том, чтобы привесить к каждому ученику бирочку, на которой будет обозначено, какой интеллект у него наиболее сильно развит. Дело в том, чтобы развить все виды, помогая ребёнку опираться на то, что и так развито.
Михай Чиксентмихайи написал книгу «Найти поток». Это книга о том, что когда человек полностью погружён в деятельность, счастлив ею, то он отчасти теряет чувство времени и пространства. Он не замечает, сколько времени прошло, сколько препятствий удалось преодолеть, сколько сил отдано. Он находится как бы в состоянии длительного инсайта, который интегрирует интеллект и эмоции. Чтобы ученик мог «найти поток» в учебной деятельности, задача, поставленная передним, не должна быть слишком простой.
Ричард Дэвидсон (на русский язык переведена книга «Как эмоции управляют мозгом») возглавляет Центр изучения эмоционального благополучия. Он, в отличие от Гарднера, сторонник теории, что после 18-ти лет человек не теряет способности учиться и меняться. Он также считает, что эмоциональный интеллект значит в жизни человека больше, чем рациональный. Он пишет о том, что у каждого человека в определённом отрезке его развития есть свой эмоциональный стиль, но этот стиль может и меняться. Исследования Дэвидсона основаны на изучении томографии мозга. Его теории и открытия тесно связаны с практиками ламаизма и буддизма, которыми он занимался. Свои научные работы он начинал с медитации. И именно томография мозга доказывает, что эти практики работают и приносят реальные результаты.
…Мы встречалась с ним и обсудили вопрос о том, что проблему можно материализовать драматическим способом и потом работать с трансформацией игры. Это непсихо-драма, потому что не ставит задачу излечения. Это социальная практика – она помогает человеку увидеть проблему с разных сторон. У Дэвидсона есть школа для 3-5-летних детей. Оказывается, уже в таком возрасте у детей много физических и ментальных проблем. И у нас есть центр драма-педагогики для 3-5-летних детей. Сейчас две эти школы сотрудничают, развивая два направления: решение проблем через визуализацию и драму.
Я преподаю также драму в образовании студентам педагогического вуза. Это предмет, обязательный для всех учителей от I до XII классов. В группе по 16 студентов. А в потоке примерно 100 человек. Они занимаются 1 семестр по 2 занятия в неделю. Лекций нет, есть упражнения. Одно занятие – только для студентов. И оно носит теоретический характер. Другое занятие – более практическое, и на нём у каждого студента есть партнёр-ребёнок (дошкольник). Эти классы для детей бесплатные. И срединих – многие из проблемных семей. Старшие студенты становятся моими ассистентами в младших студенческих группах.
Главное в этой деятельности – включение и многообразие. Драма-педагогика работает со всеми детьми без исключения, без различий пола, возраста, конфессии, национальности, социального статуса и половой ориентации. И в программе института я учу своих студентов, как использовать драму в преподавании любых предметов. Важно, что для драма-педагогики, в общем-то, ничего не нужно, кроме собственного тела. По окончании курса каждый студент должен сам сделать лабораторию с детской группой по какой-то теме.
* * *
Другое направление, которым мы занимаемся, – прикладной театр. Театр для определённых групп населения. Это активизирующий театр. Спектакли этого театра создаются самими студентами. И потом с этими спектаклями студенты идут в школы и в группы риска: несовершеннолетние мамы, дети с посттравматическим синдромом, ит.д. Там театр работает с их темой.
На международном уровне такой театр работает в неспокойных, проблемных регионах. Есть такой театр в Калькутте. Я занималась в группе Жанны Санскрити, и именно это подвигло меня к дальнейшей работе. В России я участвовала в программе «Театр – детям Беслана». Тут фасилитаторская позиция театрального педагога ключевая.
Искусство не исцеляет, но меняет. Ницше говорит о том, что только искусство знает, как отчаяние от абсурдности жизни можно преобразовать в то, с чем можно жить.
автор методики работы в проблемных группах и регионах – Августо Боаль (1931-2009), бразильский театральный режиссёр, писатель и общественный деятель. Его основной труд называется «Театр угнетённых». Августо Боаля волнует проблема, как вернуть людям их голос, возможность влиять на собственную жизнь. Нужно понимать, что самое опасное, что может произойти в такой работе, – это возбудить группу на насильственные социальные действия, а потом покинуть её. Этого не должно быть, это безответственно. Изменения должны быть внутренними.
Совсем другой аспект театральной педагогики – создание спектаклей для детей и молодёжи. С 80-90-х годов в Америке есть курсы для учителей, которые занимаются эстетическим развитием детей и готовят их к встречам с искусством театра. В Америке театр часто сам отправляется в школу. Раньше театры делали для учителей подборки игр и упражнений, которые предшествовали встречам с тем или иным спектаклем. Это были методические пособия – книжки. Но скоро стало понятно, что это просто ещё один учебник. Учителя, конечно, любят именно пособия, и запрос на них велик. Но сегодня у театров есть желание идти какими-то иными путями. Например, делают 20-ти-минутные ролики о спектакле, о том, как он создавался. Педагог из театра идёт в школу до спектакля и готовит детей к встрече. Например, разучивает с ними песню из спектакля. А потом сразу после спектакля проходит творческое занятие.
Некоторые театры очень страдают: для того, чтобы продать спектакли школе, надо слишком сильно под неё подстраиваться. Но на самом деле всегда можно что-то придумать, чтобы школа была довольна, но театр делал так, как считает необходимым. Например, когда мы делали спектакль для малышей «Падающие девочки», то проблема была в том, что школа настаивала: дети любят локальные цвета, и всё для них должно быть мягким и милым. Но мы придумали такой вход в спектакль и выход из него, что всё это перестало быть проблемой. Вообще всё решает грамотный вход и выход. Когда работали с подростками, то делали спектакль, где очень жёсткие проблемы решали через негативное проживание опыта взаимодействия в танце фламенко. Театральная педагогика позволяет прожить негативный опыт в игре, в сфере воображения, и тем уберечься от его последствий в реальной жизни.
В спектакле Моники Меркс детей заранее учили танцевать фламенко, а во время спектакля соединяли с незнакомым партнёром. У них происходил совместный танец. И им было трудно. А потом они оставались вместе до конца спектакля, вместе воспринимали и переживали всё, что там происходило. А там родители, кланы, навязывали девушке нелюбимого жениха. Насильно выдавали замуж. И дети получали опыт переживания навязанного партнёра. Они соотносили ситуацию героини со своей, получали опыт такого проживания.
Оставить комментарий