Триеннале детской печатной графики – опыт преодоления разобщённости

Е. Шипицына, член Союза художников России, член Международной ассоциации искусствоведов

Триеннале детской печатной графики – опыт преодоления разобщённости

В ноябре 2015года в г. Озёрске Челябинской области состоялся I Триеннале-фестиваль (конкурс) детской печатной графики «ESTAMPE». Участниками конкурсной части события стали более 60-ти учащихся ДХШ и ДШИ из 11-ти городов Челябинской и Свердловской областей и г. Уфы. Жюри возглавил заслуженный художник Российской Федерации В.В. Зуев. Участники образовательной части Триеннале – 27 преподавателей ДХШ и ДШИ из 10 городов.

Устроители конкурса ставили перед собой задачи популяризации современного графического искусства, ознакомления педагогов и зрителей с лучшими образцами детского графического творчества, обмена педагогическим опытом и повышения уровня преподавания и т.д. Первая Уральская Триеннале детской печатной графики «Эстамп» – событие одновременно и неожиданное, и вполне ожидаемое. Неожиданность его связана с распространённым представлением о том, что технология классической гравюры слишком сложна для качественного исполнения детьми и предполагает лишь поверхностное ознакомление школьников с её приёмами. Вместе с тем на Урале давно уже сформировались центры художественной печати, и давно существует своя традиция графических фестивалей международного уровня – Уральская Триеннале печатной графики в Уфе, Международный фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге, Всероссийская биеннале Урал-Графо. А это значит, что есть в регионе не только активное профессиональное сообщество, но и заинтересованная аудитория ценителей искусства эстампа. В такой среде не могла не сформироваться своя методика воспитания и приобщения юношества к языку современной графики.

Нотр-Дам де Пари

Триеннале «Эстамп» продемонстрировала это довольно наглядно. Более семидесяти работ, вошедших в финальную экспозицию фестиваля школьников из 12 городов Урала, свидетельствуют о зрелом и вдумчивом подходе художников-педагогов и к процессу обучения языку гравюры, и к отбору конкурсных работ. В заявленных организаторами четырёх номинациях конкурса - «глубокая печать», «высокая печать», «плоская печать», «печать по трафарету» - представлены не столько учебные, сколько по-настоящему творческие работы. И они дают довольно оригинальные примеры владения пластическими приёмами художественной печати, умения формулировать на языке гравюры собственные мысли и чувства, избегая при этом стереотипных композиционных решений. В этом неоспорима заслуга педагогов, многие из которых сами активно творчески работают и постоянно участвуют в графических выставках.

К их числу относится талантливый нижнетагильский художник и педагог, член Союза художников России Валерий Юрьевич Хасанов, чья ученица Анна Чудакова получила высшую награду конкурса - Гран-При за работу «Нотр-Дам». Жюри фестиваля единодушно приняло решение предоставить этому преподавателю возможность подготовить на следующей Триеннале, в 2018 году, авторскую экспозицию из своих произведений и лучших работ учеников.

Хочется надеяться, что это станет традиционной практикой Триеннале «Эстамп»: создание выставок-спутников основного проекта, стимулирующих преподавателей ДХШ и ДШИ к собственному творческому развитию.

Диапазон тематики и художественных приёмов детских работ стоит отдельного комментария. Офортная технология «сухой иглы», монотипия, бумага ручного литья с трафаретным тиснением, цветная линогравюра и ксилография, применение ручного иллюминирования и приёмов коллогра-фии, как и синтез этих печатных техник, демонстрировали широкий диапазон художественных навыков юных гравёров. Чувствовалось, что в основе композиций лежит личный эмоциональный опыт ребёнка, а не навязанная руководителем схема. Особенно выразительны в этом отношении были работы воспитанников ДХШ г. Лесной (преп. Пястолова Татьяна Александровна), г. Снежинск (преп. Голубкин Леонид Александрович и Канова Любовь Васильевна), г. Алапаевск (преп. Балдина Ольга Михайловна и Шишова Алена Васильевна). Не случайно проблема путей раскрытия творческого потенциала ребёнка и достижения эстетически качественного результата в работе с детьми стала ключевой темой семинара второго дня фестиваля. В программе дня, кроме дискуссии, были и искусствоведческая лекция о современных тенденциях печатной графики, и мастер-класс по технике глубокой печати заслуженного художника России Владимира Валентиновича Зуева. Опыт этого общения показал, что программа Триеннале позволяет преодолеть профессиональную разобщённость художников-педагогов, консолидировать творческие силы педагогического сообщества, сформировать у одарённых детей стимул к приобретению выставочного опыта - необходимого условия интенсивного развития творческих способностей ребёнка.
Дедушкин Харлей. Бабушкина Алёна, 8 лет.
Дедушкин Харлей. Бабушкина Алёна, 8 лет.
Алапаевская ДШИ имени П.И. Чайковского, преподаватель О.М. Балдина

Можно с уверенностью сказать, что эффективность дальнейшего развития фестиваля и других авторитетных графических форумов, существующих в Уральском регионе, во многом зависит от того, насколько активно будет включаться в эту деятельность творческая молодёжь.

В заключение остаётся поблагодарить за организацию Первой Уральской Триеннале детской печатной графики инициатора этого амбициозного и своевременного проекта Евгения Александровича Черепанова, заведующего отделением «Дизайн» Озёрского государственного колледжа искусств, известного челябинского художника, члена Союза художников России, сумевшего привлечь к этой проблеме внимание областных Министерств Культуры и Образования и найти поддержку у градообразующего предприятия г. Озёрска ФГУП «ПО Маяк».

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№1.
С. 63-64.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.