Театральное образование в зеркале анкеты
Театральное образование в зеркале анкеты
В распоряжении редакции оказался анализ результатов анкетирования по теме «Театр в нашей школе», которое в период подготовки к Первой конференции памяти Леопольда Сулержицкого провели сотрудники кафедры культурологи МИОО – Татьяна Климова, Михаил Быков, Юлия Рыбакова, Елена Косинец, Александр Андреев. Анкета создавалась для изучения включённости школ в продуктивную работу по освоению театральной культуры. Несмотря на то, что с тех пор минуло 4 года, а также на то, что анкетирование проводилось в условиях театральной жизни Москвы и московского театрального образования того времени, анализ результатов, как нам представляется, и сегодня даёт пищу для самостоятельных размышлений широкому кругу наших читателе, и не только театральных педагогов. Ведь и вопросы, и ответы прямо или косвенно затрагивают более широкий круг педагогических забот и способствуют уяснению, а может быть, и коррекции наших педагогических позиций и по отношению к ученикам, и по отношению к явлениям художественной культуры в целом. Будет весьма полезно, если каждый учитель и каждый родитель попытается сам ответить на вопросы анкеты и соотнести их с задачами освоения не только театрального, но всех других искусств.
Анкетный материал был составлен таким образом, чтобы можно было получить представление о нескольких параметрах театрального образования в школе:
- как участники инновационной площадки понимают основной образовательный смысл театральной работы с детьми;
- по каким параметрам учителя выбирают спектакли и площадки для театральных посещений;
- какие формы посещений наиболее распространены;
- как организована работа вокруг посещения;
- какие формы образовательной театральной работы присутствуют в самой школе.
Опросные блоки были сконструированы поразному. В одних случаях блок содержал одну локальную тему, которая легко просматривалась во всех вопросах, вопросов было немного, и отвечающему было легко догадаться, как они связаны между собой, и какая идеология образования стоит за тем или иным вариантом ответа. Другие опросные блоки содержали несколько подтем, включали в себя большое число вопросов, вопросы были сознательно перемешаны, и отвечающему было трудно понять, как соотносятся между собой разные предложенные варианты ответов. Соответственно, сопоставляя ответы на вопросы первых и вторых блоков, можно увидеть, как соотносится желаемый образ и реальность образовательного пространства.
В качестве пилотного исследования мы опросили представителей 20-ти ГБОУ. Некоторые учреждения были представлены одним, а другие – несколькими сотрудниками. В их числе руководители образовательных учреждений, школьные методисты, учителя разных предметов, руководители школьных музеев, педагоги дополнительного образования и др.
Первый блок вопросов касался понимания основного образовательного смысла театральной работы с детьми. Это короткий блок, состоящий из б-ти вариантов ответов.
Абсолютное большинство участников опроса отметило в качестве главного смысла следующее утверждение: «В пространстве взаимодействия школы и театра рождается детско-взрослая общность: учителя, родители, старшие и младшие дети обретают темы и поводы для содержательного и личностно значимого общения». Первое место этому высказыванию отдали 12 из 20-ти опрошенных, второе место – 5, и только один участник опроса отметил это положение как несущественное.
Второе место по значимости заняло высказывание: «Театр – это культурная среда, к которой необходимо приобщать школьников». На первое место по значимости это высказывание поставили 4 участника, на второе – 5 участников, на третье – 8 участников. То есть 17 участников отметили это положение как очень важное. И только 1 – как несущественное.
И на третьем месте: «Театр – это школа чувств, школа души, которая помогает нам не очерстветь, оставаться людьми в полном смысле слова». Первое место этому высказыванию дали 4 участника опроса, второе место – 8, третье – З. То есть 15 участников отметили важное значение этого положения. Но заметим, что три участника отметили это положение как несущественное.
здесь нельзя не отметить, что личностно-значимое общение большинство педагогов понимает, скорее, как общение по поводу объективных куль турных ценностей, а не по поводу чувств и переживаний, реально испытываемых учащимися по поводу произведений искусства. Это говорит о том, что большинство педагогов, усвоив риторику современных ФГОС, ментально остаются на уровне предыдущей, "просветительской" парадигмы образования.
Высказывания: «Театр – это наглядное пособие для изучения литературы, отчасти истории и обществознания» и «Театр – это пространство культурно организованного праздника, который необходим для эмоциональной разгрузки и разрядки» признаются несущественными примерно третью-четвертью участников опроса, и большинством ставятся на 4-5 место в рейтинге из б-ти высказываний.
А на последнем месте с большим отрывом стоит высказывание: «Театр – это общественная трибуна, где общество декларирует и осознаёт свои ценности». Половина участников вообще не считает его существенным, а б человек помещают его на последнее, б-ое по значимости место, и по одному человеку ставят его на 3, 4 и 5 места. Нельзя не обратить внимание на это обстоятельство. Мы очень далеко ушли не только от античного понимания театра, но и от понимания театра Пушкиным, Гоголем, Чеховым, Станиславским, Мейерхольдом и Вахтанговым.
Второй блок вопросов касается того, на каких основаниях следует выбирать спектакли для просмотра. Это также короткий и прозрачный блок.
здесь ключевым основанием было признано следующее: «Выбирая спектакль нужно, прежде всего, обращать внимание на внутренний запрос самих детей: важно учитывать, какие проблемы их волнуют, какие формы искусства их увлекают». Это высказывание отметили как первостепенное 17 из 20-ти участников опроса.
Ещё четыре основания выбора получили по половине голосов: «В театре с детьми, прежде всего, нужно смотреть произведения, позволяющие расширить и углубить школьную программу»; «В театре с детьми, прежде всего, нужно смотреть постановки, признанные лучшими работами театрального сезона, образцами искусства своего времени» – по 11 голосов. «В театре с детьми, прежде всего, нужно смотреть театральные постановки, точно воспроизводящие черты исторического времени, о котором была написана пьеса» – 10 голосов. «В театре с детьми, прежде всего, нужно смотреть произведения, на которых основана школьная программа» – 9 голосов.
Тут тоже любопытно рассмотреть противоречия между усвоенной современной риторикой, реальным опытом и ментальностью. Во-первых, многие респонденты утверждают одновременно, что нужно обращать внимание на запрос детей, и в то же время выбирать произведения, на которых основана школьная программа. Нетрудно понять, что детский выбор имеет иные основания. И тут на лицо невольная подмена – привычка выдавать желаемое за действительное и подменять своим выбором детский. Во-вторых, многие респонденты одновременно утверждают, что нужно выбирать спектакли, признанные театральными вершинами сезона и те, что «точно воспроизводят черты времени. Это уже говорит о том, что учителя не очень хорошо представляют себе реальную театральную ситуацию. Победителями национальной премии "золотая маска" чрезвычайно редко становятся музейные постановки, и почти всегда – авангардные, где черты времени, о котором написана пьеса, не только не воспроизводятся, но напротив, сознательно переосмысляются, трансформируются.
И есть утверждение, с которым не согласен ни один участник опроса: «В театре с детьми, прежде всего, нужно смотреть спектакли, в которых играют известные артисты». Двадцать лет назад мы получали прямо противоположные результаты. Тут можно предположить, что в конце ХХ века понятие "известный артист" предполагало не только однозначно одарённого артиста, играющего значимые для общества роли в культовых спектаклях и культовом кино, но и в определённом смысле – духовного лидера нации, личность, с которой так или иначе был связан идеал человека в искусстве. Для разных групп это были Ростислав Плятт, Кирилл Лавров, Евгений Леонов, Владимир Высоцкий и т.д. Сегодня понятие «известный артист, видимо, ассоциируется, прежде всего, с примелькавшимися лицами сериальных актёров, играющих попеременно то сыщиков, то бандитов. И даже если эти актёры играют в театрах глубокие и сложные роли, которых явно проявляется их талант и профессионализм, они остаются незаметными за потоком однообразных ремесленных поделок.
Третий блок, также короткий и прозрачный, предполагал выяснение вопроса о том, как следует выбирать пространство, место для просмотра спектакля.
Лидером опроса тут стало утверждение: «Выбирать площадку нужно сообразно психологии возраста и психологического состояния класса, чередуя посещение камерных и объёмных залов, строгих, демократичных, авангардных и парадных театральных пространств. 19 из 20 респондентов отметили эту позицию, как важное основание.
На втором месте по значимости стоят два высказывания:
- «Идти нужно, прежде всего, в известные, имеющие богатую и славную историю Московские театры»
- «Идти нужно, прежде всего, на площадки творческих Вузов, потому что там играют молодые артисты, близкие школьникам по возрасту, потому что молодые артисты играют с высокой творческой отдачей, которую не всегда сохраняют потом в театре, потому что там рождается современное искусство».
С этими утверждениями согласны по 14 опрошенных. И один из них добавляет по второй позиции о площадках творческих вузов: «И потому что там наиболее щадящие цены на билеты».
Только б опрошенных отметили, что «Идти нужно, прежде всего, на гастрольные площадки, где можно увидеть театры других городов и других стран».
И на последнем месте оказались 2 высказывания, которые по 18 опрошенных считают не существенными:
- «Идти нужно, прежде всего, в тот театр, который расположен близко от школы, чтобы дети не утомлялись дорогой».
- «Выбирать нужно, прежде всего, те театры, которые готовы приехать к детям в школу».
Четвёртый блок отличается от предыдущих – он содержит 15 позиций нескольких подтем, связанных с работой вокруг посещения театра. Утверждения опросника не сблокированы по этим подтемам, а перемешаны.
Первая подтема выясняет вопрос о праве выбора у самих детей при посещении театра. Тут результат поразителен. Несмотря на то, что во втором блоке 17 участников опроса утверждали, что, выбирая спектакль, нужно ориентироваться на запрос детей, тут 12 участников опроса утверждают, что нет необходимости выбирать спектакль для просмотра совместно с детьми. И 12 участников (они совпадают частично), что не следует оставлять за детьми право выбора – идти ли в театр с классом, идти ли самостоятельно в другой день или не ходить вовсе. Опять же 12 опрошенных утверждают, что нет необходимости предоставлять возможность детям посетить театр с друзьями или родителями. А далее 15 участников опроса, опровергая предыдущие высказывания, утверждают, что нет необходимости внушать всем детям мысль о необходимости совместного посещения спектакля.
При этом 7 человек всё-таки ставят необходимость совместного выбора спектакля на 1-ое место по значимости из всех 15-ти пунктов блока. Право выбора – ходить или не ходить, когда и с кем ходить считают более или менее значимым (5–8 позиции) тоже 7 человек.
При разбросе вопросов и удалённости первого и второго блоков учителя отвечают спонтанно и обнаруживают, что на практике они всё ещё являются приверженцами авторитарной педагогики.
Вторая подтема касается подготовки детей к театральному посещению и знакомства с правилами общения и поведения в театре. Примерно половина опрошенных не считает эту проблему значимой. А другая половина довольно ярко делится на приверженцев двух совершенно разных способов работы. 10 участников опроса считают, что "до посещения театра было бы хорошо провести с детьми неформальное творческое занятие, может быть, с элементами игры и свободной беседы, которое поможет детям настроиться на предстоящую встречу со спектаклем". Причём 5 из них ставят это на первое место во всём блоке из пятнадцати позиций. И пять человек ставят это утверждение на 2–4 место.
Но другие 10 человек считают, что "до посещения театра необходимо провести с детьми беседу о пользе театральных посещений и правилах поведения в театре". Правда, для них эта фаза работы вообще не слишком существенна. Только 5 из них ставят это утверждение на 1–3 место, а остальные на 5–10 места.
Вероятно, первая десятка в реальной практике занимается подготовкой детей к посещению театра и знает, что беседа не приносит таких устойчивых реальных результатов, как неформальное творческое занятие. А вторая десятка воспринимает проблему более умозрительно, не имея достаточного практического опыта.
Третья подтема касается подготовки детей к просмотру спектакля. Судя по анкетам, к этой фазе театральной работы вообще мало кто из опрошенных относится достаточно серьёзно. Трое опрошенных выносят на 1-ую позицию утверждение: «До спектакля необходимо прочесть произведение, которое предполагается посмотреть». С первой по четвёртую позицию 10 человек выносят высказывание: «До посещения театра было бы хорошо познакомиться с художественным миром и обстоятельствами творческой биографии автора произведения». И только 4 человека выносят со второй по пятую позицию положение о том, что «до посещения театра было бы хорошо познакомиться с художественным почерком режиссёра, поставившего спектакль». Не трудно увидеть, что эти позиции входят в противоречие с первым блоком, где утверждение, что театр – «это наглядное пособие для изучения литературы имеет низкий рейтинг. Ответы на эти вопросы ещё раз подтверждают, что с реальностью театрального искусства большинство учителей знакомы слабо. Они не понимают, что образную и идейную структуру спектакля определяет режиссёр, и художественное целое спектакля может быть понято только при условии диалога с режиссёром, на его художественным языке.
Четвёртая подтема касается выбора времени для обсуждения спектакля с детьми. Абсолютное большинство – 17 опрошенных – считают, что «важно, чтобы дети могли обменяться первыми впечатлениями сразу после спектакля». Хотя значимость этого вопроса в принципе не представляется для большинства важной. Голоса равномерно распределены между 2-ой и 12-ой позицией.
При этом 5 человек (значит, двое дублируются) указывают, что «прежде чем обсуждать с детьми спектакль, нужно дать впечатлениям отлежаться». Но рейтинг мест здесь ещё более низкий – от 3 до 15.
Эту позицию комментирует один из участников опроса: «Сложно провести градацию, т.к. всё зависит от особенностей детей, спектакля, задач посещения театра». Трудно не согласиться! автор комментария ставит его именно около вопросов на эту тему, но относит его ко всему четвёртому блоку. И, просматривая анкету, понимаешь, что этот автор на все вопросы отвечал максимально осмысленно.
Пятая подтема касается способов организации разговора с детьми о спектакле. 17 участников из 20 уверены, что утверждение «учитель сразу должен задать тон разговора о спектакле, определив верный путь его разбора и оценки» не верно. Это вселяет оптимизм: значит, на уровне сознания большинство опрошенных действительно принимает ценности личностно-ориентированной, гуманистической и гуманитарной педагогики.
И 12 участников анкетирования считают, что «при обсуждении спектакля учитель должен задавать как можно больше заинтересованных вопросов детям, и как можно дольше удерживать в тени своё собственное восприятие и суждение. Это тоже не так мало. значит, две трети участников более или менее знакомы с методом эвристической беседы.
Шестая подтема касалась самой существенной проблемы работы с художественным произведением. здесь по существу ставился вопрос о том, готовы ли учителя отнестись к спектаклю как к произведению искусства или воспринимают его как пособие для урока этики или обществознания.
Тут опрашиваемая группа поделилась фактически пополам. 12 опрошенных считают, что «беседуя с детьми о спектакле важнее всего постичь особенности его художественного языка, созданный режиссёром, художником, композитором, актёрами художественный образ спектакля и ставят этот ответ в середину рейтинга – от 2-ого до 7-ого места. И при этом 10 человек считают, что, «беседуя с детьми о спектакле, важнее всего вскрыть его нравственный посыл». Не трудно увидеть, что 2 опрошенных подчеркнули оба ответа, не сумев соотнести их. Ответы также охватывают середину рейтинга – от 3-го по 8-ое место. Для школ-лидеров в области эстетического развития это не очень хороший результат. Но вполне ожидаемый. К сожалению, наш многолетний опыт общения с учителями МХК, музыки, изобразительного искусства, руководителями детских театральных коллективов, показывает, что большинство из них затрудняется в определении того, что такое ОБРАЗ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, не владеет практиками, приёмами и техниками анализа эстетических особенностей произведения искусства.
здесь отношение к театру, спектаклю – не исключение, а общее место для работы со всеми видами искусств. Реализуя программу гуманитаризации образования, на наш взгляд, особо пристальное внимание следует уделить развитию эстетического восприятия у педагогов и обучению их способам анализа художественного произведения.
Пятый блок, как и четвёртый, построен по принципу избыточности и непрозрачности. Он содержит 20 позиций нескольких подтем, связанных формами взаимодействия с профессиональными театрами.
Как и следовало ожидать, самой распространённой формой по-прежнему является самая малоэффективная – посещение спектаклей классами. Это отметили на первой позиции 17 из 20-ти участников опроса. Более содержательная форма посещения театральных спектаклей в составе факультативов, кружков, объединений была отмечена на 2-ой позиции 8-мью участниками опроса.
Только в 8 образовательных учреждениях время от времени приглашают театры со спектаклями для младших классов. При этом спектакли вместе с игровыми программами – только пяти из них. А спектакли с образовательными программами – только 3 образовательных учреждения.
Ещё меньше тех, кто приглашает театры со спектаклями для средней школы – только 5 образовательных учреждений. При этом спектакли вместе с игровыми программами – только 2 образовательных учреждения. А спектакли с образовательными программами – ни одно.
Время от времени приглашают в школу театры со спектаклями для старших школьников ещё меньше – только в 4 образовательных учреждениях. Спектакли вместе с игровыми программами ни одно. Зато спектакли с образовательными программами – 2 образовательных учреждения.
Учитывая огромный и длительный положительный зарубежный опыт, а также весьма успешный опыт Центра фестивальных и культурно-досуговых программ ДОгМ текущего учебного года по организации выездных спектаклей в школу с образовательными (в том числе социальной направленности) и с игровыми программами, важно осмыслить эту ситуацию. Европейский опыт свидетельствует высокой эффективности подобных программ. А из опыта Центра явствует, что в Москве есть мобильные театральные коллективы, готовые заниматься такой работой на достаточно высоком художественном и педагогическом уровне. значит, причина малой популярности таких форм – в недостаточной эффективности информационной работы и искусственно созданных проблемах рынка подобных услуг. Маленьким театральным группам нелегко получить юридический статус, который позволит им заниматься подобной деятельностью. Налогообложение таких проектов завышено. А у школы нет ясных механизмов, при помощи которых она легко могла бы осуществить законную оплату. Следовательно, развитие рынка подобных услуг должно войти в первоочередные задачи программы гуманитаризации.
Опрос показал также значительное снижение участия школ в формах клубной работы профессиональными театрами. Только в трёх образовательных учреждениях учителя школьники время от времени принимают участие во встречах зрительских клубов профессиональных театров. И только в одной школе дети иногда участвуют в праздниках посвящения в зрители, организуют праздники профессионального театра в школе и праздники школы в профессиональном театре.
А в конце ХХ века все эти формы работы были широко распространены и охватывали почти 100°/о школ города. Для того чтобы возродить эту плодотворную традицию, необходимы совместные усилия Департаментов образования и культуры.
Несколько лучше дело обстоит с организацией творческих встреч. Посещение встреч с драматургами, актёрами и режиссёрами в театрах, библиотеках, концертных залах, галереях и т.д. время от времени организуют 8 из 1б-ти опрошенных образовательных учреждений. И столько же, отчасти пересекающихся, отчасти нет, организуют такие встречи в стенах самой школы. Ещё меньшее количество образовательных учреждений (4) организуют эти встречи в активной форме, как творческие занятия детей с профессиональными деятелями искусства. Совершенно очевидно, что если среди лидеров только половина организует для своих детей творческие встречи, то в школе в целом дела обстоят ещё хуже.
- совсем мало школ, знакомых с практиками творческих стажировок детей в театре. У двух образовательных учреждений есть практика участия детей в профессиональных спектаклях, и только у одного единичный опыт стажировки детей в театральных цехах.
С точки зрения профориентации школьников, занимающихся в образовательных учреждениях с углублённым изучением дисциплин Искусства, это очень печальный факт. Если учесть, что на современных больших производствах дети практически не могут проходить стажировки из-за сложности оборудования, то цеха театров – пошивочные, бутафорские, столярные и другие – могли бы быть очень хорошей помощью в продуктивной работе по приобщению детей к миру возможных профессий.
Шестой блок построен по образцу первых блоков: он не слишком длинный (9 позиций) и достаточно прозрачный. Этот блок посвящён принципиально иному повороту темы, чем все предыдущие. А именно – формам существования любительского театра в школе.
В 11-ти школах многие учителя начальной школы готовят со своими учениками спектакли. В 10-ти школах многие классные руководители и учителя гуманитарных предметов готовят такие спектакли. Большое театральное объединение, где вместе работают над спектаклями ученики, учителя, выпускники и родители, работает в 9-ти школах. Театральный кружок, где занятия ведёт школьный учитель, в 7-ми школах. В б-ти школах нет постоянно работающего театрального объединения, но для подготовки праздников вокруг организатора и классных руководителей собирается временная творческая группа детей. В 8-ми школах театральные кружки ведут профессионалы: из них в 5-ти школах работает театральный кружок, где занятия ведёт профессиональный актёр, в 2-х – театральный режиссёр и в 1-ой – педагог по сценической речи. В 2-х школах работают театральные студии, где несколько предметов преподают профессиональные педагоги по актёрскому мастерству, сценической речи, пластике и другим предметам. И в 1-ой школе существует театральная кафедра, театральные дисциплины преподаются для всех детей, а спектакли с классами готовят педагоги по сценическому мастерству.
Из приведённого обзора видно, что любительские спектакли ставят во всех школах, и в большинстве из них существует по нескольку форм этой работы. Даже в школах, ориентированных на эстетическое образование, в абсолютном большинстве случаев спектакли ставят школьные учителя. И это не слабость системы, а её необходимость. Учитель и профессионал преследует в большинстве случаем различные педагогические цели, равно необходимые целостному образовательному процессу. Но важно, что результаты могут быть качественными только в том случае, если учителя владеют азами театральных профессий, а актёры и режиссёры – основами педагогической профессии. Поэтому неизбежностью в очередной раз встаёт вопрос необходимости качественного и в то же время массового обучения специалистов для театральной работы с детьми. В этой связи фактическое уничтожение крупнейшего в России центра такого обучения на кафедре эстетического образования культурологии МИОО представляется крайне необдуманным.
Седьмой блок является заключительным. Его цель – выяснение самой сложной проблемы – наличия форм и методов театральной педагогики в общеобразовательных процессах школы. Формулируя вопросы этого блока, мы были готовы к тому, что они в основном не будут понятны участникам опроса. Отчасти наши предположения оправдались. 18 из 20-ти опрошенных отметили, что они не знакомы с методиками театральной педагогики, которые могут быть использованы в общеобразовательном процессе, на уроках. Поскольку это утверждение стояло первым, по логике опросника это автоматически должно было бы исключить отметки в остальных позициях блока. Но на деле вышло не так. Читая последующие утверждения, представители школ, видимо, постепенно вспоминали о тех формах работы, которые в их школах есть, но представлялись им неочевидными.
13 участников опроса отметили, что в их школе «часто (или иногда) реализуются творческие и исследовательские театральные проекты».
11 участников – что в «их школе методики театральной педагогики используют учителя гуманитарных предметов (литературы, истории, иностранного языка и т.д.)».
По 9 участников опроса отметили, что в их школе «методики театральной педагогики используются иногда учителями точного и естественнонаучного цикла (биологии, географии, физики, химии, математики и т.д.)» и «методики театральной педагогики используют учителя искусства (МХК, ИЗО, Музыки)».
5 участников отметили, что у них «в начальной школе ведутся уроки театра, они стоят в сетке расписания».
4 участника опроса утверждали, что «театральная работа – это стержень, вокруг которого строится большая часть образовательной работы школы». Интересно, что двое из них в начале анкеты указали, что методики театральной педагогики, которые могут использоваться в общеобразовательном процессе, им не знакомы.
В трёх школах «театральные методики используются школьными психологами» и «развивающие театральные занятия ведутся в группах подготовки к школе».
1 участник отметил, что «в школе театральные методики используются учителями в коррекционных классах и при работе в области инклюзивного образования».
Ещё один участник опроса добавил свою позицию: «В нашей школе методики театральной педагогики используют учителя гуманитарных предметов и точного и естественнонаучного цикла в рамках внеурочной деятельности по предмету».
Такой разворот говорит о том, что, хотя значение методов театральной педагогики в школе не вполне осознано, многие педагоги, отчасти интуитивно, ощущают наличие таких методов в школе и догадываются о том, что они могут быть полезны. Однако только двое из опрошенных осознанно отмечают, что многие формы и методы театральной педагогики им не знакомы, но они хотели бы с ними познакомиться и внедрить их в практику.
По итогу проведённого пилотного исследования мы пришли к нескольким выводам, важным для дальнейшей работы:
- На уровне логики и сознания, на уровне принимаемой риторики, большинство педагогов, руководящих инновационной работой в пилотных базовых школах отождествляют себя с современной педагогической парадигмой, системно-деятельностным подходом, личностно-ориентированным подходом, ценностно-ориентированным образованием.
- На уровне привычных практик большинство педагогов не владеют методиками современного образования. И оснащение их этими методиками является насущной задачей.
- Сегодня в Москве утрачены многие формы сотрудничества образовательных учреждений и театров, которые очень хорошо зарекомендовали себя в ХХ веке, и было бы целесообразно их возрождать и развивать: посвящения в зрители, творческие стажировки, клубная работа и т.д.
- У педагогов Москвы существует осознанная потребность в организации посещений с детьми спектаклей театральных вузов, но механизмы организации таких посещений не разработаны. И этот вопрос требует решения.
- Сегодня в мире очень популярны формы выездной работы маленьких театральных коллективов в школы с особыми образовательными программами. В Москве есть ресурс для реализации подобных программ. И его необходимо развивать.
б. В каждом образовательном учреждении Москвы осуществляются разнообразные любительские театральные постановки, но у руководителей этих постановок чаще всего не хватает квалификации для их максимально эффективного образовательной точки зрения осуществления. Поэтому необходимо сохранять и развивать опыт повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для театральной работы с детьми.
7. Педагоги пилотных школ внутренне готовы необходимости внедрения методов театральной педагогики в процесс общего образования школы, но мало осведомлены об особенностях этого подхода. Поэтому необходимо развивать информационную базу программы и постепенно помогать образовательным учреждениям осваивать наиболее актуальные формы и техники работы.
Оставить комментарий