Инклюзивный театр. «Всё, что мы делаем, изменяет мир»

С.Шанская,
режиссёр театра «Птица», г.Ижевск, Удмуртия

Инклюзивный театр.
«Всё, что мы делаем, изменяет мир»

В Удмуртии  4000 детей-инвалидов, около 2 тысяч проживает в Ижевске, но об их проблемах знают немногие. Создается видимость благополучного общества. Их крайне редко встретишь на улицах: магазины, библиотеки, клубы, обычные школы не оборудованы пандусами, самостоятельные выходы на улицу без сопровождения родителей чреваты для таких детей встречей с агрессией, насмеш­ками окружающих. Таким образом, общение со здоровыми детьми практически исключается. В прошлом году одну из специальных школ Ижевска расформировали, создав стрессовую ситуацию для всех учеников и родителей. Но самое страшное случается после окончания школы, пусть даже специальной, в которой учится большинство таких детей: они остаются изолированными в четырех стенах, при почти полном отсутствии общения. Наше общество предпочитает уйти от проблем: вла­сти бездействуют, общественность молчит. Только родители пытаются помочь своим детям, часто сами нуждаясь в психологической и финансовой поддержке, нельзя забывать и о необходимости лечения и профилактики, операций и поездок в другие города для лечения.

А дети на наших фотографиях улыбаются, они счастливы, заинтересованы, они являются такими же неповторимыми, "особенными", как и все дети. Видно, как одна из участников, Лиля, очень эмоционально рассказывает о будущем спек­такле и своём участии в нём. Этот рассказ наивен и трогателен. Необычен. И, может быть, сегодня такие актёры нужны современному театру, театру, который может принять любую индивидуальность и растопить холодного современного искушённого зрителя?

Идея создания инклюзивного театра принад­лежит актёрам театра "Птица", студентам РАТИ, будущим продюсерам Анастасии Евдокимовской и Павлу Савину. Они и обратились ко мне с пред­ложением сделать спектакль с "особыми" детьми и организовать фестиваль инклюзивных театров в Ижевске. К сожалению, фестиваль не случился – не нашлись спонсоры, не было поддержки от вла­стей. Даже зал для показа спектакля был найден с трудом, навстречу пошёл только один заводской санаторий, бесплатно предоставивший сцену для показа. Все занятия и репетиции были проведены в театре "Птица" при поддержке его средней группы, ребят 13-17 лет.

Первоначально проблемы заключались в моём ошибочном представлении, что эти дети ничего не умеют, ничего не понимают и не способны по­нять, и поэтому они будут участвовать в спектакле в качестве статистов, фона для моих актёров, или смогут выступить в эпизодических ролях. Это было связано с отсутствием практики подобного общения, а также с моделью поведения родите­лей и самих детей. Родители не доверяли детей незнакомым людям, не верили в возможность длительной работы и волновались за их эмоцио­нальное здоровье. В качестве помощников органи­заторами были привлечены волонтёры и психологи Удмуртского государственного университета. Их первоначальные выводы были неутешительными: по результатам диагностики на этом этапе даже не представилось возможным проанализировать ответы большинства детей. Они с трудом шли на контакт, не говорили о себе и старались избежать общения с другими.

На помощь пришло литературное произведение: сказка Льюиса Кэролла "Алиса в стране Чудес". Идея будущей постановки этой сказки задала тему всех занятий и встреч. Как и во всех лучших кни­гах для детей, в ней есть герой, вернее – героиня, отличающаяся от других, не такая, как все. Вспом­ните сказки для детей "Гадкий утенок", "Маугли", "Пеппи Длинный Чулок" и др., и книги для под­ростков "Чучело", "Гадкие лебеди" и т.п. Но в решении нашей "Алисы в стране Чудес" героиня – самая обычная, такая, как все; а вот ее окруже­ние – персонажи особенные. Они нетипичны, они иные – как и наши актёры. И это дает возмож­ность для игры, для превращения особенностей детей-инвалидов в характерные черты странных персонажей Льюиса Кэролла. И симпатии зрите­лей, не желающих быть "обычными", оказываются на стороне "необычных" персонажей.

Такая трактовка дала возможность при выборе ролей создать ситуацию, когда и актёры "Пти­цы", и инвалиды оказались в равных условиях, а последние иногда даже в приоритетных. После первого месяца занятий, после самостоятельных проб состоялось окончательное распределение ро­лей, и каждому актёру достался свой персонаж. А самые активные ребята из тех, у кого меньше про­блем с речью, получили по две роли, в начале и в конце спектакля. Так выбор произведения создал идеальную ситуацию, в которой поведение героев оправдано их природой.

Актёры театра "Птица" уже имели многолетний опыт общения с больными детьми: они выступали в Республиканском детском онкологическом центре, навещали детей из детских домов, а также помо­гали пожилым людям во время продолжительных летних поездок на остров Свияжск и в деревню Протопоповка. Перед ними не стояла проблема проявления своих актёрских талантов, они добро­вольно взяли роль помощников, по мере необходи­мости включаясь в спектакль. Только две самые маленькие актрисы из младшей группы театра "Птица" получили главную роль – они играли двух из трёх действующих на сцене Алис: Алису сред­нюю и Алису маленькую. Алису большую в начале и в конце спектакля играла девочка из объедине­ния "Ассоль", Ирина, ставшая не только главной героиней, но и активным помощником. Все ребята в процессе работы быстро сдружились, помогали друг другу за кулисами во время переодеваний, а на сцене помогали тем, кто не мог самостоятельно передвигаться. Они также меняли декорации и выносили реквизит, работали с залом во время интерактивных вставок с шарами, лентами и за­гадками Шляпы.

Не могу не отметить еще одно обстоятельство, связанное с отсутствием общения и развития детей-инвалидов: асоциальный стиль поведения некоторых участников, навязанный определен­ной группой и во многом телевидением, которое, к сожалению, является их повседневным многочасовым опытом узнавания мира. В связи с этим в начале занятий были проблемы этического характера, и только дружелюбие, отсутствие оце­нок, положительные эмоции и деловая ситуация смогли их устранить. С некоторыми детьми были и еще остаются проблемы, которые выражаются в требовании к себе постоянного внимания, ино­гда в совершении неадекватных поступков. Для устранения таких проблем на репетициях нужна помощь родителей.

При создании особого метода работы нам помог­ли мастер-классы директора школы-интерната для глухих детей г.Нижнего Новгорода, художествен­ного руководителя и режиссёра театра "Пиано" Владимира Чикишева, детские театральные игры, видоизмененные и адаптированные к индивиду­альным возможностям участников. Актуальными стали упражнения для дыхания, потому что у детей остро стоит проблема с телесными зажимами и при­нятием своего тела и голоса. Основной упор был сделан на ключевые понятия, необходимые в овла­дении азами актёрского мастерства: "слышать, видеть, думать, уметь удивляться и принимать решения". Помогли простые детские игры с замираниями и этюды на выполнение ряда физических действий. Работа над мимикой, обучение чувству ритма, основам правильного дыхания, посылу зву­ка шла параллельно с освоением отдельных сцен спектакля; чередовались групповые и индивиду­альные занятия. Дети могли учиться друг у друга, получая адекватные образцы для подражания. А главное, у них на глазах и с их участием возни­кала игровая стихия, которая способна захватить и увлечь человека любого возраста и которая так близка самой природе детства.

Спустя месяц после начала занятий начались репетиции отдельных сцен, построенные как цепь импровизаций с постепенным усилением нагрузок. занятия проходили 2 раза в неделю: сначала по часу, а потом по 2 часа. Раз в неделю все собирались вместе. В начале каждого занятия проводилась не­большая игровая разминка, постепенно переходив­шая в репетицию. А вторая встреча недели была по­священа работе над отдельной сценой из сценария, создававшегося параллельно репетициям. Ребята овладевали основными театральными понятиями и осваивались с пространством сцены, искали ха­рактеры и жесты для своих героев. Многие знали сказку про Алису только по фильму Тима Бертона, а теперь они начинали читать сами или просить прочитать родителей. Постепенно, получая навыки свободного поведения на сцене, ребята открывали для себя новые возможности, новые движения, создавали из привычных – необычные жесты.

К примеру, Лиза, играющая Королеву, не мог­ла справиться с жестом "подойди ко мне". Но она могла вытянуть руку, потом развернуть ладошку, потом сложить пальцы, и только потом произнести текст. В общем контексте этот постепенный, как бы замедленный жест создавал особый эффект. А Рома, у которого проблемы со слухом и речью, нашел удивительную пластику для Старика Вре­мя. Он постепенно проявлял свои таланты, и, к восторгу всех партнёров, оказался прекрасным акробатом. Алексей, привыкший работать в паре только со своей подругой, долго отказывался от новой партнёрши. Выяснилось, что мешала необхо­димость целоваться на сцене, играя супружескую пару. Но его внимание и усердие помогли отбросить эти ложные представления, и прежние навыки выступления, характерные для "натасканных" детей, и он по праву играет ведущую роль Додо и Короля. Всеобщую любовь вызывал на репетициях Саша (у него синдром Дауна), который умеет за­жигательно удивляться, радоваться и танцевать. Ему очень подошёл образ Чеширского Кота, а по­могала ему Говорящая Улыбка – Даша, девушка со сложной болезнью и судьбой.

Трудно было тем, у кого проблемы с речью. Но когда вдруг обнаруживалось, что зажатый, очень тихий голос вдруг может становиться сильным, удивлялась и сама носительница нового звука, ребята, для которых открывались собственные новые возможности. Эта девушка после спектакля впервые в своей жизни написала стихотворение, оно опубликовано в сборнике детских стихов и рисунков Ижевского издательства.

Очень выразительна сцена появления Оли на инвалидной коляске в коридоре и её проезд в зал, где знают, что сегодня её день рождения и где её встречает "каравай" и объятия.

Кроме занятий, были праздники: 8 марта и 23 февраля сопровождались подарками, сделанными своими руками, записью видеопожеланий; особен­но запомнился день рождения Льюиса Кэролла, которого замечательно сымпровизировал Ваня, сы­гравший в спектакле Шляпу и обладающий несо­мненным актерским талантом. Были и просмотры спектаклей театра "Птица", и благотворительный спектакль для Саши, больного ДЦП, нуждающего­ся в курсе реабилитации после сложной операции.

На этом этапе тоже было проведено психологи­ческое исследование. Оно показало значительное улучшение по таким показателям, как активность, доброжелательность, инициативность, положи­тельные эмоции во время и после репетиции, и особенно по показателям открытости, взаимодей­ствия и внимания.

К концу проекта участники не боялись говорить о себе, дети с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники научились общаться друг с другом. Многие подружились и активно общались после занятий, переписывались в социальных сетях. Можно уверенно сказать об "обратной инклюзии", касающихся всех здоровых детей и взрослых, участвующих в проекте.

...Спектакль "Алиса в стране чудес" состоялся 14 апреля 2012 года, спустя полгода с начала ра­боты. Были проданы все билеты. Среди зрителей были люди разных возрастов и категорий (здоро­вые дети, дети с ограниченными возможностями, группа детей из детского дома, взрослые). 3а время спектакля только одна девочка выбыла из состава участников из-за необходимости отъезда для ле­чения. Ребята смогли от часовых занятий дойти до продолжительных прогонов спектакля. Были сшиты костюмы, изготовлены декорации. Было снято видео для спектакля и записана музыка. В работу над спектаклем были вовлечены и актёры театра "Птица", и волонтёры, и родители.

Результат превзошел ожидания. Реакция зри­телей, долго стоя аплодирующих актёрам и их родителям, не оставила сомнений, что спектакль стал событием для всех. Успех был важен для всех. Участникам он давал уверенность в себе и удовлетворение от проделанной работы; родители поверили в возможности своих детей; организато­ры получили впоследствии грант на дальнейшее развитие инклюзивного театра в Ижевске и смогли дать надежду детям на продолжение работы. По результатам гранта для детей-инвалидов города Ижевска будут привлечены специалисты допол­нительного образования, дети смогут посещать разные кружки, а сам спектакль будет востребован в в дальнейшем. Грант предполагает и выездной вариант спектакля.

Спустя две недели после окончания проекта была проведена итоговая диагностика, а 19 апре­ля состоялась работа "фокус-группы", целью которой было подведение итогов проекта. Среди присутствующих были режиссёр, руководитель объединения детей-инвалидов "Ассоль", дети с ограниченными возможностями здоровья, участ­ники спектакля, родители присутствующих детей, социальные педагоги и психологи.

Сами дети отметили важнейшие результаты проекта:

  • мы смогли поверить в себя;
  • удалось расширить свои границы;
  • перестали бояться жизни;
  • смогли говорить о себе;
  • стали больше доверять людям, смелее общаться с ними;
  • появилась ответственность за другого человека;
  • появились новые умения (одна девочка стала писать стихи).

Психологи добавили:

  • пропали боязнь нового и в связи с этим излиш­няя нервность некоторых участников;
  • появились рабочий ритм, осознание значимости каждого упражнения;
  • возникли интерес к произведению, к характеру героев, умение работать в группах; потребность в общении;
  • между родителями и детьми установились от­ношения большего доверия и уважения.

...Наше общество нуждается в толерантности, благородстве, доброте, отзывчивости. Создание инклюзивного театра даёт возможность проявить эти качества, а самому театру открывает пути раз­вития в сторону общественной значимости. Про­ект "Инклюзивный театр" уменьшил социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, помог им общаться со здоровыми свер­стниками на основе взаимоуважения и понима­ния; он стал не менее важен и для здоровых детей и взрослых, участвовавших в его реализации. Общаясь с "особыми" людьми, наделенными осо­быми качествами доброты, раскрываешь и в себе новые грани добра и творчества.

"Приобретаешь тем больше, чем больше жерт­вуешь". Эти слова Леопольда Антоновича Сулер­жицкого могут быть отнесены и к опыту работы инклюзивного театра в Ижевске.

На вопрос местной радиостанции: "Каких из­менений Вы ждёте после проекта?", – я отвечаю: "Верю, всё, что мы делаем, меняет мир".

 

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 31-33

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.